Консультация для родителей Тема: " Воспитание у дошкольников уважение к тувинским традициям".
консультация (младшая группа)

Кара-Сал Айлан Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г.Чадаана

Дзун-Хемчикского кожууна Республика Тыва

 

 

Утверждаю

Зав. д/с «Малышок» г. Чадаана

______________/Тюлюш К.Б./

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Тема: «Воспитание у дошкольников уважение к тувинским традициям»

 

                                              МАДОУ д/с «Малышок»

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель :

Кара-Сал Айлан Сергеевна.

 

 

г.Чадаана-2021г

 

Консультация для родителей

Тема: «Воспитание у дошкольников уважение к тувинским традициям»

 

    Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

    Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

    Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.

    Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.

    Действия, которые противопоказаны детям:

-Детям нельзя проходить перед взрослыми.

-Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.

- Дети не должны воровать чужую вещь.

- Дети не должны обманывать.

- Дети не должны говорить злые слова.

- Дети не должны пить и курить.

- Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д.

Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.

   Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.

   С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения.     При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.

   В древние времена  тувинский человек  имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником)  в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту,  наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.

У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты:

- Нельзя плевать в огонь

- Нельзя бросать мусор в огонь

- Нельзя перешагивать через огонь

- Нельзя загрязнять воду

- Нельзя бросать мусор в реку

- Нельзя рубить лес

- Нельзя справлять естественные нужды около реки

      Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.

    Бездетность в тувинской обществе воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек. У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода. Существует множество защитных обрядов и табу, чтобы уберечь ребенка от всего злого.

    К числу последних относится целая система иногда рациональных, но часто суеверных предписаний, например, обмазывание лба ребенка  сажей, если вечером его должны вынести из дома; пришивание к его одежде когтя медведя или орла, которое по поверьям защищают от порчи и сглаза; запрет перешагивать через одежду ребенка, дабы не лишить его покровительства добрых сил; обычай давать ребенку несколько имен, чтобы обманывать таким образом злых духов, вознамерившихся забрать его душу.

      Если дети в семье часто умирают, то желая сохранить новорожденному жизнь, ему дают неблагозвучное имя. Имена детей у тех родителей, у которых дети раньше не задерживались, умирали, были своеобразными: Мальчики. Чудек – оол (Некрасивый), Калдар – оол (Чумазый), Черлик – оол (Дикий) и т. д. Девочки. Багай – кыс ( Нехорошая девочка), Кушкаш (Птичка) и т. д. В этих же целях иногда мальчика называют женским именем, девочку – мужским; или девочку одевают как мальчика, а мальчика как девочку, при этом первой стригут волосы, второму, наоборот, их отращивают и заплетают в косу.

  Очень популярны у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки  после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит с ней в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим.

     Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса», т. к. помимо задачи  пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством. Праздник «первой колыбели» называют обрядом очищения матери и ребенка от скверны, якобы всегда сопутствующий родам – нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.

    Раньше у тувинцев широко бытовала традиция усыновлений, а другими словами – рационального «перераспределения» детей между многодетными и бездетными семьями. В этом смысле владельцы тысяч голов стад – князья, у которых в юртах не было слышно детского плача, считались бедными и несчастными в сравнении с многодетными, а значит – счастливыми аратами, пасущими их скот. И традиция велела отдавать ребенка тем, кого Небо не наделило своими.

   Приемные дети почитались, их любили, ничем не отличали от родных. Отношение к усыновленным становилось даже лучшим, когда в этой семье начинали рождаться      родные дети. Приемные в этом случае считались драгоценными существами, приносящими счастье, ибо «привели» за собой «на хвосте» в этот мир других малышей. Бездетные семьи, принося дары, специально просили чужого ребенка не просто как спасение от одиночества, а как своего рода средства от бесплодия. И многодетные матери – отцы понимали насколько это важно для просящих, не могли им отказать.

   Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка,  никогда грубо не клали ее на землю, считая что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.

   Общинные нормы и обычаи проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала. Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.

    Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовал обычай обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок (чореме). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин. Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала. О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.

     Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» - «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» - «ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.

Часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.

                         

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» г.Чадаана

Дзун-Хемчикского кожууна Республика Тыва

Утверждаю

Зав. д/с «Малышок» г. Чадаана

______________/Тюлюш К.Б./

Консультация для родителей

Тема: «Воспитание у дошкольников уважение к тувинским традициям»

                                              МАДОУ д/с «Малышок»

на 2021-2022 учебный год

Воспитатель :

Кара-Сал Айлан Сергеевна.

г.Чадаана-2021г

Консультация для родителей

Тема: «Воспитание у дошкольников уважение к тувинским традициям»

    Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

    Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

    Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.

    Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.

    Действия, которые противопоказаны детям:

-Детям нельзя проходить перед взрослыми.

-Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.

- Дети не должны воровать чужую вещь.

- Дети не должны обманывать.

- Дети не должны говорить злые слова.

- Дети не должны пить и курить.

- Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д.

Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.

   Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.

   С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения.     При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.

   В древние времена  тувинский человек  имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником)  в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту,  наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.

У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты:

- Нельзя плевать в огонь

- Нельзя бросать мусор в огонь

- Нельзя перешагивать через огонь

- Нельзя загрязнять воду

- Нельзя бросать мусор в реку

- Нельзя рубить лес

- Нельзя справлять естественные нужды около реки

      Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.

    Бездетность в тувинской обществе воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек. У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода. Существует множество защитных обрядов и табу, чтобы уберечь ребенка от всего злого.

    К числу последних относится целая система иногда рациональных, но часто суеверных предписаний, например, обмазывание лба ребенка  сажей, если вечером его должны вынести из дома; пришивание к его одежде когтя медведя или орла, которое по поверьям защищают от порчи и сглаза; запрет перешагивать через одежду ребенка, дабы не лишить его покровительства добрых сил; обычай давать ребенку несколько имен, чтобы обманывать таким образом злых духов, вознамерившихся забрать его душу.

      Если дети в семье часто умирают, то желая сохранить новорожденному жизнь, ему дают неблагозвучное имя. Имена детей у тех родителей, у которых дети раньше не задерживались, умирали, были своеобразными: Мальчики. Чудек – оол (Некрасивый), Калдар – оол (Чумазый), Черлик – оол (Дикий) и т. д. Девочки. Багай – кыс ( Нехорошая девочка), Кушкаш (Птичка) и т. д. В этих же целях иногда мальчика называют женским именем, девочку – мужским; или девочку одевают как мальчика, а мальчика как девочку, при этом первой стригут волосы, второму, наоборот, их отращивают и заплетают в косу.

  Очень популярны у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки  после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит с ней в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим.

     Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса», т. к. помимо задачи  пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством. Праздник «первой колыбели» называют обрядом очищения матери и ребенка от скверны, якобы всегда сопутствующий родам – нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.

    Раньше у тувинцев широко бытовала традиция усыновлений, а другими словами – рационального «перераспределения» детей между многодетными и бездетными семьями. В этом смысле владельцы тысяч голов стад – князья, у которых в юртах не было слышно детского плача, считались бедными и несчастными в сравнении с многодетными, а значит – счастливыми аратами, пасущими их скот. И традиция велела отдавать ребенка тем, кого Небо не наделило своими.

   Приемные дети почитались, их любили, ничем не отличали от родных. Отношение к усыновленным становилось даже лучшим, когда в этой семье начинали рождаться      родные дети. Приемные в этом случае считались драгоценными существами, приносящими счастье, ибо «привели» за собой «на хвосте» в этот мир других малышей. Бездетные семьи, принося дары, специально просили чужого ребенка не просто как спасение от одиночества, а как своего рода средства от бесплодия. И многодетные матери – отцы понимали насколько это важно для просящих, не могли им отказать.

   Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка,  никогда грубо не клали ее на землю, считая что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.

   Общинные нормы и обычаи проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала. Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.

    Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовал обычай обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок (чореме). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин. Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала. О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.

     Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» - «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» - «ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.

Часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Воспитание детей на традициях народной культуры»

«Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое"»...

консультация для родителей "Гендерное воспитание старших дошкольников"

Рассматривается понятие "гендер", даны рекомендации родителям о гендерном воспитании старших дошкольников, рекомендована литература...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание старших дошкольников в семье»

Формирование у старших дошкольников нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, ...

Консультация для родителей. Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

Консультация для родителей.Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено нескольк...

Консультация для родителей. Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

Цель:-  заинтересовать родителей данной проблемой;-  дать родителям знания о значении воспитания патриотических чувств в развитии ребёнка  дошкольного возраста....

Консультация для родителей. Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совс...