Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Ермилина Мария Анатольевна

                      Актуальность.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

                                                               Воспитатели высшей категории

                                                              Ермилина Мария Анатольевна.

                                                               Смирнова Марина Ивановна

Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков - результат этой деятельности, взятый в своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Российский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является патриотизмом нового, высшего типа.

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы ведем в своем садике. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, почему ее называют Россией.

                      Актуальность.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

                 Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:

-
формирование нравственно-духовных особенностей личности;
-формирование чувства гордости за свою нацию;
-формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
-формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

                Формы работы по нравственно- патриотическому воспитанию.

  • Создание развивающей среды по нравственно -патриотическому воспитанию;
  • Тематические занятия;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Взаимодействие с социумом (экскурсии по селу, в музеи, библиотеку, пожарную часть, участие в праздниках ДК)

Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны - это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. Ну и самое главное - личный пример воспитателя и родителей, работа с родителями в направлении патриотического воспитания (стенды, беседы).

                      Основной механизм нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Чувства: эмоционально-ценностные позиции по отношению к окружающему миру

Нравственно-патриотические компетенции через познавательное насыщение;

Становление нравственно-патриотического поведения (поступки)

                    Цель:

Воспитание нравственной личности ребенка, приобщая его к истокам р                      

                     Задачи:

Прививать интерес к духовной культуре народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство

Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

«Воспитание детей – самая важная область нашей
жизни . Наши дети- это будущие граждане нашей страны и граждане мира»
                                                             А.С.Макаренко

             У нас проводились образовательные области  по следующим блокам: «Я и моя Родина – Россия». Знакомя детей с государственными символами страны, мы воспитываем уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны. Рассказываем о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина – защищать Родину.

           С целью выявления результативности, проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с родным селом, государственной символикой России, культурой и традицией родного края были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родной стране.

               В нашем ДОУ уделено огромное внимание такому великому празднику как  «День Победы» ставшему, по сути, народной традицией. наша задача, педагогов дошкольных  учреждений, очень ответственна - заложить фундамент, основу патриотических чувств, любви к своему Отечеству, уважению к подвигу советского солдата  в Великую Отечественную Войну, и гордости за нашу современную Российскую Армию.

               Очень важно формировать у детей образ воина-защитника. Такой великий праздник, как День Победы, является связующим звеном, объединяющим фактором  для  разных поколений, разных национальностей, разных религий.  Слушая песни и стихи о Родине, о войнах, о труде, о природе родной страны, дети учатся печалиться, радоваться, ощущать свою причастность к героическому подвигу русского народа.

               Организуя спортивные праздники и развлечения, посвященные защитникам Отечества, мы помогаем детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.

              К нам приходят интересные гости. Они рассказывают нам о прошлых годах нашего села, о различных профессиях.

            Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают  народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

               Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, даем детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью:

              «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину.

               Хочется отметить, что много атрибутов создаётся к праздникам и развлечениям, шьются народные костюмы. Мы сшили сарафаны, блузы и кокошники для девочек, а также косоворотки и картузы для мальчиков. В каждой группе у большинства детей есть свои костюмы для проведения русских народных праздников.

             Активно участвуем в жизни района, выставляем свои поделки, рисунки. Участвуем в танцевальных и вокальных конкурсах.

Достижения дошкольников.

Дети:

-овладели достаточным для их возраста объемом представлений и понятий о ценностных качествах личности человека, о нормах и правилах поведения в обществе, о важнейших событиях истории России и её народов;

- проявляют положительные эмоции по отношению к окружающему миру;

- адекватно оценивают поступки и поведение героев литературных произведений и своих сверстников, а также свои собственные;

- проявляют интерес и стремление участвовать в общественно полезном труде и социальных акциях;

-стремятся избегать плохих поступков, учатся отвечать за свои поступки;

-активно и успешно участвуют в детских мероприятиях ДОУ и района.

Подводя итог, можно говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотического чувства у детей.

                Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что Культурно-досуговая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры, что формирует нравственно-патриотические качества.

Никто не учит маленького человека: 
 «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, 
 попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
 Все дело в одной, в очень важной закономерности 
нравственно-патриотического воспитания.           
Если человека учат добру - учат умело, умно, 
 настойчиво, требовательно, в результате будет добро. 
 Учат злу (очень редко, но бывает и так), 
в результате будет зло.       
 Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, 
 потому, что и человеком его надо воспитать». 
  В.А. Сухомлинский

                         Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....

Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...

Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...