Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Крикунова Елена Михайловна

Методическая разработка   «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx49.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

«Детский сад № 1 «Чебурашка» ст. Гиагинской»

Районные педагогические чтения

«Инновационные технологии, как условия повышения качества обучения»

                           Методическая разработка  

«Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Театр теней своими руками

                                                                                           

                                                                                                     

Подготовила воспитатель:

Крикунова  Елена Михайловна

2021гг

Театр — словно чародей, волшебник,

своею палочкой волшебной проведя

и вот ребенок, скромный и  застенчивый,

сегодня вдруг играет короля.

 Одной из задач современного дошкольного образовательного учреждения является развитие личности ребенка, его творческой активности позитивной социализации. Каждый педагог хочет, чтобы его воспитанники выходя из стен ДОО, были более самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. В связи с этим проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной в наше время.

Современных детей очень трудно чем то  удивить. Смартфоны, планшеты, роботы – это еще не полный список современных игрушек и гаджетов. А мы – педагоги часто ставим перед задач, чтобы воспитанники  больше интересовались и  узнавали о  духовной культуре, знакомясь с различными видами искусств.

Актуальность.

Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка. В детских садах используют разные виды театра. Из всего многообразия видов театра, мы выбрали  теневой театр. И как мне кажется, не зря. Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке, развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками.

Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь по сути его не видно, все внимание сосредоточенно на тени предмета, и он потихоньку начинает раскрепощаться.

Театр теней, зрелищный и загадочный, который не только увлекателен по тематике, но и безграничен по своему развивающему и воспитательному потенциалу. К тому же, тень - довольно пластичный материал, который не нуждается в специальном изготовлении. Материал теневого театра настолько прост, что с его помощью можно показать любой предмет, стоит только изучить его тень и научится пользоваться ею. Визуальные свойства и возможности тени дополняются звуковыми: текстовыми, шумовыми и музыкальными эффектами, что придает теневому спектаклю еще большую выразительность.

Новизной и своеобразием стало то, что вся театрализованная деятельность была построена в нетрадиционной форме работы с детьми. А именно, через проектную деятельность, которая допускает решение разноплановых задач образовательного процесса ДОУ. Так был создан проект теневого театра «Теневой театр, как средство развития творческих способностей

детей раннего возраста» Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, поэтому в занятия вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.    

Задачи:

Театральное мастерство формирует у детей важные навыки совместной работы, общения, воспитывает ответственность, способность находить нестандартные решения, свой индивидуальный стиль поведения. Следующая задача, которую нужно и можно решать при помощи театральной деятельности – развитие креативности, воображения, памяти, абстрактного и образного мышления. Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно.

Такая деятельность способствует:

- развитию речи и мелкой моторики;

- формированию коммуникативных навыков;

- развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;

- формированию умения взаимодействовать с окружающими;

- становлению чувствительно-эмоциональной сферы;

- появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;

- воспитанию эстетического вкуса.

На первых занятиях с детьми мы знакомились с историей возникновения театра теней, с атрибутикой и самим устройством  теневого  театра.

Теневой театр основан на использовании плоских кукол и декораций, которые расположены между источником света и экраном. Куклы  нашего театра, делались из картона, бумаги. Фигурки кукол освещаются сзади, в результате чего, на экране проявляется черно-белое  изображение.

Актерами теневого театра помимо силуэтных кукол, стали руки моих воспитанников. Мы разучили с помощью рук, как создать силуэт некоторых самых простых животных: собачка, петушок, зайчик и др. Которые легли в дальнейшем в основу  показа самых первых теневых представлений малых форм фольклора (потешки, частушки, поговорки, загадки, сказки и др.). Поскольку в данном виде теневого театра задействованы руки, то перед каждым показом с детьми проводилась пальчиковая гимнастика, что позволяло не только подготовить пальцы рук к показу, но и развивать речь детей, создать положительный эмоциональный настрой. Нами была создана картотека фигур театра теней «Живая рука»где  четко проиллюстрированны фигуры из рук.

Осваивая технику показа ручных теней, дети придумывали разные ситуации с персонажами: собачка открывает  рот и говорит всем привет, зайчик машет вам лапкой и т.п. А затем на основе литературного материала, каждый ребенок создавал свой мини-спектакль: с помощью пальцев рук показывал какое-либо животное и сопровождал показ текстом. После того, как  дети овладели техникой показа ручных теней, мы усложнили задачу: нужно было показать мини–спектакль с участием двух или более детей. Сначала воспитанники разыгрывали маленькие диалоги. Например, показывая собаку и зайчика, персонажи здороваются друг с другом и знакомятся. После этого дети разыгрывали спектакли,  на основе литературного текста («Кисонька-Мурысонька», «Курочка-Рябушечка», и др.

Знакомя детей с различными видами театра, одновременно проводились беседы с показом иллюстраций, загадывались загадки и.т.д.

 Используемый мной материал был самым разнообразным: слайды, презентации, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более понятным, современным, разнообразным.

Магия тени продолжает  манить нас с детьми в свой глубокий не изведанный мир, нам хочется  чаще встречаться с ней и придумывать  с тенью все новое и новое…

И так выключайте свет, приглашайте зрителей, пробуйте, творите, разыгрывайте свое теневое представление….

                     Игра малой  «Волк и зайцы»

Цель: Развитие координации движений, совершенствование умения ориентироваться в пространстве, выполнять движения по сигналу. Развитие  внимательности, сообразительности, быстрой реакции, организованности. Воспитывает умения действовать по определённому образу и правилам.
Материал и оснащение:  стена, прожектор, музыкальное сопровождение

                                                    Ход игры:

Играет спокойная музыка. Воспитатель звенит колокольчиком, собирая детей в круг.

Ход работы:

В:- Всех детей зовем играть¸ будем дружбу укреплять. Очень нравится игра, крикнем громко все «Ура!». Ребята, а вы хотите поиграть в интересную игру?

Д: - Да!

В: - А в какую игру мы будем сегодня играть, вы узнаете, отгадав загадки.

Загадка:

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно - белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся.

Д: - Заяц.

В: - Правильно, это заяц. Теперь отгадаем вторую загадку.

Загадка:

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый …

Д: - Волк. 

В: - Правильно! Сегодня мы будем играть в игру «Зайцы и волк». Но играть в нее мы будем сегодня необычно.

В: -Хотите поиграть?

Д: - Да!

(выключается свет, включается прожектор)

В: - Вот ребятки посмотрите. К нам в гости прискакал зайка (показать детям фигуру  зайчика сделанная рукой)

- Зайчику скучно одному он  хочет поиграть с нами, давайте сделаем ему друзей?

Д:-да.  

В: - Тогда все дружно сделаем из наших ручек зайчиков(дети все с воспитателем делают фигурки зайчиков)

В:- Все внимательно послушаем, правила игры.

(воспитатель объясняет правила : дети изображают  руками, играющих зайчиков, шевеля пальчиками (ушами), когда будет  произнесено  слово «волк» зайчики должны убежать. А волк будет стараться поймать их (дотронуться до их тени).

В:- Все поняли правила?

(дети приготавливаются, слушают внимательно сигнал от воспитателя)

Ход игры

В: -Зайки скачут.

Скок, скок, скок,

На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают —

Не идет ли волк.

(появляется волк (тень волка)и  пытается поймать зайчиков, роль волка играет воспитатель)

Игра продолжается несколько раз.

 По сигналу раз – два - три конец игры, игра заканчивается (по желанию детей игру можно повторить).

Рефлексия:

В: - Ребята, вам понравилось играть?

Д: - Да! (предположительный ответ)

В: - А как называется игра, в которую мы с вами сегодня играли?

Д: - «Зайцы и волк»

В: - Вам понравилось быть зайчиками?  (да)

В:- А скажите с чем мы сегодня играли?

Д:- тенью своих рук.

В: - Интересно вам было?

В: - Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо играли! Все были ловкими и внимательными.

После игры дети садятся  в круг, воспитатель подводит итоги игры: отмечает, кто из играющих отличился особой ловкостью, быстротой, хорошо выполнял правила, называет и тех, кто нарушал правила.  

Список литературы:

Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2

Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.

Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.

Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.

Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация из ткани как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и педагогов дополнительного образования.

Практические  рекомендации с  подробным, иллюстративным содержанием  по использованию аппликации из  ткани в работе с детьми дошкольного возраста....

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....