Семейная гостинная "Не видна душа, а всем телом ворочает"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

В рамках закрытия Рождественких чтений был проведен мастер класс для педагогов городского округа Истра. Было показано занятие в семейной гостинной "Не видна душа, а всем телом ворочает". Цель занятия:  Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakrytie_rch.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №52 «Ромашка»

Конспект

Занятия № 2 в Семейной гостинной

на тему:

«Не видна душа, а всем телом ворочает»

для родителей и детей подготовительной к школе  группы

Воспитатель: Фирсова Юлия Викторовна

Истра, 2020 г.

Закрытие рождественских чтений.

План.

  1. Выступление заведующего. Развитие духовно-нравственного воспитания в России.  (будет сопровождаться видеорядом)
  2. Души моей сокровище. Выставка совместных работ детей и родителей о г.Истра.
  3. Мастер класс. Семейная гостиная.
  4. Выступление отца Вячеслава.
  5. Обмен мнениями.

Занятие № 2  в семейной гостиной. ТЕМА:  Не видна душа – а всем телом ворочает.

Цель: Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

Задачи: 

  1. Формирование духовно-нравственных ориентиров у родителей.
  2. Активизация духовного, культурного и педагогического сознания родителей.

Звучит музыка.

Воспитатель:  Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня у нас очень серьезная тема. Мы будем говорить о том, чего никто, никогда не видел, но все знают, что она существует и люди очень часто говорят о ней. Посмотрите на доску, здесь написаны определения. Прекрасная, страдающая, широкая, добрая. К какому явлению подходят все эти определения?

Ответы родителей.

Воспитатель: Правильно, все эти определения подходят к душе и тема нашего занятия Мир души. А как вы думаете, почему наше сегодняшнее занятие мы начали с музыки?

Действительно, почувствовать  музыку можно только душой. Бертольд Ауэрбах сказал «музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа»

А теперь представьте, что вашем окружении есть два близнеца, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов различают их без особого труда. Как вы думаете, почему несмотря на всевозможные сходства, их различают? Давайте назовем отличия, которые могут существовать  между этими близнецами.

Родители:

Они могут различаться по характеру, по способностям, по уму.

Воспитатель:

Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними, видимыми признаками, а главным образом невидимыми, неуловимыми качествами и это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции.

– Что, по вашему мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело?

Ответы родителей.

Воспитатель:

Да, человек – это прежде всего душа, а не тело.

– Как вы думаете, могло бы тело человека существовать без души? А душа без тела?

Ответы родителей.

Вывод воспитателя: Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. А душа существует всегда, она бессмертна и даже когда человек умирает, умирает только тело, а душа уходит в другой мир, называемый тонким миром.

– Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной, вечной души или развитие и совершенствование временного тела?

Ответы родителей.

Вывод воспитателя: Конечно, смыслом жизни человеческой является развитие и совершенствование вечной бессмертной души, а не тела. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

На столах  лежат листочки, разделенные на две половины – на одной написано – душа, – на другой – тело.

Воспитатель: Я буду называть слова, а  вы выберите из этих  слов, качества присущие душе или телу. И запишите их в соответствующе половинки.

Воспитатель называет слова:  летать, радоваться, восхищаться, мерзнуть, питаться, полнеть, любить, расти.

А теперь давайте посмотрим, что умеет душа?

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти. (читает кто-то из взрослых)

А тело?

Тело: мерзнуть, питаться, полнеть, расти.

Воспитатель: Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными прекрасными качествами, чем тело. А способность расти и питаться присуща как душе, так и телу. Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста – взрослые люди не растут, а душа может расти бесконечно. И у ребёнка и у взрослого и даже у старого человека может расти душа. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу.

– А чем питается, благодаря чему растет наша душа?

Ответы родителей.

Вывод воспитатель: Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрые, любим и прощаем друг друга. Когда мы посещаем Храм, когда мы умеем видеть красоту природы, прекрасные картины, слушать хорошую музыку, стихи, сказки.

Ваши дети подготовили для вас одну из таких сказок. Она о том, как важно воспитывать душу человека, как за красивым внешним видом может прятаться уродливая душа. Сказка так и называется Сказка о плодах воспитания.

Инсценировка сказки.  Автор: музыкальный руководитель: МАДОУ  "ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 146" г. Саратова Ибрагимова Людмила Алексеевна

В центре сцены стоит большой дуб.

Дуб. Здравствуйте, люди добрые! Гости званные, желанные!

Не думали сегодня вы и не ожидали,

А в сказку мою, к столетнему Дубу попали.

Всем! Без различия возраста и звания

Предлагаю сказку о плодах воспитания.

А вы смотрите, вникайте – на ус свой мотайте!

Под музыку выбегает мальчик с самолетиком, кружит с ним под дубом.

Мальчик: Вот так бы целый день играл! Самолетик в небо запускал!

Выбегает девочка, она играет с воздушным шариком. Она неожиданно отпускает шарик и он улетает к потолку. Девочка прыгает и пытается достать шарик, но у нее не получается.

Девочка. Ой-ой-ой! Улетел шарик мой!

                   Мальчик, мальчик, помоги!

                    Шарик мой, пожалуйста, сними!

Мальчик: (передразнивая)

Мальчик, мальчик, помоги! Шарик мой сними!

Прям, щас! Отстань!

Мальчик достает шарик и дразнит девочку, дает шарик и тут же отдергивает руку.

Девочка плачет.

Мальчик.

Да не реви!

Шарик это ерунда,

А вот ленточка твоя – вот это да-а-а!

Ну-ка, дай-ка поносить! (показывает пальцем на георгиевскую ленточку на её груди).

Девочка: Можешь даже не просить! Не достоин ты эту ленточку носить!

Грубый, вредный ты и злой!

Поспешу скорей домой.

Новый шарик там возьму,

На парад Победы с ним пойду,

Но тебя не приглашу!

Мальчик: Очень нужно!

А ну давай, беги отсюда,

А то как врежу – будет худо!

Девочка: Я уйду, но будешь долго ты об этом вспоминать:

 Жалеть да плакать, горевать!

Ведь зло к тебе вернется навсегда,

А жизнь дана на добрые дела!

Мальчик: Ха! Такого не бывает, зря стараешься!

Девочка: Кто знает! (машет рукой и убегает)

Неожиданно раздается русская плясовая мелодия.

Мальчик: Это кто еще идет? Спрячусь, посмотрю, что за народ.

(Прячется за Дуб) Выходят воспитатель-лисичка с корзинкой с музыкальными инструментами, за ней отряд лесных зверей.

Лиса-воспитатель: Ну-ка, дружный наш отряд!

Становись скорее в ряд!

Не теряйте вы момента,

приготовим инструменты.

Пусть начнется точно в срок

музыкальный наш урок

В их исполнении звучит «Лесной оркестр» .

 Мальчик выходит из-за дерева в косматом парике, с носом Бабы Яги и очках

Мальчик: Здрасьте! Если не спешите о себе мне расскажите!

(Зверята пугаются, прячутся за Лису-воспитателя) 

Лиса-воспитатель:: Ты попал в наш детский сад,

Детский сад лесных зверят.

Мальчик: А чего все разбежались? Все меня, что ль испугались?

Зайчиха: Есть чего тут испугаться!

Ёжик: Не видал такого, братцы!

Белка: Он похож на чудище лесное!

Медвежонок: Он страшнее водяного!

Лягушка: Страшно рядом с ним, ква- ой!

Волк: Побежим скорей домой! (Под музыку все зверята убегают)

Мальчик: Почему все убежали?

Только пятки засверкали?

 Иль на мне не тот наряд?

Лиса-воспитатель:

Ты прости моих зверят.

На-ка, зеркальце возьми,

на себя в него взгляни. (Под музыку она уходит) 

Мальчик: (Забавляясь и смеясь, тыча в зеркало пальцем) 

Мамочка! Какой урод!

Можно им пугать народ! (Далее испуганно

 Ой--ой- ой! Ой—ой- ой!

Что с моею головой? (говорит зеркалу) 

Дуб: (на фоне музыки) Увидел в зеркале ты отражение свое?

Так это настоящее лицо твоё!

У всех людей с душой недоброй, злой,

 Лицо становится уродливым таким.

Мальчик: (испуганно вскакивая, озирается) Кто заговорил вдруг тут?

Дуб.: Я – тот самый старый дуб,

под которым ты стоишь.

Ну что смотришь и молчишь?

Знаю, был ты равнодушным,

 Дерзким, грубым, непослушным.

И зло полюбило тебя за это,

Долго будешь вспоминать об этом.

Не видывал свет наказания строже,

Лишь добрая душа  помочь тебе сможет.

 Мальчик:  А где мне душу добрую  найти!

 Дуб.: (говорит на фоне музыки) Нет на земле специального места:

Добрую душу  из теста не слепишь,

 Её ни в одном магазине не купишь,

В подарок её  никогда не получишь.

Её  отыскать можно только в себе.

Удачи желаю я в этом тебе.

Дуб опускает голову, закрывается ветвями.)

Мальчик: услышав музыку, говорит на её фоне).

Это кто ещё идёт? Спрячусь, посмотрю, что за народ!

(Прячется за Дуб) 

Песня- вход Красных Девиц с ветками берёзы . танец «Хоровод»

Неожиданно начинается пожар: Танец Огня (Мальчик выходит).

Красные Девицы: Это что еще за треск?

Как встревожился весь лес!

Помогите! Помогите! От огня вы нас спасите!

 Мальчик:  Все сюда ко мне бегите!

Красные девицы прижимаясь к мальчику, прячутся от огня у Дуба.

 Мальчик  тушит  огонь. Возвращается к Красным Девицам.

 Мальчик: Не бойтесь, огонь потушил я в ручье.

Красные Девицы: Спасибо большое за это тебе.

Мы помощь твою никогда не забудем.

 В гостях видеть рады всегда тебя будем.

(Под музыку они уходят) 

Мальчик: услышав музыку, говорит на её фоне) Это кто ещё идёт?

Спрячусь, посмотрю, что за народ!

(Прячется за Дуб) Забегают девочки- цветы:

Танец цветов. 

Цветы: Ах, как солнце сильно припекает.

Дождик нас давно не поливает.

Вянут лепесточки и листочки,

бедные мы, бедные цветочки!

Если нас водою не польют,

розы все сегодня пропадут!

 Садятся на корточки, изобразив «завядшие» позы.

Мальчик: Воду я сейчас найду и конечно вас полью!

Мальчик приносит лейку и поливает их --цветочки оживают

Цветы: Снова розочки - цветочки распустили лепесточки.

 Спас ты наш цветочный сад,

ты теперь нам всем как брат.

 От всех нас поклон земной. (кланяются)

 Нам пора, нас ждут домой. (Уходят)

 Мальчик: (услышав музыку, говорит на её фоне)) Это кто ещё идёт? Спрячусь, посмотрю, что за народ! (Прячется за Дуб) 

Танец- Девочек –птичек. Мальчик выходит из-за Дуба

 Девочки-птицы: Милый мальчик, помоги, нас от голода спаси!

Долго мы везде летали, но кормушек не видали!

Мальчик: Я конечно помогу, семечками накормлю!

(Под музыку он вынимает из своего кармана пакетик семечек и кормит птиц)

Девочки-птицы: Вот спасибо! Тебя мы не забудем!

О доброте твоей всегда мы помнить будем!

Под музыку Девочки-птицы улетают,  Мальчик машет рукой им вслед провожая: Мальчик:  Счастливого пути! Скоро снова встретимся мы!

Звучим музыка –превращение, мальчик снова пугается

Мальчик: (услышав музыку, говорит на её фоне) 

Это кто ещё идёт? Спрячусь, посмотрю, что за народ! (прячется за дубом, незаметно снимает там парик и нос Бабы Яги) 

Дуб: Чем прятаться, ты б лучше в зеркало взглянул, герой!

Отныне стал ты вновь самим собой .

Мальчик нерешительно выходит из-за дерева, достает из кармана зеркальце

Дуб продолжает:

Смотри, не бойся.

 Нет зла больше в тебе,

Ты душу  добрую  нашел в самом себе. (Мальчик, глядя в зеркало, радуется.) 

Мальчик:  (удивленно) Когда же я найти его успел?

Дуб: (на фоне музыки) Ты совершил немало добрых дел:

Кто Красных Девиц от пожара спас? – Конечно, ты!

И птицам ты накормил,

полил водой прекрасные цветы!

Огонь и засуху прогнал ты смело прочь,

Лишь сердце доброе могло тебе помочь.

Ты добротой своей развеял зло,

Вернув тем самым прежнее лицо.

 На Дубе снова появляется шарик (его перекидывает и держит за нитку человек за ширмой, выбегает девочка, безуспешно пытается этот шарик достать)

 Мальчик: Урок суровый я усвоил крепко!

Девочка: Пожалуйста, сними мне шарик с ветки,

                   Его самой никак мне не достать.

(Мальчик снимает шарик, улыбаясь, протягивает девочке.) 

Мальчик: Держи! А хочешь, будем вместе мы играть?

Девочка: Конечно да! Ведь мы теперь с тобой друзья!

 В подарок ленточку дарю и на парад теперь тебя возьму!

На вступление мальчик с девочкой играют воздушным шариком, к ним выходят все герои сказки) Финальная «Песня о доброте»  музыка  Дунаева Д, слова Беловой Т.

Дуб: Тут умолкли инструменты и тогда со всех сторон

Раздались аплодисменты, мои артисты выходят на поклон!

Под музыку все дети- артисты кланяются зрителям, а затем уходят .

Дуб: Ну вот любезные зрители Сказку мою вы все видели!

 Дети очень старались, довольны ли вы остались!

И мы вас за вниманье к нам благодарим

И вновь в гостях мы видеть вас хотим

(песня «Где начинается сказка»- 2-ой куплет песни, в исполнении ансамбля «Неразлучные друзья»)

Воспитатель: А теперь , уважаемые родители, посмотрев такую замечательную сказку, скажите,  как мы сразу отличаем душевного человека?

Ответы родителей.

Вывод воспитателя : Душевный человек – это, в первую очередь, человек, любящий людей. И любовь его проявляется через уважение, внимание к людям. Ко всем без исключения. И к детям, и к взрослым.

Душевный человек всегда старается понять, посочувствовать, помочь другому человеку. Душевность также проявляется в доброте к животным. Целью жизни человека является развитие и совершенствование бессмертной души.

А теперь  я хочу чтобы вы посмотрели небольшой видеофрагмент о том, как наши дети ответили на вопрос «Что такое душа ?»

Воспитатель. Дома обязательно поговорите с детьми о том, почему так важно беречь свою душу., Почему нужно стараться жить так , чтобы становиться людьми с огромной душой, а не бездушными монстрами.

Воспитатель: Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение Александра Гаврюшина.

в тихом сопровождении Симфонии № 9 ч. 3 Л. Бетховена.

Я приветствую вас, разговор наш не прост:
Сколько душами собрано всякого…
Вот смеется душа, вдруг – душевный мороз
И душа, что смеялась, заплакала.

Что потёмки душа, знает каждый из вас,
Но не каждому может понравиться,
Что глядит в его душу непрошенный глаз,
И в душе чьи-то руки копаются.

Всем живущим сегодня на грешной земле
За душою следить полагается.
Ведь порою не лёд, ведь порою не снег,
Просто мусор в душе собирается.

Этот мусор мешает всем жить и любить,
И когда только он появляется?
Кто-то сможет сегодня себя победить,
Ну а кто-то с тем мусором мается.

Так давайте начнем все следить за душой,
Чистотою душа пусть прославится.
Предлагаю устроить воскресник большой:
Наши души отмыть попытаемся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Занятие 3 "Красота тела и души"...

Проект "Творим здоровье души и тела" О.М.Гаврилюк

Очень важно вовремя сформировать у дошкольника понимание зависимости состояния его здоровья от поведения и от привычки здорового образа жизни, а также научить безопасному поведению в современной эколо...

Проект "Творим здоровье души и тела" О.М.Гаврилюк

Очень важно вовремя сформировать у дошкольника понимание зависимости состояния его здоровья от поведения и от привычки здорового образа жизни, а также научить безопасному поведению в современной эколо...

Совместная образовательная деятельностьпедагога с детьми старшего дошкольного возраста «Творим здоровье души и тела»

Совместная деятельность с интеграцией образовательных областей: "Познавательное развитие", "Физическое развитие".Формирование понимания целостности факторов, влияющих на здоровье ч...

Консультация для родителей: " Как быть здоровым телом и душой"

Часто задаю детям вопрос: что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Дети, слыша этот вопрос, отвечают: «золото», «машины», «деньги» и т.п. Порой только после наводящих вопросов называют «здоро...

"фитнес - терапия - терапия души и тела"

В статье описана одна из альтернативных форм работы педагога- психолога ДОУ с коллективом....

Проект "По костюму казака видно всем издалека"

Юное поколение не помнит и не знает культуры своего народа, все чаще в поведении подростков наблюдается бездуховность, безнравственность, происходит потеря ориентиров в воспитании человека.В связи с м...