Проблемы социокультурной адаптации детей мигрантов дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Юлия Александровна

Комплекс игр и упражнений по адаптации детей мигрантов в дошкольной образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы социокультурной адаптации детей мигрантов дошкольного возраста

Комплекс игр по адаптации детей мигрантов в дошкольной образовательной организации

  Блок 1. «Ритуал приветствия»

 1.1. Ритуал приветствия может быть организован в виде общего круга, где ребята будут знакомиться (если это были первые занятия или приходили новые дети) и высказывать свои предположения и желания по поводу предстоящего занятия или вида деятельности.

1.2. На занятиях могут использоваться такие игры и упражнения, которые способствуют развитию навыков общения, на самопознание, просмотр, чтение и обсуждение отрывков из мультфильмов «Лунтик», «Смешарики», «Уроки тетушки Совы», «Гадкий утенок», «Просто так», «Ежик должен быть колючим», русских народных сказок «Терем-теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», стихотворений Барто, Маршака, Михалкова, рисование, лепка, конструирование из бумаги, беседа, инсценировка, логопедические упражнения.

Блок 2. «Комплекс игр по адаптации»

2.1 Данные игры дают возможность детям-мигрантам не просто выполнять задания воспитателя, но и самим быть активными участниками игр, управлять другими детьми, принимать на себя роль разных персонажей, выбирать то, что им нравится, и осуществлять это, быстро находить ответ и не бояться ошибиться в игровой ситуации.

2.2.

Название: Игра «Топай – хлопай»

Ход игры: сейчас проверим, а умеете ли вы отличать добрые поступки от злых? Поиграем в игру «Топай – хлопай». Я называю поступок человека, если он добрый и хороший – то вы хлопаете, если нехороший, злой – топаете.

Ситуации для примера: 

  • Во время игры Никита нечаянно толкнул товарища. Тот упал. Никита засмеялся
  •  Катюша выучила много вежливых слов, но применяет их только со взрослыми, а с ребятами грубит
  • Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняшке
  • Оля очень любит бабочек, поэтому все лето проводит на поляне, гоняясь с сачком за бабочками для пополнения своей коллекции.

Название: Игра «Волшебный мяч»

Ход игры: Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, рассказывает о том, что он больше всего любит, и бросает мяч другому игроку, при этом произносит слова: «Ты скорее поспеши, что ты любишь, расскажи»

Название: Игра «Собирайтесь, дети, в круг».

Ход игры: Собирайтесь, дети, в круг (дети берутся за руки и идут по кругу). Ты мой друг, и я твой друг (показывают ладошкой на себя и на своего товарища). Вместе за руки возьмемся (берутся за руки). И друг другу улыбнемся.  Мы одна дружная и крепкая семья (по одной руке в центр круга, рука на руку).

Название: Игра на взаимодействие «Поменяйтесь местами те, кто…»

Ход игры: Дети должны поменяться местами друг с другом по определенному признаку (цвет одежды, похожие предметы итп.)

Название: Игра на взаимодействие «Нарисуй подарок другому» или «Почтальон»

Ход игры: Такие игры включают в себя творческую деятельность, когда дети совместно с воспитателем создают какой-либо продукт (коллаж «Добрый человек», солнышко дружбы, макет города, аппликация «Сказочные герои», поделка из пластилина «Флаг РФ», рисунок ладошками «Мы такие разные, но мы вместе»

Блок 3. «Ритуал прощания»

3.1 Представляет собой общий круг, где ребята высказывают свое мнение о занятии и отмечают, что больше всего им понравилось и запомнилось сегодня. Дополнительно можно инсценировать русскую народную сказку, провести чаепитие, на котором будет происходить общение между детьми, где они могут делиться своими эмоциями, увлечениями, а также осваивать культуру поведения и общения.

Темы для примера занятий с детьми-мигрантами:

  • «Королевство дружбы»
  •  «Царство сказки»
  • «Страна добра и зла»
  • «Королевство вежливости»
  • «Царство семьи»
  •  «Страна трудолюбия»
  • «Государство Россия»
  •  «Царство здоровья»
  • «Королевство природы»
  • «Царство красоты»
  • «В гостях у русских сказок»
  •  «Учимся приходить на помощь»
  •  «Мы такие разные»

Дополнительно традиционная словесная игра: «Да-да-да, нет-нет-нет».

– Будем крепко мы дружить? – Да-да-да. – Нашей дружбой дорожить? – Да-да-да. – Мы научимся играть? – Да-да-да. – Друг другу будем помогать? – Да-да-да. – Друга нужно разозлить? – Нет-нет-нет. – А улыбку подарить? – Да-да-да. – Друга стоит обижать? – Нет-нет-нет. – Чай с друзьями будем пить? – Да-да-да. – Будем крепко мы дружить? – Да-да-да.

Обучающие упражнения для детей мигрантов, позволяющие осваивать русский язык

Название: Упражнение по карточкам «Он, она, оно, они»

Правила: разложите карточки изображением вверх и предложите ребенку разделить эти карточки на группы: группа «ОН», группа «ОНА», группа «ОНО», группа «ОНИ». Если ребенку не понятны правила, он затрудняется с выполнение задания, тогда покажите на примере: «Это кошка. Она белая (или милая, или пушистая и т.п)» значит группа «ОНА», «Это солнце. Оно жаркое.» значит группа «ОНО», «Это пузыри. Они разноцветные» значит группа «ОНИ».

Примечание: пусть ребенок сам подберет прилагательное.  Если ребенок легко будет подбирать прилагательное к существительному, то ему не составит труда и заменить существительное местоимением.  

Карточки для примера:

 

        Название: Упражнение «Доскажи слово» 

        Правила: Давайте поговорим о вежливых словах. Я читаю вам стихотворение, а вы мне договариваете последнее слово.: – растет даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо); – зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день); – когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста); – чтобы легче ехать и идти, желают… (доброго пути); – если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо); – в любой компании на прощание говорят… (до свидания).

       Примечание: для более легкого понимания слов можем использовать подсказки на карточках

Название: Упражнение на развитие понимания и употребления грамматических конструкций в речи

Правила: Разложите перед ребёнком ряд предметов. Ребёнок выполняет ваши задания:

  • Покажи линейкой куклу, а потом мяч.
  • Покажи куклой тарелку и чашку.
  • Покажи ручкой книгу, а потом принеси её мне.
  • Покажи книгой ручку, возьми мяч и положи рядом с чашкой.
  • Принеси мне чашку и покажи линейкой тарелку.

        Примечание: если ребёнок правильно показал, спросите: «Что ты показал? Чем показал?»

Название: Упражнение «Инструкции»

Правила: Ребёнок выполняет ваши задания, каждый раз озвучивая то, что он сделал:

Положи мяч в ящик. (Я положил мяч в ящик.)

Положи ложку в кастрюлю. (Я положу ложку в кастрюлю.)

Из кармана достань платок. (Я достал из кармана платок).

Название: Упражнение «Предлоги ЗА – ИЗ-ЗА»

Правила: Ребёнок хлопает в ладоши только тогда, когда услышит предлог ИЗ-ЗА. Вы произносите ряд предлогов: НА, ПОД, В, ИЗ-ЗА, ЗА, К, ОТ, ИЗ-ПОД. Вы даёте ребёнку задание положить один предмет за другой; «Спрячь мячик ЗА машинку. Где мячик?» Затем даёте задание достать мячик из-за машинки. Спросите: «Откуда ты достал мячик?». Поиграйте так же с другими игрушками. Вы произносите предложение, пропустив (не назвав) предлог. Ребёнок думает, какой предлог подходит и говорит предложение целиком: «мяч закатился… шкаф», «заяц выглянул… дерева», «мальчик спрятался… дверь», «солнце показалось… туя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социокультурной адаптации детей мигрантов «Мы разные, но мы вместе»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социокультурной адаптации детей мигрантов «Мы разные, но мы вместе»...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов", по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с национальными головными уборами".

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...

План работы в группеМедвежата СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ детей мигрантов в детском саду.

В России в настоящее время резкое увеличение мигрантов. В связи с этим нельзя не отметить ряд проблем, возникающих у детей мигрантов. Так же возникают проблемы и у образовательных организаций . Трудно...

Дорожная карта реализации педагогического проекта «Эти удивительные головные уборы» в 2022 году в рамках регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области» в МБДОУ г. Иркутска детски

Дорожная карта реализации педагогического проекта «Эти удивительные головные уборы» в 2022 году в рамках регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов о...

Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44 по теме: «Взаимодействие воспитателя с музыкальным

Дорожная карта для реализации регионального проекта в 2021 году«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных организациях Иркутской области», МБДОУ г. Иркутска де...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области» МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44 по теме «Создание развивающей предметно-пространственной с

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта«Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области»МБДОУ г. Иркутска детский са...

Дорожная карта реализации в 2022 году регионального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов образовательных организациях Иркутской области» МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44 по теме «Создание развивающей предметно-пространственной с

laquo;Создание развивающей предметно-пространственной среды для успешной языковой и социокультурной адаптации детей-инофонов в дошкольной образовательной организации» по теме «Эти уд...