Педагогический практико-ориентированный проект по трудовому воспитанию «Чудо – огород в деревне «Урожайкино»
проект

Солдатова (Минибаева)  Ирина Николаевна

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.

     Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены во ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие». Для успешного решения этих задач  первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_derevnya_urozhaykino.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно – эстетическому направлению развития детей

№10 «Кораблик» города Лесосибирска»

(МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»)

_____________________________________________________________________________________

Педагогический

практико-ориентированный  проект

по трудовому воспитанию  

«Чудо – огород в деревне «Урожайкино»

Практика духовно-нравственных ценностей и культурных традиций

  1. Солдатова Ирина Николаевна – старший воспитатель высшей квалификационной категории
  2. Галямова Нафига Шафигулловна -  воспитатель высшей квалификационной категории
  3. Гузеева Людмила Ивановна - воспитатель первой квалификационной категории
  4. Пензина Ирина Валерьевна - воспитатель  высшей квалификационной категории

Лесосибирск-2019

Актуальность:  Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.

     Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены во ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие». Для успешного решения этих задач  первостепенное значение имеет создание необходимых условий.

Цель проекта:  Формирование представлений дошкольников о видах детского труда – труд в природе, о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Задачи проекта:

  • формирование у детей элементарных знаний о размножении растений разными способами;
  • знакомство с семенам растений и приемами их посева;
  • установление экологической зависимости между растениями и неживой природы (почвой, водой, светом, теплом);
  • закрепление знаний детей о роли растений в жизни человека, зависимости его здоровья от наличия или отсутствия витаминов;
  • закрепления способов ухода за растениями;
  • воспитание интереса к трудовой деятельности по уходу за растениями с целью получения результата труда;
  • формирование интереса к огороду, знакомство с правилами гигиены при работе с землей, пробуждение желания узнавать новое о природе.

Участники: воспитатели, родители, дети всех возрастных групп

Методы: В ходе реализации проекта  по трудовому воспитанию мы использовали самые разнообразные методы и приёмы, при необходимости сочетая их друг с другом.

Наглядные приёмы: Применение картинок, наглядных пособий и т. п. необходимо для лучшего усвоения информации детьми: наблюдение за профессиональной деятельностью взрослых, экскурсии; рассматривание картинок и сюжетных иллюстраций по теме, схем-моделей, алгоритмов в рисунках; демонстрация: выбора инвентаря или инструмента; способа организации рабочего места; последовательности выполнения операций, уборки.

Словесные приёмы:  рассказ воспитателя, пояснения и советы; беседы: чтение художественной литературы

Игровые приёмы: Игра является одним из лучших методических средств в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатель может использовать для целей трудового воспитания ролевые, дидактические, театрализованные игры. Многие из них основаны на простых принципах (подбор подходящей картинки или разгадывание загадок) и адаптируются воспитателем под актуальные педагогические задачи.

Практические приёмы: совместное с ребёнком выполнение трудовых операций; поэтапная самостоятельная работа детей; исследовательский метод (изучение  и наблюдение за развитием «живых «объектов природы,  характеристика их внешних признаков, выделение главного, сравнивание с другими объектами, анализ, умение делать выводы и обобщения).

В реализации  проекта использовали  следующие технологии: Технологии критического мышления ( синквейн), «Кластер» (ментальная карта), ТРИЗ, Здоровьесберегающие технологии

Содержание:

На территории нашего ДОУ имеется мини-огород, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников. Трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы, а с другой – системообразующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром.

     Часто дети имеют представления об экзотических фруктах, но не могут рассказать о том, как выращивают овощи в местности проживания детей. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.

     Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками, воспитателем и родителями. Участие детей в практико-ориентированном проекте «Чудо – огород»  в деревне «Урожайкино», позволит обогатить их знания и представления о растениях, развить поисковую, исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности.

Дети всех возрастных групп принимали посильное участие в работах на огороде. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдали за трудом старших детей. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т.д.

     Чтобы обеспечить методическое сопровождение данной работы, мы разработали методические рекомендации по работе с детьми на огороде для всех возрастных групп «Огородный календарь», составили расписание деятельности на огороде.

     Подготовку детей к предстоящим работам на участке начали осуществлять  задолго до посадок на огороде. В феврале-марте на специальных занятиях, а также в специально организованной деятельности воспитателя с детьми мы знакомили детей с различными способами размножения растений, с внешним видом и строением семян, выращивали рассаду овощных культур  для дальнейшего ухода и наблюдения за ней. Дети наблюдали за всходами, делали зарисовки в дневниках наблюдений.  В апреле занялись обустройством огорода, совместно с детьми рисовали план  огорода, планировку грядок. Совместно с родителями  были изготовлены таблички с указанием названий растений и выполнена разметка на огороде: «Зерновые культуры», «Вершки», «Корешки». Кроме этого, родители предложили оформить огород персонажами из сказки «Репка». Также с помощью родителей подготовили инвентарь  для трудовых действий.

     Проект носил интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдали, экспериментировали, играли, читали, слушали музыку, выполняли пластические этюды, вместе с родителями и педагогами подбирали информацию в энциклопедиях и другой литературе, ухаживали за растениями, рисовали. С помощью коллективного труда на огороде дети приучались к ответственности, у них развивались трудовые навыки, сплоченность детей и уже к середине лета они могли увидеть плоды своего труда.

     Уже в самом начале реализации проекта все участники испытали большое удовольствие, а у детей появилась уверенность в своих силах и убежденность, что они делают настоящую большую работу, доставляя радость окружающим людям.

     Создание огорода и вся последующая работа с ними позволила нам не только приобщить дошкольников к труду  и сформировать трудовые навыки и умения, но и познакомить детей с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития.

     Организованная и проведенная нами работа способствовала формированию у детей знаний о способах и необходимости трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями. А также позволила повысить творческий потенциал педагогического коллектива и родительской общественности по созданию благоприятных условий для пребывания детей в ДОУ.

Результаты:

Реализация педагогического практико-ориентированного  проекта по трудовому воспитанию  «Чудо – огород в деревне «Урожайкино»  дал   возможность всем участникам образовательных отношений ощутить   радость от совместной деятельности, каждый старался проявлять активность, инициативу, самостоятельность,  и  как результат - сплоченность  семей воспитанников и детского коллектива. Дети научились оказывать помощь товарищам, добиваться общего результата, ценить свой труд, труд товарищей и труд взрослых, сформировались трудовые навыки. А самое главное - это труд   детей на свежем воздухе, прием  в пищу свежих выращенных овощей, что приводит к укреплению здоровья детей. В дошкольном возрасте нужно уделять особое внимание развитию трудолюбия, т.к. в последующие годы приучить ребенка к труду будет намного сложнее.

Список использованной литературы:

  1. Мир природы и ребёнок: Методика экологического воспитания дошкольников) Л.А.Каменева, Н.Н.Кондратьева;
  2. Трудовое воспитание в детском саду Л.В. Куцакова
  3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания Автор-составитель С.Н.Николаева;
  4.  Воронкова О.А. Добро пожаловать в экологию. – «Детство-пресс»;
  5. Николаева С.Н. Эколог в детском саду;
  6.  Гаврина С.Е. Подружись с природой.
  7. Социально-нравственное воспитание  дошкольников Р.С. Буре
  8. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром Л.Ю. Павлова
  9. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников Н.Е. Веракса О.Р. Галимов
  10. Развитие познавательных способностей дошкольников Е.Е. Крашенников О.Л. Холодова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация воспитателей и детей группы « Сказка» по организации совместной трудовой деятельности на огороде детского сада (выращивание помидоров)

Мы с детьми выращивали в холодное время года в группе лук, овес, картофель. И вот мы заинтересовались   выращиванием   помидоров на огороде д/с, чтобы попробовать самостоятельно вы...

Презентация на тему "Трудовая деятельность на огороде"

Рекомендовано воспитателям и родителям воспитанников ДОУ....

Наш огород в деревне "Медвежья"

Ухаживая за огородом, дети открывали для себя много интересного.Как из семени появлялись первые ростки,как распускались почки на  ветках деревьев и кустарников....

конспект занятия по экологическому воспитанию «Чудо-огород»

Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить природу.Задачи:  Развивать слуховое внимание, интерес, мышление;Развивать умения отвечать на вопросы во...

ПРОЕКТ «ВЕСЁЛЫЙ ОГОРОД В ДЕРЕВНЕ»

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат его наблюдать за растени...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ПРОЕКТУ «ВЕСЁЛЫЙ ОГОРОД В ДЕРЕВНЕ»

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат его наблюдать за растени...

Трудовая деятельность на огороде

Занятия по трудовой деятельности на тему: «Наш чудесный огород».. Цель: Продолжать расширять представления детей о труде, значении труда в жизни людей; систематизировать знания о про...