Проект: «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».
проект (младшая, средняя, старшая группа)

Игошина Елена Геннадьевна

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkie_traditsii.docx233.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 

                           Детский сад № 2 «Искорка» корпус «Вишенка» 

 

Проект

Тема: «Приобщение детей к русской культуре,

Моя Родина-Россия».

https://snp-kukla.ucoz.ru/_ph/151/153698711.jpg

                                                                          Подготовили воспитатели  

                                                                          методического  объединения №1.

                                                               Музыкальный руководитель.

Девиз проекта:

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта: среднесрочный

Участники проекта: дети с 5-7лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность проекта: 

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Проблема:

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека

без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель: 

Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

4.Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

7. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

8. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Предполагаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки», «Зайка беленький сидит»;хороводные: «Ровным кругом», «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок» и др.

4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

6. Формирование традиций русского народа: гостеприимства, почитание старости.

7. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

8. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

9. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

5. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап – основной

Содержание проекта:

Социально - коммуникативное развитие:

Беседа с детьми: "Традиции Россиян" (русские народные праздники)

Занятие по теме: "Как люди жили на Руси?"

Познавательное развитие:

Беседа с детьми "Русские избы на Руси"

Рассматривание картинок по теме: "Обычаи и традиции русского народа"

Дидактическая игра – лото «Народные промыслы». «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку». «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,

Развивающая среда

Сюжетно-ролевые игры: «К нам гости пришли»; «Ярмарка».

Речевое развитие:

Беседа: «Русский народный костюм»,

«Какие народные праздники вы знаете».

Загадывание загадок о народных праздниках России.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».

Чтение русских народных сказок: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

Занятие на тему: «Русская изба».

Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование на тему: «Русская матрешка».

Рисование на тему: «Роспись гжельской посуды»

Лепка на тему: «Золотая хохлома».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Краски». «Ваня- Ваня простота», «Гори-гори ясно»,

Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»

Физминутка: «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и

игровые упражнения по желанию детей.

Музыкальное развитие: Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам».

Хороводная игра «На горе-то калина».

Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли).

Обучать игре на ложках.

Работа с родителями:

Консультации: «Русская народная культура, как средство

патриотического воспитания дошкольного возраста»,

«Приобщение к истории, традициям и культуре России».

Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей в детском саду: «Патриотическое воспитание в семье»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

3 этап – заключительный

Итоговое занятие:

«Русская ярмарка». Театрализованное представление.

Цель: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Полученные результаты:

Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;

Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.

Расширили словарный запас по теме.

Расширились понятия о народном искусстве.

Список литературы:

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...

Русская ярмарка. Театрализованное представление к проекту «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».

Цели и задачи: познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта. Расширять знания и представления детей о национальной кул...

Проект «Приобщение детей к русской культуре, Моя Родина-Россия».

В рамках приобщения детей к русской культуре совместно с воспитателями и музыкальным руководитьелем разработали проект " Моя Родина -Россия".Проект посвящен русским традициям и народны...

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...

Проект "Приобщение детей к русской культуре через народные игры"

В наше время высоких технологий, мы всё реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспит...