Консультация для воспитателей: «Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Кононова Валентина Ивановна

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого мы называем соотечественниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №31

города Яровое Алтайского края

Консультация для воспитателей:

«Организация гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

                                                                         

                                                                         Воспитатель: Кононова В.И.

2018г.

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого мы называем соотечественниками.

Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) отражена в трудах Лихачева Б.Т., Запорожца А.В., Нечаевой В.Г., Логиновой В.И., Рузской А.Г. и других педагогов и психологов. Работа по изучению соответствующей психолого-педагогической литературы, позволила мне сделать вывод, что наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый естественный, а потому и верный способ гражданско-патриотического воспитания чувства любви к Отечеству. Я думаю, что наследовать – значит делать своим то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Я придерживаюсь точки зрения, что гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования отечественной культуры, а в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.

Безусловно, народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных формах и видах деятельности, можно упорядочить в три стройные, наглядные, художественно полноценные системы.

Кратко рассмотрим каждую из них:

Так, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы, ярко представлен системой традиционного народного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой – собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т.д. В праздничный календарный обрядах всегда звучат произведения словесно поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно-прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок дает каждый день традиционного народного календаря – понимание единства жизни человека и природы, урок трудолюбия и любовного и бережного, нравственно чистого отношения к земле – кормилице, матери. 

  1. Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семья. Такая система – тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного  с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки…

Это народная философия особой ценности каждого этапа в жизни человека – детства, материнства, отцовства, достойной старости. Велика и награда каждому, кто освоил семейную философию, выработанную народом: понимание нравственного смысла жизни как ответственности перед предками и потомками.

  1. Опыт осмысления народом своей истории представлен в культуре многопланово и в то же время удивительно цельно и системно. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в названиях многих природно-культурных достопримечательностей. Эта память и оценка запечатлелись и в особых именах, данных народом великим деятелем истории и культуры; в героическом эпосе, в устных и летописных преданиях, сказаниях, легендах, в исторических и солдатских песнях.

Понимание народом самого главного в своем характере, ощущение им силы духа и создания одинаково убедительно отражены как в этических образах богатырей-заступников, так и в богатстве и яркости цветовой гаммы, характерной произведений художественных промыслов.

Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культовом зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно называют деревянной или каменной «книгой», где «записана» народная философия истории. Одна из важнейших задач, которую исполняет такая «книга», - вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создавших его духовное наследие, и напоминание о  нравственном долге потомков любить и беречь свою Родину.

Итак, очевидно: в дошедшем до нас наследии – есть все, что необходимо для гражданско-патриотического воспитания современный дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры. Оно развивается на следующей ступени нашими соотечественниками. Это воины и ученые, архитекторы и художники, писатели и композиторы, путешественники и космонавты – имена которых навечно вошли в народную память благодаря тому, что каждый из них преемственно продолжает традиции своих бесчисленных безымянных предшественников.

Таким образом, я думаю, что традиционная отечественная культура – это совокупность результатов труда наших соотечественников, с глубокой древности до современности, развивающих базовое ядро духовных ценностей, выработанных разных народами России: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие и гостеприимство, чувство долга. Память о предках, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды. 

Я считаю, что успех этой работы также зависит от методического обеспечения, данных о том, какие представления, чувства, отношения, навыки поведения должны формироваться у детей в процессе прохождения той или иной темы («Школа», «Библиотека», «Семья», «Путешествие по городам» и т.д.).

Основным видом деятельности дошкольника является игра. Ребенок, принимая («примеряя») на себя различную роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. (Например: сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Семья», «Школа» и т.д.)

При этом дидактические игры планируются мною как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры я провожу чаще, чем обычно. Так, перечень игр в программе «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др., определен соответственно возрастным группам детей и сезону.

Особое внимание уделяю играм-драматизациям. Можно проводить не только драматизацию по сказке, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы. Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть, что гражданско-патриотическое воспитание связано с нравственным, эстетическим воспитанием и присутствует во всех видах деятельности дошкольника. 

Сегодня в нашем обществе обострены многие противоречия политические, социально-экономические, национальные. В этих условиях особенно повышается роль семьи в формировании ценностных ориентаций личности ребенка.

Я использую следующие формы работы с родителями:

- Дни открытых дверей;

- Организация совместно с родителями выставок, экскурсий;

- Совместное проведение праздника;

- Художественная мастерская (обучение определенному рукоделию).

Программа «Детство» и программа «Воспитания и обучения детском саду» М.А. Васильевой, которыми я руководствовалась в своей работе с 2004 по 2011 годы, определяют следующие требования к уровню усвоения изложенных выше систем:

Младший дошкольный возраст

Знать:

  • Народные песни, потешки, сказки;
  • Узнавать народные мелодии;
  • Название своего родного города;
  • Название нашей страны, республики, ее столицы.

Уметь:

  • Играть в народные игры;
  • Дружить со всеми детьми, независимо от национальности.

Старший дошкольный возраст

Знать и понимать:

  • Что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них.
  • Что все эти страны и Россия находятся на Земле – нашей планете.
  • Что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга.
  • Что такое страна, сходства и различия разных стран.
  • Песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран.
  • Некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.

Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:

  • Наличие людей с разным цветом кожи.
  • Почему важно знать разные языки.
  • Почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов.
  • Почему человек любит свою Родину.

Какие же методы и средствами можно руководствоваться в своей работе?

Все методы можно объединить в три группы:       - методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

                   -методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа);

                   - методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).

Из средств модно отметить:

► родной язык;

► общественно полезный труд;

► народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д.;

► народные танцы.

Все они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей страны.

Рассмотрим два основных варианта организации педагогического процесса. В первом случае действует обычное штатное расписание. В рамках его воспитатель берет на себя основные функции воспитания и обучения дошкольника. Во втором случае схема организации педагогического процесса предполагает, что в работе дошкольного учреждения участвуют специалисты дополнительного образования эстетического цикла, иностранного языка, ИЗО и других дисциплин.

При этом должны соблюдаться условия:

▪ непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);

▪ использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);

▪ усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Данный вариант организации педагогического процесса признан в нашем детском саду.

В режимные моменты я активизирую работу по привитию навыков традиционной культуры поведения. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном – колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками – помощь малышам.

Не забываю я и о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом принимают участие и дети. Точно также после знакомства с фотографиями, рассказами, альбомами с интересом дети участвуют в изготовлении «Макета сражения Великой отечественной войны». Или изготовление визитки группы в виде «Пчелки». Пчелы, которая трудится целый день. Пчелы – это дети, воспитатели и родители, которые трудятся, чтобы дети были счастливыми и здоровыми. Этим я еще раз подчеркиваю, что родители во многом определяют будущее своих детей, они ответственны перед детьми, их дети – это их будущее.

Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное, нам взрослым, нужно помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать нам самим.

Список используемой литературы.

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2004.
  2. Соловьева Е.В., Царенко Л.И. Наследие. И быль, и сказка…Пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традициооной отечественной культуры. – М.:Обруч, 2011.
  3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др. – СПб.:Детство-Пресс, 2002.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду /М.А. Васильева, В.В. Гербова – М.:Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведениий/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2006.
  6. Журнал «Ребенок в детском саду» №4, 2001, №5, 2001.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 1993; №4, 1993.
  8. Кабалевский Д.Бю Прекрасное пробуждает доброе. – М.,1973.
  9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, Линка – Пресс, М., 2003.
  10. Нравственно-этическое воспитание ребенка в детском саду /Н.А Ветлугина, Т.Г Казакова и др. – М.:Просвещение, 1989.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

«Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

laquo;Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»

Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...