Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с глубокой умственной отсталостью в процессе игровой деятельности
материал

Иванова Любовь Геннадьевна
Развитие культурно-гигиенических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kulturno-gigienicheskih_navykov_u_detey_s_guo.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

. Психологические особенности формирования культурно гигиенических навыков вообще и самообслуживания частности исследовались В. Карвялис, Г. Мерсияновой, С. Мирским, Н.Павловой. Исследования проведенные ими показали, что дети имеющие недостаток интеллекта испытывают значительные и требуют постоянного контроля и регуляции действий со стороны воспитателя.

Указанные трудности возникают в последствии стойких нарушений высших форм познавательной деятельности. (Е. Ковалева, Н. Стадненко).Выполняя действия, ученики редко соотносят их в целях, не сравнивают достигнутые результаты с образцом (И. Еременко, Г. Мерсиянова, Б. Пинский), при появлении затруднений не проявляют волевых усилий для их преодоления. (В. Бондарь, Г. Дульнев и др.)
Недоразвитие или нарушение процессов выше указанных затрудняет формирование мыслительных умений и практических навыков и их применение на практике .Кроме того, нарушения умственного и физического развития могут быть различными по степени и форме .Эти факторы замедляют формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Поэтому для освоения этих навыков и приёмов необходима длительная специально коррекционная работа. 

.

Работа с детьми состоит из ежедневных, бытовых процессов: сон, одевание и раздевания. Умывания, пользование туалетом. Ребенку требуется немало усилий, чтобы научиться пользоваться ложкой, пить из чашки, одеваться.

Для построения воспитательного образовательного процесса вгруппе. При формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль имеет игра.

Игра для них –учёба, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для детей -форма познания окружающего. В игре развиваются физические  силы ребёнка, развивается сообразительность. Хочется отметить, что процесс формирования навыка самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания. С целью формирования навыков самообслуживания в процессе игровой деятельности необходимо выявление уровня развития детей, их физического, психического, эмоционального состояния, а также их возможностей. Поэтому возникает необходимость стартовой диагностики. По результатам, которой, подбирается игровой материал.

Нужно отметить, что одного учебного года недостаточно для формирования всех необходимых навыков и приемов. Поэтому работа по формированию этих навыков ведётся ежедневно, в течении всего пребывания детей в интернате.

    Дидактические игры направлены на формирование умения одеваться и раздеваться: «Завяжем шнурки на ботинках», «Оденем куклу на прогулку», «Завяжи кукле бант».

   Игры, направленные на формирование навыков умывания: «Водичка, водичка умой Тане личико», «Купание кукол», «Волшебная щеточка», игра драматизация «Девочка чумазая».

  Дидактические игры направлены на  формирование умения  застегивания пуговиц: «С какого дерева упал листочек», «Посади цветок на клумбу».

  Дидактические игры направлены на  формирование умения пользоваться посудой: «Чай для Машеньки», «Накормим куклу кашей».

 

Во время игры дети не подозревают, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся взаимоотношению, то есть культуре общения друг с другом.

 Игровые технологии дают положительные результаты, они не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей.

 Внимание детей во время игры обращено на выполнение игровых действий, так ребенок усваивает знания, умения и навыки.

Содержание детских игр обогащают и закрепляют культурно гигиенические навыки.

В общении с детьми особое значение отводится игровым приемам. Именно они помогают воспитателю активно воздействовать на ребенка.

Повышение активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление игрушки, объекта, выполнение воспитателем различных игровых действий.

В играх с куклой у ребенка формируются культурно гигиенические навыки и нравственные качества: доброе, заботливое отношение к партнеру и игрушке, которое потом ребенок использует в отношении к своим друзьям и близким. Воспитатель должен заботиться о постоянном обогащении игрового опыта ребенка.

Освоение культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания плавно, постепенно переходят в привычку.

Культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания являются важнейшим шагом на пути к социализации и положительно влияют на его самооценку.
В период всего обучения в общеобразовательной коррекционной школе VIII-вида воспитатели  работают над привитием детям культурно-гигиенических навыков. Воспитатели учат детей опрятности и правильному пользованию туалетом. . Дети должны научиться обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка.

 Они следят за тем, чтобы дети были постоянно чистыми, опрятными, ухоженными 

Литература.

1.  БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Союз,

2.Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. – М.: Просвещение,

 3.. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков.

 4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А. В. Запорожца.-М.: Просвещение, 1976.

5. Хромова С. А. Игровые уроки общения для детей/ С. А. Хромова.-Москва: Рипол Классик: Дом XXI век, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Развитие навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью в условиях лекотеки

Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательн...

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в процессе игровой деятельности.

Для построения воспитательного образовательного процесса в классе, при формировании у детей с ограниченными возможностями, культурно –гигиенических навыков и навыков самообслуживания основную роль име...

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью

материал для развития коммуникативных навыков у детей с глубокой умственной отсталостью...

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам фольклора и игровой деятельности»

Актуальность выбранной темы:Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функ...