проект "Пришла к нам масленица,принесла блины и маслице!"
проект (подготовительная группа)

Байдалова Ирина Борисовна

Проект поможет музыкальным руководителям и воспитателям организовать в детском саду работу по приобзению детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №11 «Буратино»,

г. Невеля Псковской области

Педагогический проект для старшей и    подготовительных групп

                    детского сада

   «Пришла к нам масленица,

                  Принесла блины и маслице!»

Подготовила и реализовала:

Музыкальный руководитель Байдалова И.Б.

                               

                                 Невель

                                   2018

Проект «Масленица»

Участники проекта:

Музыкальный руководитель;

Воспитатели  старшей, подготовительных групп; в роли бабы Яги – воспитатель средней группы «Теремок» Пароменкова Л.П., Снеговик – Терещенко Е.В., Матрёшка – Грибалёва С.Н., Скоморох – Соловьёва Л.В.

Дети –  старшей,  подготовительных групп;

Сроки реализации проекта – четыре недели, с19 января по 16 февраля.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой, разновозрастный;
  • по доминирующему методу – музыкально - игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка);
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника.

Цель: Создать условия  для повышения интереса к традициям русского народа ( праздник Масленица).

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников проекта к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздник Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможность детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Материал и оборудование – музыка; «Масленица» - наряженная кукла из соломы;  «Карусель» - изготовлена из колеса, шеста и ленточек.

Костюмы для взрослых: Баба Яга, Снеговик, Скоморох, Матрёшка.

 Музыкальный репертуар: песни и хороводы:  «А мы Масленицу дожидали», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Сею – вею снежок», «Веснянка», «Блины», игры: «Блины с припёком», «Карусель», хоровод на улице вокруг  Масленицы.

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

  1. Подготовительный;
  2. Основной;
  3. Заключительный.
  1. Подготовительный, с 19 января по 26 января.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования масленицы.

Содержание:

  1. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;
  2. Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме  «Масленица»;создать музыкальную папку «Масленица на улице» с музыкальным масленичным репертуаром.
  3. Подготовить презентацию о масленице для показа на заключительном празднике.
  4. Составить сценарий праздника «Масленица на улице».
  1. Основной – практический – с 29 января по 15 февраля.

Цель: Создать условия для изучения национальной традиции; формировать знания  детей о русской национальной традиции «Проводы масленицы».

Содержание:

  1. Наблюдение за изменениями в природе;
  2. Беседа: «Как на Руси Масленицу встречали»;
  3. Заучивание закличек, стихов;
  4. Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.
  1. Заключительный – исполнение продукта проектной деятельности – проведение праздника «Пришла к нам масленица, принесла блины и маслице» - 16 февраля.

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о масленице, для формирования устойчивого интереса к национальной культуре.

Содержание:

  1. Музыкально- игровой праздник   на улице;
  2. Написание статьи в газету « А мы масленицу дожидали…».

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.

Достигнутые результаты:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

  • Сценарий проведения праздника «Масленица».
  • Презентация «Широкая масленица».
  • Беседа «Как на Руси масленицу встречали»
  • Иллюстрации к празднику масленицы.
  • Статья в газету «Невельский вестник» «А мы масленицу дожидали…»

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/23546_627149518c41611cb451f2d9b96c08a1.jpg.jpg

Тема: «Широкая Масленица».

Цель: познакомить детей с праздником – Масленицей.

Задачи:

1.      Образовательные - прививать любовь к народному творчеству, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре.

2.      Развивающие – развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской культуры.

3.      Воспитательные – воспитывать любовь и уважение к народным традициям.

Ход беседы:

Как на масленой неделе,
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.

Ход беседы.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это за праздник Масленица?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, начале весны.

Весна полна праздниками. Из них Масленица – наиболее запоминающийся и интересный праздник, уходящий своими корнями в давние времена. На Руси любили погулять, поиграть, в гости ходить. На Масленицу пекутся обязательно блины (круглый горячий блин – символ солнца) и булочки в форме птиц – жаворонков. Этими блинами и жаворонками украшали праздничный стол и угощали от души всех гостей. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.

Главным обычаем Масленицы является сжигание чучела Зимы – символа ухода зимы и наступления весны.

Масленица - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник — заигрыш. Дети и семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга

Четверг — широкий, разгуляй - четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных  и потчевали их угощением. Велись разговоры о житие-бытие, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье — прощёный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Так заканчивалась Масленица.

Вопросы детям по беседе:

  • Почему праздник назывался масленицей?
  • Что готовили хозяйки?
  • Почему пекли блины?
  • Как люди праздновали этот праздник?
  • Зачем на масленицу делали чучело?
  • А что значит прощёный день?
  • Какие заклички вы знаете?

Ответы детей.

Исконно русский праздник - Масленица. Пришел к нам он из язычества. Масленица - это озорное, разгульное и веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла. Празднуется Масленица в последнюю неделю перед Великим постом и за семь недель до Пасхи. В разных городах и селах называлась она по-разному: честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха. Но чаще встречалось, конечно же, название масленица или сырная неделя.

Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:

Понедельник - Встреча;

Вторник - Заигрыши;

Среда - Лакомка;

Четверг - Разгул;

Пятница - Тёщины вечерни;

Суббота - Золовкины посиделки;

Воскресенье - Прощёный день.

Первый день Масленицы. Встреча.

Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Второй день Масленицы. Заигрыши.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Третий день Масленицы. Лакомка.

На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал.

 Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы. Разгул.

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы. Тёщины вечерни.

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла.

В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

заучивание

Как на масленой неделе

Из трубы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте!

Похвалить не забывайте.

Конкурс «Продолжи пословицу»

1. Один пирог два раза не … съешь.

2. С кем хлеб-соль водишь на того и … походишь.

3. Не вкусив горького, не узнаешь и … сладкого.

4. Сам заварил кашу, сам и … расхлебывай.

5. Кашу маслом не … испортишь.

6. Хочешь есть калачи, не лежи на … печи.

7. Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду лезть.

8. Заварил кашу, так не жалей … масла.

9. Не разбивши яйца, не сделаешь … яичницу.

10. Не сули бычка, а дай стакан … молочка.

11. Блины и то … надоедают.

12. Остатки … сладки.

13. От черной курочки да белое … яичко.

14. От черной коровы да белое … молочко.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/23546_e7ea304855564af1b3a3a0571faf325f.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/23546_2866d1b40161885776c89877a3f5cf0c.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/23546_800db74e9210a56fba0ec3a4120ff211.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/23546_61ef0303ee0a03c1bb9b58a95c3c2f3b.png.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/23546_3f27331bb4a0e440d2e29016cf032c5e.jpg.jpg

                        Отчёт о реализации проекта

«Пришла к нам масленица, принесла блины и маслице»

  1.  Разучили следующий музыкальный репертуар: песни и хороводы:  «А мы Масленицу дожидали», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько», «Сею – вею снежок», «Веснянка», «Блины», игры: «Блины с припёком», «Карусель», хоровод на улице вокруг  Масленицы.
  2. Составлен план совместных действий с детьми, собрана информации о празднике;
  3. Подобран  музыкальный материал по теме  «Масленица»;создана музыкальная папка «Масленица на улице» с музыкальным масленичным репертуаром.
  4. Подготовлена  презентация о масленице и  показана на заключительном празднике.
  5. Составлен сценарий праздника «Масленица на улице».
  6. Праздник «Масленица на улице провели очень ярко, весело, интересно 16 февраля.
  7.  Написана статья в газету «Невельский вестник» о подготовке и проведении праздника масленицы в нашем детском саду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в продуктовый магазин «Что мы купим в магазине, для приготовления блинов?» кафе «Блинная» «Где в Светлогорске готовят самые вкусные блины?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Экскурсия.Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Художественная литература»,  «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка».Развитие интегративных качест...

«Пришла к нам Масленица, Принесла блинов и маслица...»

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста...

«Пришла к нам Масленица, Принесла блинов и маслица...»

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Ой, блины мои, блины, ой, блиночки мои.»

Шумный, веселый, яркий праздник Масленица любим и взрослыми, и детьми. Гуляют его целую неделю с большим размахом.Мы давно блинов не ели,Мы блиночков захотели,Ой, блины мои, блины,Ой, блиночки мои.Моя...

Программа проведения фольклорного праздника и открытого занятия "Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла"

Цель: знакомство  с обычаями и традициями русского народного праздника «Масленица – проводы зимы».Задачи:        1.Привитие интереса...

Широкая Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла!

Цель: приобщать дошкольников к русским народным празднествам и традициям...

Музыкально - спортивный праздник «Масленица к нам пришла, блинов и маслица принесла» (для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста)

Звучит веселая русская народная музыка, дети заходят в музыкальный зал..Хоровод «Масленица»Хозяюшка: Ой, вы гости, господа!Проходите все сюда!Сегодня все мы собрались, чтобы петь, пля...