«Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах».
методическая разработка

Белякова Алла Ивановна

Формирование интереса к театрализованным играм складывается  в процессе просмотра кукольного спектакля, который показывает педагог. Герои театра используются на занятиях, в повседневной жизни. Педагог от их лица хвалит детей, благодарит, здоровается, прощается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах».

В этом возрасте дети сами не воспроизводят текст, а лишь выполняют определенные действия. Текст читает педагог, как правило, 2-3 раза.

Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются  в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается  в процессе просмотра кукольного спектакля, который показывает педагог. Герои театра используются на занятиях, в повседневной жизни. Педагог от их лица хвалит детей, благодарит, здоровается, прощается.

Такие игры активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре.

Игровые задания для детей делятся на ступени:

  • Игра-имитация отдельных действий (улыбнулись, покружились);
  • Игра- имитация несколько последовательных действий;
  • Имитация образов знакомых сказочных героев (неуклюжий медведь);
  • Имитация действий под музыку;
  • Бессловесная игра- имитация с одним персонажем (Заинька);
  • Игра – импровизация по текстам коротких сказок;
  • Ролевые диалоги героев сказок;
  • Инсценировка фрагментов коротких сказок;
  • Игра – драматизация с несколькими персонажами.

В процессе таких игр дети осваивают специальные умения:

  1. Освоение позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, дослушивать до конца, хлопать в ладоши).
  2. Первичное становление позиции «артист» (использование мимики, жестов, движений, голос).
  3. Умение взаимодействовать с другими участниками игры (не ссориться, играть роли по очереди).

Средняя группа.

В этом возрасте ребенок переходит

  • К играм, ориентированным на зрителя, где значим и процесс и результат.
  • К игре в группе из 5-7 сверстников, роли которых различны.
  • К воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

В этом возрасте театрализованная игра становится средством самовыражения. Дети учатся сочетать движения и текст, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму.

Усложняются методы и приемы:

  • Ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений»
  • Я – петушок. Посмотрите, какой у меня гребешок, какая бородка, как я важно хожу»
  • Настольный театр  используется для самостоятельной деятельности («Репка»,  «Теремок»).
  • Для драматизации рекомендуется использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.

Постепенно дети начинают осваиваться другие виды театра: мягкой игрушки, вязаный или конусный, театр плоскостных фигур. Пальчиковый театр используется в самостоятельной игре.

Усложняются и умения дошкольников:

  1. Позиция «зритель» - эта позиция получает свое дальнейшее развитие (быть внимательным, не покидать свое место до конца спектакля, отвечать на обращение артистов, др.)
  2. Позиция «артист» - совершенствование умений использовать невербальные средства и интонационной выразительности. Развивается умение управлять куклой.
  3. Первичное освоение позиции «режиссер» - умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками, фигурками.
  4. Освоение позиции «оформитель» - ребенок учится определять место для игры, подбирать атрибуты, использовать материалы и элементы костюмов.
  5. Позитивное взаимодействие с другими участниками спектакля.

В этом возрасте необходимо поощрять желание детей придумывать свои способы реализации задуманного.

Старшая группа.

Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства.

Ребенок постепенно переходит:

  • К играм, подразумевающим свободное построение сюжета, где литературная основа сочетается с фантазией.
  • К игре как средству самовыражения через образ героя.
  • К игре, в которой представлен целый комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер».

Новым становиться приобщение детей к театрализованной культуре,  т е знакомство с назначением театра, его историей, деятельностью его работников. Ребенку становится доступны самостоятельные постановки спектаклей. Усложняются тексты для постановок.

Игра – фантазирование становится основой театрализованной игры.

Усложняются умения:

  1. Позиция «артист» - зритель как умный, добрый советчик.
  2. Позиция «артист» - развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою.
  3. Позиция «режиссер – сценарист» - способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
  4. Позиция «оформитель- костюмер» - обозначать место «сцены» и «зрительного зала», использовать предметы – заместители, самостоятельно изготавливать атрибуты, афиши, приглашения.
  5. Использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры и в ее процессе.

Дети более разнообразно проявляют самостоятельность. Импровизируют в процессе придумывания игры и воплощения образа.

Подготовительная группа.

У дошкольников 6-7 лет игра – драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

В этом возрасте рекомендуется использовать упражнения на развития воображения, задания на напряжение и расслабление.

Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах  Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиватьс...

Статья на тему "Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах"

В статье раскрываются направления деятельности педагога по развитию театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах....

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал...

Консультация для педагогов «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»

1. Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побу...