Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития математических способностей у детей дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Артюхина Ирина Александровна

В настоящее время, в эпоху развития математической науки и компьютеризации, всё большее значение приобретает проблема обучения детей математике. Она становится необходимой огромному числу людей разных профессий.

         И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка, в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

         Используемые сейчас методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Это возможно разрешить путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий.

         Период дошкольного детства, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

         Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад № 240 «Ручеёк»

Консультация для педагогов

«Театрализованная деятельность, как средство развития математических способностей у детей

дошкольного возраста»

                                                                Составитель:

                                                                Воспитатель

                                                                подготовительной группы

                                                                Артюхина И.А.

        В настоящее время, в эпоху развития математической науки и компьютеризации, всё большее значение приобретает проблема обучения детей математике. Она становится необходимой огромному числу людей разных профессий.

        И родители, и педагоги знают, что математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка, в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

        Используемые сейчас методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Это возможно разрешить путём внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей математике. Одной из таких форм является обучение детей в процессе театрализованных игр-занятий.

        Период дошкольного детства, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

        Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

        Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Но театрально - игровая деятельность является не только ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством, но и в то же время она может быть и средством математического развития. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости, но восприятие кукольного спектакля является в то же время сложным психическим процессом, который формирует и умственные способности детей.

        Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – это особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Человек развивается в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность.

Театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией - сюжетом игры.

        Артёмова Л.В. классифицирует театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры-драматизации, игры с настольным театром, фланелеграфе, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками и др.

        Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.  Умело поставленные вопросы при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

        Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развёртывание. Например, чтобы войти в волшебную дверь, необходимо отыскать дверь с таким же сечением, как и отверстие замка; чтобы найти необходимый по счету предмет, нужно отмерить необходимое количество шагов или мерок в ту или иную сторону; чтобы добраться до замка Кощея Бессмертного, необходимо правильно прочесть письмо, в котором представлен план пути, и т.д.

        С помощью сказки можно организовать детское экспериментирование, требующее от детей действенного обследования. Например, нужно догадаться, почему узкая машинка со зверюшками - путешественниками не может проехать в широкие, но низкие ворота. В процессе экспериментирования дети обнаруживают и выделяют как особую размерность понятие высоты.

        Особое внимание, хотелось бы уделить пальчиковому театру. В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Это известно не только из опыта и знаний многих поколений, но и из исследований физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых зон» и положительно действуют на всю кору головного мозга. Поэтому пальчиковый театр – это прекрасный способ развития у детей внимания, воображения, речи и мышления, что так необходимо для занятий по формированию элементарных математических представлений. Во время проведения занятия, когда дети начинают уставать, использование пальчиковых игр вносит разнообразие и повышает интерес к нему.

        Существуют игрушки, которые «оживают» в руках. Они умеют хлопать в ладоши, поворачивать голову, выполнять различные действия. В этом большее преимущество имеют куклы би-ба-бо. Дети общаются с ними как с живыми персонажами. Даже самый маленький робкий ребёнок, заговорит с куклой. Он расскажет ей всё самое сокровенное и она может стать ему другом. Такая кукла оказывает большую помощь воспитателю в работе с детьми. Например, медведь из сказки «Маша и медведь» просит детей решить задачу; дети придумывают задачи для медведя. Стоит отметить, что в такую работу включаются даже дети, которые раньше не составляли задач. Такую работу можно осуществлять и по другим сказкам.

        По формированию временных представлений помогают в работе стихи. Например, «Машенька» А.Барто, «Пастушок» Г.Демченко, «Зазвонил будильник» Г.Ладонщикова, «Все спят» С.Капустяна. Они помогут закрепить знания детей о последовательности частей суток. Цикл стихотворений С.Маршака, посвященный временам года – «Круглый год» помогает познакомить детей с названиями месяцев.

        В процессе обучения, воспитатель может перевоплотиться в персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма способствует раскрепощению ребёнка. Например, Незнайка. Этот известный всем детям герой сказки всегда ошибается, а перед ребятами ставится задача – объяснить и научить его. В процессе такой работы, дети учатся рассуждать, закрепляют ранее полученные знания.

        Для закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке целесообразно использовать считалки. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

        С помощью фольклорных сказок, дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов, помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади); воспитывают любознательность, развивают память, инициативность; учат импровизации («Три медведя», «Репка», «Колобок» и т.д.). Сказка на всём протяжении обучения должна оставаться для ребёнка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удаётся избежать, если воспитатель выступает на занятии не как педагог- дидакт, а как сказитель, актёр и режиссёр сказочного действования, активными участниками которого прежде всего являются дети.

        В работе по формированию элементарных математических представлений широко используются игры-инсценировки. Они проводятся со специальной подготовкой в форме развлечения. Детям необходимо заранее разучить текст, подготовить маски или костюмы. Подготовка к театрализованной деятельности очень нравится детям. Театр – это ожидание чего- то интересного, весёлого, нового, а театр, изготовленный своими руками – это чудо. Например, для инсценировки стихотворения Мустая Карима «Кто как считает», дети разучивали стихотворение по ролям, изготавливали маски животных и насекомых.

        Ещё одна форма работы по развитию математических способностей – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которых задаются вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач математического характера, а также показывают знание детьми содержания сказок.

        Нельзя не отметить, что большую роль в этом направлении работы, играет правильно организованная развивающая среда. Необходимо внести элементы театрализации в математический уголок. Это могут быть и атрибуты к сказкам, различные игры математического характера. Используя их в самостоятельно придуманных сказках, дети закрепляют представления о количестве предметов, сохранении числа, составе числа, упражняются в умении считать и добавлять определённое количество предметов, фигур для получения количества, обозначаемого цифрой, развивают логическое мышление, практикуются в определении свойств геометрических фигур (размер, цвет, форма). Играя с атрибутами пальчикового театра «Цифры-малышки», дети закрепляют представления о числовом ряде. В этом им помогут игровые задания «Расставь правильно», «Какие цифры поменялись местами?», «Что больше, что меньше?» и другие.

        Широко используется в работе пособие Лопатиной, Скребцовой «Сказочная математика». Оно содержит в себе весёлые стихи, сказки, игры и творческие задания, которые обогащают приёмы театрализованной игры. Сказки закрепляют у детей представления о предметах разных форм, учат сопереживать героям, помогать им, развивают речь, эмоциональную сферу.

        Таким образом, использование приёмов театрализованной игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников, создаёт условия не только для приобретения новых знаний, умений и навыков в этой области, но и способствует развитию детского творчества, индивидуальных особенностей детей, развитию связной речи и коммуникативных навыков.

        Что касается содержания обучения дошкольников элементам математики, наши дети далеко опередили традиционные программы детского сада. Уже в шесть лет все дети владеют счётом до двадцати, осваивают счёт десятками, сложение и вычитание в пределах десятка, в подготовительной группе дети считают до ста, многие ориентируются по часам во времени и т.д.

        Использование в работе театрализованных игр, показало хороший результат. Это выражено в высоком уровне развития познавательной математики и творческих способностей детей. Такой подход существенно меняет методы и приёмы обучения в математическом воспитании и обучении, является новым и актуальным.

        Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становится настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Я убедилась на собственном опыте, что любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное использование системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов  "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста"

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия.В этом может помочь театра...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей до-школьного возраста»

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.Дошкольный возраст &ndash...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.Театрализованная деятельность является системообраз...