Тема: «Верный и умный помощник или зачем читать детям книги» (рекомендации родителям дошкольников)
консультация

Газина Татьяна Викторовна

Тема: «Верный и умный помощник или зачем читать детям книги»

                   (рекомендации родителям дошкольников)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_dlya_rodit_o_knige.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Верный и умный помощник или зачем читать детям книги»

                   (рекомендации родителям дошкольников)

  Аннотация: В сумасшедшем  ритме сегодняшних дней из нашей жизни совершенно выпало такое увлекательное занятие как чтение книг. Во всем мире  пытаются противостоять снижению интереса к чтению, как у детей, так и у взрослых. Родители, понимая проблему, просят совета, как приучить ребенка к чтению, а в случае с дошкольниками как читать ребенку, чтобы ему было интересно и насколько это важно читать детям книги.

     Конечно  главное это заинтересованность в чтении родителей. Ребенка воспитывает не то, что вы говорите, а то, что вы делаете.  Что делает папа в свободное время? Лежит перед телевизором, сидит перед  компьютером? А мама, если у нее есть, конечно, свободное время, разговаривает по телефону?  Сколько на это уходит времени, а почитать ребенку достаточно 15 минут в  день.  

        Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка успешным, грамотным, счастливым.  О первичности чтения и вторичности жизненного успеха говорил Ф. Искандер в книге «Авторитет», герой которого учёный – физик.  Этот учёный был уверен, что его успехи в физике каким – то таинственным образом связаны с прочитанными любимыми книгами. Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения,  который охватывал его при чтении. И счастье этого состояния он испытал ещё в детские годы до физики. Детское чтение шло впереди его увлечения наукой. Оно и привело его к ней. Книга была первична.

      Содержание художественных произведений расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр. Любовь к чтению формируется в семье.

     Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным  и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,  сострадает, и всё это – эмоции, они нужны.

Почему интернет и телевизор  интереснее детям, да и некоторым взрослым? Потому что не требуют активной работы ума и души. К 9 годам ребенок может полностью утратить интерес к чтению. Знакома ситуация, когда родители возмущаются тем, что ребенок их не слышит, не хочет заниматься, ему ничего не интерсно. Как это связано с чтением?  В свое время не сформировалась способность реагировать на слово, переводить его в образ. Дети, которые выросли на движущихся картинках компьютера и телевизора обедняют свое воображение  основу творчества и вдохновения. Книга рождает и развивает воображение. Без воображения нет прогресса. Вы не задумывались, почему дети в 12-13 лет и старше не могут определиться, что им интересно  в жизни, кем бы хотели стать, что их увлекает по-настоящему? Примеры из интернета? Быть блогером? Может быть, а о чем ты там будешь рассказывать? Дети дошкольного возраста тоже играют в блогеров. На вопрос  в чем смысл игры отвечают: надо чтобы все увидели, как мы ссоримся и громко ругаемся. Какой запас жизненных ситуаций будет  в таких играх, и какие будут способы их разрешения? Кто будет героем для таких детей? Какая жизненная позиция у них сформируется?

          Если вы хотите, чтобы ребенок читал, читайте вместе с ним. Делитесь прочитанным, беседуйте, рисуйте, лепите интересные сюжеты, создавайте иллюстрации к любимым книгам. Сколько собственных историй можно придумать благодаря прочитанным книгам. Такие занятия развивают креативное мышление, а значит, ребенок сможет не только, интересно изъяснятся в школе,  писать сочинения, но и будет силен в других предметах, где требуется нестандартный подход и креативное мышление. А значит, вы не услышите от своего ребенка подростка «я разочаровался в жизни», вы будете знать, как помочь: давай придумаем свою историю со счастливым концом. Во всяком случае, сохранив доверительные отношения с ребенком, вы сможете найти выход из затруднительной ситуации. Потому что, оказывается, учиться на чужих ошибках, даже если это литературные герои, намного комфортнее, чем получать горький жизненный опыт самому.

      Дети хорошо играют с теми, кто хорошо разговаривает, кого они понимают, кто может предложить интересный сюжет для игры или занятия, рассказать что-то новое, необычное, полезное, увлечь богатой фантазией, быть справедливым и рассудительным. Такие друзья ценятся всегда.

    Телевидение тоже можно правильно использовать. Например, после просмотра интересной передачи предложить ребенку прочитать книгу по данной теме.

   Вы не знаете, что ребенка интересует? А вы читайте ему, так вы узнаете его мысли, желания, ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность. Такая форма общения будет способствовать развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует развитию внимательности, мышления, ребенок всегда может задать вопрос, а взрослый помочь ответить ему на него, предложив,  давай прочитаем. У вас есть спорные вопросы, предложите выяснить ребенку с помощью книги кто прав. На некоторые вопросы подстройтесь так, чтобы ребенок сам нашел правильный ответ. Это формирует успешность и интерес к книге.

       Как выбрать книги для чтения: она должна соответствовать возрасту ребенка, чем меньше ребенок, тем более красочной и понятной должна быть книга.

      С ребенком постарше 5-6 лет можно провести беседу в виде игры как создавалась книга. Расскажите о древних письменах, о том, как первобытные люди оставляли информацию на камнях и стенах пещер. На глиняных табличках можно попробовать нарисовать палочкой буквы, несложные рисунки. Предложите на плотной бумаге написать что-либо пером (можно голубиным),  с помощью печати (можно купить в магазине) составить слово. Пусть ребенок сделает выводы о том, как сложно было создавать книги.

      Можно  сделать книгу своими руками. Чем ребенок интересуется? Машинами, роботами, куклами, растениями. Найдите информацию, картинки, раскраски, вырежьте все это и наклейте, нарисуйте, впишите в свою книгу, оставив свободные места для пополнения новой информацией.

На любой вопрос, проблему есть своя книга, рассказ, стихотворение например: девчонки поссорились, прочитайте стихотворение «Подружки»

 А. Кузнецов. Выберите из предложенного списка нужные вам темы и проработайте их: С.Маршак « Друзья-товарищи», А.Барто «Мой друг», «Есть такие мальчики».  О.Бундур «Без меня», Е.Благинина «Подарок». Н.Саконская «Разговор о маме», «О семье», «Завистливая Катя», «Ябеда».

 И. Романов «Добрые слова». А. Раннева «Как прогонять капризы»

          Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, развивает мышление и речь.  Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость.  Лепите с ребенком, придумывайте  и записывайте свои рассказы,    и ваш досуг  своеобразным и интересным, а ведь именно от того как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»

Уважаемые родители, дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, н...

Консультация для родителей на тему «Зачем читать детям книги?»

Консультация для родителей на тему «Зачем  читать детям книги?»...

консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей"

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Реб...

Консультация для родителей на тему: "Зачем читать детям сказки?"

Уважаемые родители, дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ КНИГИ?»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребёнка. С её помощью он может найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев. Но возникает вопрос: а ...

Консультация для родителей на тему: «ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ КНИГИ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕТЯМ 5-6 ЛЕТ.»

Уважаемые родители - Ваши дети подрастают. Поверьте , время мимолётно, и скоро в школу...С нового учебного года мы уже старшая группа (возраст 5-6 лет). Поэтому продолжаем прививать своим детям любовь...