Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
методическая разработка (старшая группа)

Яковлева Оксана Михайловна

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева О.М., воспитатель

ГБДОУ детский сад №85 Невского района

Санкт-Петербурга

Содержание экологического воспитания детей старшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

     Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.

     Так что же такое экологическое воспитание? Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И. Д. Зверев)

     Целью экологического воспитания в ДОУ является формирование экологически воспитанной личности.

     Результат экологического воспитания является экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя требование бережного отношения к ней.

          Система знаний о природе для дошкольников должна включать:

  • систему знаний о неживой природе, как среде обитания живых организмов;
  • систему знаний о живом организме как носителе жизни, его существенных признаках;
  • систему элементарных знаний о человеке как биосоциальном, духовном существе, живущем в условиях природной среды и взаимосвязанного с ней теснейшими узами;
  • систему знаний о значении природы в жизни людей, раскрывающей ребенку многообразие ценностей природы;
  • систему элементарных знаний о взаимодействии человека и природы, включающую как содержательный, так и нормативный аспект этого взаимодействия.

 

          В сфере формирования отношения к природе у ребенка дошкольного возраста акцент делается на освоении положительного опыта эмоционально-чувственного общения с природным и социальным окружением.

         Работа по формированию экологического отношения детей к природе строится в нескольких направлениях:

  • развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;
  • формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;
  • формирование личностно значимых целей экологической деятельности.

         Виды экологически ориентированной деятельности детей:

  • познавательная, направленная на формирование опыта приобретения научной информации;
  • ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений.

         Технологии обучения предполагают практические работы непосредственно в самой природе и нацелены на овладение умениями, связанными с оценкой состояния окружающих объектов, принятием правильных решений по их улучшению (например, найти в своем микрорайоне и зарисовать образцы положительного и отрицательного воздействия людей на природу);

  • практическая деятельность, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы, инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации, защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.)
  • игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей;
  • художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее, а также в создании художественных образов, связанных с репрезентацией мира природы и отношения к нему.        

       Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

   

     В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой) в разделе образовательная работа предлагается использовать следующие формы работы:

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ;
  • викторины, сочинение загадок;
  • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр., произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр., обсуждение средств выразительности; и т. д.

            На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада

В планировании представлены темы  занятий, программные задачи, формы ознакомления старших дошкольников с растительным миром...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Тема "Исследователи воздуха"

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Тема "Исследователи воздуха"....

Статья "Организация работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет форми...

экологическое воспитание в старшей группе детского сада

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);– формирование системы экологических знаний и представ...

Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Конспект занятия в старшей группе детей дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешним видом; формировать знания о том, что природа является источником здоровья; сформировать знания о п...

Сценарий досуга в средней группе по формированию ЗОЖ «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Главной целью данного мероприятия является забота о здоровье наших детей....