Консультации для педагогов
консультация

Кравец Наталья Владимировна

На этой странице собраны материалы для педагогов. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников консультации в процессе активного педагогического общения по ознакомлению с вариантами использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста»

Задачи:

1.Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.

2.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

3.Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада предложить  Вам  консультацию,  название которой: «Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста».

Актуальность

Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребенком, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств являются цветные палочки Кюизенера. С помощью цветных палочек дети усваивают представления о числе, количественном и порядковом счёте, представление о   предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10, учатся делить целое на части, измерять объекты условными мерками, выражая результаты измерения числом, запоминают состав числа из единиц, состав числа из двух меньших чисел,  запоминают и применяют знаки арифметических действий   +, —, =, усваивают представления о сравнении  чисел в пределах 10 и о знаках арифметических неравенств   <, >; осваивают понятия «больше-меньше», «на сколько». У детей формируется   умение составлять и решать простые арифметические задачи  на сложение и вычитание  в пределах 10. Дети знакомятся с  образованием  чисел второго десятка, усваивают представление о счете группами - парами,  пятёрками, десятками.

  Варианты использования игровых упражнений: Развитие у детей количественных представлений.

1. «Число и цвет»

Закреплять понятие: «который  по счёту».

Составить из палочек поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, какой по порядку стоит голубая палочка?

Палочка,  какого цвета стоит четвертой?

Какая палочка стоит слева от  желтого?

Какая палочка стоит справа от черного? И.т.д

2. «Как разговаривают числа?»

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками  «>», «<», «=»

Учить записывать и читать записи:  

3< 4. 4 > 3

Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает   взять в левую руку палочку красного  цвета (какое число обозначает эта палочка - 4), а в правую – голубую (какое число обозначает эта палочка - 3),

-Какие числа у вас в руках?

-Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?

Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.

Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4 > 3

3. «Веселая неделя»

Продолжать  формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .

Дети называют цвет соответственно по счету дней недели

 Понедельник - белый

Вторник – розовый,

Среда - голубой,

Четверг-красный

Пятница – желтый

 Суббота - фиолетовый.

Воскресенье – черный

4.«Домик, в котором живут числа»

Дидактические  задачи

- Закрепить навыки составления числа из двух меньших в пределах 10.

- Закрепить элементарные математические представления о составе числа в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложить из трех палочек (цвет соответствует цифре, которую я назову) крышу домика. Собрать домик путем подбора палочек из двух меньших. Бревнышки не должны повторяться.

Игровые действия

Дети выкладывают из двух палочек соответствующего  цвета крышу. Подбирают палочки для строительства домика:

 1(белая)-5(желтая); 2(розовая)-4(красная);  3(голубая)-3(голубая); 4(красная)-2(розовая);  5(желтая)-1(белая).  

- Какое число живёт в домике?

- Из каких палочек вы составили число? (шесть это один и пять, два и четыре, три и три и т.д.)

Вывод:  для строительства домика используются палочки-бревнышки, соответствующие составу заданного числа.

5.«На прогулку ходим парой»

Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов

Осмысленно использовать математическое понятие «пара».

Педагог предлагает отсчитать десять белых палочек,  разложить их парами на некотором расстоянии. «Теперь нашей мерой будет число два» дети считают «Два, четыре, шесть, восемь, десять», показывая жестом количество квадратов.

-Сколько пар получилось?

6. «Полосатая салфетка»

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 8 из 2 меньших чисел.

Предлагается сделать из палочек бордового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и черной, розовой и фиолетовой )

7. «Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления  о действиях сложения и вычитания

Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10.  

8. «Наши часики идут»

Цель. Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 – 12 на 1, учить называть соседей  числа, устанавливать логические связи.

Дети моделируют из палочек часы. На столе по кругу дети  выкладывают палочки соответствующие цифрам на циферблате  , длинная стрелка – желтая палочка показывает минуты, а короткая –голубая показывает часы. По инструкции воспитателя дети устанавливают время на часах самостоятельно.

9. «Найди ошибку»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о названиях чисел в пределах 10, их порядке (числовой ряд).

- Закрепить представление об обратном счёте  в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложите на столе  лесенкой палочки от 1 до 10! Пересчитайте.

Игровые действия

Дети выкладывают лесенкой палочки от 1 до 10. Затем воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет палочки местами. Или выводится слайд на экран доски. Дети открывают глаза и смотрят, что изменилось, исправляют ошибку.

- Сколько ступенек в нашей лесенке? Давайте посчитаем.

- Что случилось с нашей лесенкой? Ступеньки «заблудились».

- Давайте все исправим и посчитаем от 1 до 10 и обратно.

Вывод:  палочки стоят по порядку от 1 до 10.

10. Математические действия с палочками Кюизенера

1.«Палочки можно складывать или вычитать»

Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками , учить находить палочки  в сумме равные двум данным.

Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку белую палочку, а в правую- розовую. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме белой и розовой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 1+2=3.

2.«С помощью  палочек можно решать задачи»

На сложение

Педагог говорит,  у Маши 3 наклейки, ей подарили еще 4 марки. Сколько марок стало у Маши?

На вычитание

Педагог говорит, что на дереве сидели 10 синичек (какая палочка обозначает число 10?),  две синички улетели (какая палочка обозначает число 2?). Сколько синичек осталось на дереве? Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Какое число получится? Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 10 - 2=8.

Решение  логических задач с помощью палочек Кюизенера.

1.«На цветовую последовательность»

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.

1.Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

2.Расставь палочки так, чтобы белая была  между  красной и розовой,  а розовая была рядом с фиолетовой.

Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задают их друг другу.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

1.Наш поезд состоит из 3 вагонов: желтого, голубого, розового, при этом: желтый стоит посередине, а розовый  не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? (голубой, желтый, розовый).

Сколько пассажиров едет в каждом вагоне?

 В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Сколько всего пассажиров едет в поезде?  Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

2. Наш поезд состоит из 3 вагонов: фиолетового, желтого, голубого. При этом: фиолетовый, стоит   в середине, а голубой не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: голубой, фиолетовый, жёлтый.  В 1 вагоне поезда едет 3 пассажиров, во 2 - 6, в 3 -5пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета,  дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит:  в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.

3.Более сложная задача. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый стоит в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Жёлтый, фиолетовый, голубой. Сколько пассажиров в 1 вагоне поезда ( 5 пассажиров), во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета,  дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.(Уберите нижнюю оранжевую и красную палочку). В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. Сколько пассажиров вышло? 3 пассажира. Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети  убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета. - 5+6=11

11.«Строим  забор»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о независимости результата количественного счета от направления счёта,  расположения элементов множества и их качественных признаков.

- Закрепить представление о количественном  счёте  в пределах 10.

- Закреплять понятие горизонтально, вертикально.

Игровые  задачи

Учить строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом.

Игровые действия

Дети выкладывают заборчик:  желтая палочка по вертикали, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали (повторяем еще раз).

- Сколько  всего дощечек в заборе? (считаем справа налево и слева направо)

- Сколько в заборе палочек одного цвета?

- Каких дощечек больше - голубых или розовых?

- Какие дощечки стоят по вертикали? По горизонтали?

12. Развивать  представление детей о числах второго десятка.

13. Закреплять навыки и умения детей  выкладывать  цифры из палочек Кюизенера по образцу

опираясь на заданный признак (числовой ориентир), на усложнение только по контуру.

14. Игровое упражнение «Весёлые лягушата»

Упражнять в счете через один в прямом и обратном порядке; развивать внимание.

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает детям составить «лесенку» из 10 палочек и сообщает, что им придется прыгать по ступенькам, словно лягушата, т. е. «перепрыгивать» через одну «ступеньку». Дети упражняются в счете через одну «ступеньку» в прямом и обратном порядке. (1,3,5,7,9)

Вариант 2. Игровые действия: если дети справляются с данным заданием без труда, педагог предлагает «попрыгать» через две «ступеньки», упражняясь в счете через два в прямом и обратном порядке.(1,4,7,10)

                   



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений.

 

Консультацию подготовила:

Воспитатель: Кравец Н.В.

г. Югорск 2018 год

Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений.

«Кто ничего не изучает,

тот вечно хнычет и скучает»

Р.Сеф.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Одной из наиболее актуальных и важных задач детского сада является подготовка детей к школе. Учителя хотели бы видеть своих будущих учеников не столько с количественным запасом знаний и умений, сколько детьми любознательными, умеющими наблюдать, последовательно и доказательно мыслить, догадываться и проявлять умственное напряжение, склонными к творчеству, экспериментированию, активной поисковой и познавательной деятельности. Одним из средств осуществления данной преемственности, обеспечивающей готовность к школьному обучению, является развитие начал логического мышления.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Для развития логического мышления  дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений эффективно используются  дидактические игры. Ведь для  детей  игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. На занятиях по формированию элементарных математических представлений  включаются игры с логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

Развитие логического мышления у детей средствами дидактических игр имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

  К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов.    Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.

   Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления

     Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаю вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

     Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Детям рассказываю о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После беседы предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности (при этом использовалась наглядная модель часов недели). Дидактическая игра «Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?» Вся группа дает задание «дням недели». Они могут быть самые разные: например, назвать день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назвать все выходные дни недели. Назвать дни недели, в которые люди трудятся. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

     В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

 Игры с геометрическими фигурами.  Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какой геометрической формы  тарелка?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

     Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

· Работа по собственному замыслу (просто человека)

     Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

   Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Четвертый лишний», «Лишнее слово», «Назови одним словом», «Занимательные логические задачки», «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше)заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Логические цепочки», «Найди ошибки» и др.,  и многие другие. Эти игры эффективно развивают у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивают сообразительность, логику мышления, а также наблюдательность, внимание, память, речь.

   Задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается  выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

     В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

  Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

  Так же необходимо включать в занятия задачи на смекалку. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

        Переходя от простых заданий к более сложным, предложить детям  составить  плоскостные изображения предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Это игра «Танграм». 

 Она еще называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.

      Еще одной занимательной игрой является «Коломбо яйцо».

http://robinzoniya.ru/upload/iblock/e98/e9817265e4d1fdb786ab41fcaea13222.jpg

После рассмотрении и назывании частей, определении формы и размера ребятам предлагаю найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду.

Логические игры математического содержания вызывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.

http://idoska-ulyanovsk.ru/images/2015/07/25/11965/14377440791102814477.jpg  Значительное место по развитию у детей логического мышления в математическом развитии занимают счетные  палочки Кюизенера,  

 это  многофункциональное математическое пособие, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Основная цель этого дидактического материала – научить дошкольника решать логические задачи на разбиение по свойствам. Для решения логических задач дети должны научиться выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать, удерживать в памяти, обобщать объекты по одному, двум, трем свойствам.

Еще одной развивающей игрой  является «Кубики-Хамелеон» http://cdn.vseinet.ru/products/1026/1026381/1_200.jpg

 эта игра  предполагает работу по образцу: в подробной и наглядной инструкции описано 59 заданий различной сложности. Для детей 4-5 лет и 5-8 лет. При этом ребенку нужно правильно расположить не только сами кубики, но и цвета на них, что отлично тренирует пространственное мышление, логику и внимание. А в некоторых заданиях предполагается не только простое совмещение кубиков, но и смещение их относительно друг друга.

 Итак, дидактические игры направленные на развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников консультации в процессе активного педагогического общения по ознакомлению с вариантами использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста»

Задачи:

1.Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.

2.Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

3.Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада предложить  Вам  консультацию,  название которой: «Варианты использования игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста».

Актуальность

Проблема обучения детей дошкольного возраста математике на современном этапе приобретает все большее значение. Это объясняется прежде всего развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Формирование количественных представлений является важной частью формирования математических представлений в целом. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с шести с половиной лет, обилием информации, получаемой ребенком, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств являются цветные палочки Кюизенера. С помощью цветных палочек дети усваивают представления о числе, количественном и порядковом счёте, представление о   предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10, учатся делить целое на части, измерять объекты условными мерками, выражая результаты измерения числом, запоминают состав числа из единиц, состав числа из двух меньших чисел,  запоминают и применяют знаки арифметических действий   +, —, =, усваивают представления о сравнении  чисел в пределах 10 и о знаках арифметических неравенств   <, >; осваивают понятия «больше-меньше», «на сколько». У детей формируется   умение составлять и решать простые арифметические задачи  на сложение и вычитание  в пределах 10. Дети знакомятся с  образованием  чисел второго десятка, усваивают представление о счете группами - парами,  пятёрками, десятками.

  Варианты использования игровых упражнений: Развитие у детей количественных представлений.

1. «Число и цвет»

Закреплять понятие: «который  по счёту».

Составить из палочек поезд от самой короткой до самой длинной. Предлагает ответить, какой по порядку стоит голубая палочка?

Палочка,  какого цвета стоит четвертой?

Какая палочка стоит слева от  желтого?

Какая палочка стоит справа от черного? И.т.д

2. «Как разговаривают числа?»

Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками  «>», «<», «=»

Учить записывать и читать записи:  

3< 4. 4 > 3

Педагог говорит, что числа умеют разговаривать не словами, а знаками. Предлагает   взять в левую руку палочку красного  цвета (какое число обозначает эта палочка - 4), а в правую – голубую (какое число обозначает эта палочка - 3),

-Какие числа у вас в руках?

-Что нужно делать, чтобы сравнивать эти числа?

Подводит детей к выводу о том, что для того, чтобы сравнивать эти числа, нужно приложить палочки друг к другу или наложить друг на друга.

Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4 > 3

3. «Веселая неделя»

Продолжать  формировать творческое воображение, логику мышления и действий закрепить навыки прямого счета до 10 .

Дети называют цвет соответственно по счету дней недели

 Понедельник - белый

Вторник – розовый,

Среда - голубой,

Четверг-красный

Пятница – желтый

 Суббота - фиолетовый.

Воскресенье – черный

4.«Домик, в котором живут числа»

Дидактические  задачи

- Закрепить навыки составления числа из двух меньших в пределах 10.

- Закрепить элементарные математические представления о составе числа в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложить из трех палочек (цвет соответствует цифре, которую я назову) крышу домика. Собрать домик путем подбора палочек из двух меньших. Бревнышки не должны повторяться.

Игровые действия

Дети выкладывают из двух палочек соответствующего  цвета крышу. Подбирают палочки для строительства домика:

 1(белая)-5(желтая); 2(розовая)-4(красная);  3(голубая)-3(голубая); 4(красная)-2(розовая);  5(желтая)-1(белая).  

- Какое число живёт в домике?

- Из каких палочек вы составили число? (шесть это один и пять, два и четыре, три и три и т.д.)

Вывод:  для строительства домика используются палочки-бревнышки, соответствующие составу заданного числа.

5.«На прогулку ходим парой»

Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов

Осмысленно использовать математическое понятие «пара».

Педагог предлагает отсчитать десять белых палочек,  разложить их парами на некотором расстоянии. «Теперь нашей мерой будет число два» дети считают «Два, четыре, шесть, восемь, десять», показывая жестом количество квадратов.

-Сколько пар получилось?

6. «Полосатая салфетка»

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 8 из 2 меньших чисел.

Предлагается сделать из палочек бордового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и черной, розовой и фиолетовой )

7. «Составь коврик» для чисел 7,8,9,10.

Составлять коврики для чисел 7,8,9,10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления  о действиях сложения и вычитания

Сплести ковер заданного размера, (для чисел 7,8,9,10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7,8,9,10.  

8. «Наши часики идут»

Цель. Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 – 12 на 1, учить называть соседей  числа, устанавливать логические связи.

Дети моделируют из палочек часы. На столе по кругу дети  выкладывают палочки соответствующие цифрам на циферблате  , длинная стрелка – желтая палочка показывает минуты, а короткая –голубая показывает часы. По инструкции воспитателя дети устанавливают время на часах самостоятельно.

9. «Найди ошибку»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о названиях чисел в пределах 10, их порядке (числовой ряд).

- Закрепить представление об обратном счёте  в пределах 10.

Игровые  задачи

- Выложите на столе  лесенкой палочки от 1 до 10! Пересчитайте.

Игровые действия

Дети выкладывают лесенкой палочки от 1 до 10. Затем воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет палочки местами. Или выводится слайд на экран доски. Дети открывают глаза и смотрят, что изменилось, исправляют ошибку.

- Сколько ступенек в нашей лесенке? Давайте посчитаем.

- Что случилось с нашей лесенкой? Ступеньки «заблудились».

- Давайте все исправим и посчитаем от 1 до 10 и обратно.

Вывод:  палочки стоят по порядку от 1 до 10.

10. Математические действия с палочками Кюизенера

1.«Палочки можно складывать или вычитать»

Закрепить название цветов и числовое обозначение, умение соотносить цвет и число, пользоваться арифметическими знаками , учить находить палочки  в сумме равные двум данным.

Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку белую палочку, а в правую- розовую. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме белой и розовой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 1+2=3.

2.«С помощью  палочек можно решать задачи»

На сложение

Педагог говорит,  у Маши 3 наклейки, ей подарили еще 4 марки. Сколько марок стало у Маши?

На вычитание

Педагог говорит, что на дереве сидели 10 синичек (какая палочка обозначает число 10?),  две синички улетели (какая палочка обозначает число 2?). Сколько синичек осталось на дереве? Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Какое число получится? Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 10 - 2=8.

Решение  логических задач с помощью палочек Кюизенера.

1.«На цветовую последовательность»

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, учить понимать предложенную задачу.

1.Расставить палочки так, чтобы белая была между желтой и голубой, а рядом с голубой была красная.

2.Расставь палочки так, чтобы белая была  между  красной и розовой,  а розовая была рядом с фиолетовой.

Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задают их друг другу.

Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать условие предложенной задачи и выполнять её самостоятельно.

1.Наш поезд состоит из 3 вагонов: желтого, голубого, розового, при этом: желтый стоит посередине, а розовый  не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? (голубой, желтый, розовый).

Сколько пассажиров едет в каждом вагоне?

 В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3 – 2 пассажира. Сколько всего пассажиров едет в поезде?  Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.

2. Наш поезд состоит из 3 вагонов: фиолетового, желтого, голубого. При этом: фиолетовый, стоит   в середине, а голубой не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Вагоны стоят так: голубой, фиолетовый, жёлтый.  В 1 вагоне поезда едет 3 пассажиров, во 2 - 6, в 3 -5пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета,  дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит:  в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.

3.Более сложная задача. Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, фиолетового, желтого. При этом: фиолетовый стоит в середине, а желтый не является последним. В какой последовательности стоят вагоны? Жёлтый, фиолетовый, голубой. Сколько пассажиров в 1 вагоне поезда ( 5 пассажиров), во 2 -6, в 3-3 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета,  дети приходят к выводу, что нужно доложить ещё палочку красного цвета. Значит в поезде едет 10 и 4 пассажира, то есть 14.(Уберите нижнюю оранжевую и красную палочку). В середине пути из последнего вагона вышли все пассажиры. Сколько пассажиров вышло? 3 пассажира. Сколько пассажиров доехало до конечной остановки? Дети убирают голубой вагон, подложив палочку оранжевого цвета, дети  убеждаются, что необходима ещё палочка белого цвета. - 5+6=11

11.«Строим  забор»

Дидактические  задачи

- Закрепить представление о независимости результата количественного счета от направления счёта,  расположения элементов множества и их качественных признаков.

- Закрепить представление о количественном  счёте  в пределах 10.

- Закреплять понятие горизонтально, вертикально.

Игровые  задачи

Учить строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом.

Игровые действия

Дети выкладывают заборчик:  желтая палочка по вертикали, справа розовая по горизонтали, следующая голубая по вертикали и розовая по горизонтали (повторяем еще раз).

- Сколько  всего дощечек в заборе? (считаем справа налево и слева направо)

- Сколько в заборе палочек одного цвета?

- Каких дощечек больше - голубых или розовых?

- Какие дощечки стоят по вертикали? По горизонтали?

12. Развивать  представление детей о числах второго десятка.

13. Закреплять навыки и умения детей  выкладывать  цифры из палочек Кюизенера по образцу

опираясь на заданный признак (числовой ориентир), на усложнение только по контуру.

14. Игровое упражнение «Весёлые лягушата»

Упражнять в счете через один в прямом и обратном порядке; развивать внимание.

Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает детям составить «лесенку» из 10 палочек и сообщает, что им придется прыгать по ступенькам, словно лягушата, т. е. «перепрыгивать» через одну «ступеньку». Дети упражняются в счете через одну «ступеньку» в прямом и обратном порядке. (1,3,5,7,9)

Вариант 2. Игровые действия: если дети справляются с данным заданием без труда, педагог предлагает «попрыгать» через две «ступеньки», упражняясь в счете через два в прямом и обратном порядке.(1,4,7,10)

                   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....