Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»
статья (младшая группа)

Шаронова Юлия Владимировна

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

С повышением уровня информатизации в мире значительно снижается уровень речевого развития детей. Отмечается бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. К числу значимых причин снижения уровня речевого развития специалисты относят неблагоприятную среду в семье. К сожалению, занятые родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы и папы.

В ФЗ «Об Образовании в РФ» говорится, что только семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами развития и социализации детей.

Актуальность данной темы подтверждает недостаточная компетентность родителей (законных представителей) в вопросе речевого развития детей раннего возраста, необходимости обогащения его словаря.

Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л. С. Выготского, В. В. Гербовой, В. А. Крутецкого, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется семьёй и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Актуальность выбранной темы определила цель и задачи моей работы.

Цель: Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа по реализации поставленных целей и задач была построена в несколько этапов:

Подготовительный этап:

1. Выявление уровня активного и пассивного словаря,

с применением наглядно-дидактического пособия

Л. Н. Павловой «Раннее детство : развитие речи и мышления»

для детей от 1 до 3 лет»;

2. Мониторинг компетентности родителей в вопросе необходимости обогащения словаря детей с целью речевого развития детей раннего возраста в форме бесед, анкетирования родителей;

3. Мониторинг условий ППРОС группы по критериям ФГОС ДО

Основной этап:

1. Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с

семьёй.

2. Разработка системы взаимодействия с родителями по вопросу обогащения словаря детей раннего возраста.

Итоговый этап:

1. Итоговый мониторинг уровня сформированности словаря детей раннего возраста.

2. Анкетирование родителей, анализ РППОС

Для выявления активного словаря ребенку показывалась предметная картинка, и задавались вопросы: «Что нарисовано на картинке, Какого цвета, Для чего нужно, Что делает девочка? Из каких частей состоит?», беседы по темам «Игрушки»«Посуда»

Выявление пассивного словаря, т. е. понимание речи, в ходе диагностической беседы.

Результаты мониторинга уровня активного и пассивного словаря,

показали недостаточный уровень сформированности.

Анкетирование родителей также показало недостаточный уровень осведомленности родителей в вопросе речевого развития детей, они не владеют приемами работы по развитию речи, но хотят их освоить.

Мониторинг РППОС по критериям ФГОС ДО показал необходимость обогащения среды актуальными и эффективными играми и пособиями, способствующими обогащению словаря детей раннего возраста.

По результатам проведенного мониторинга я выбрала наиболее эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью обогащения словаря детей раннего дошкольного возраста.

Работа с детьми по обогащению словаря решала следующие задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

3. Активизация словаря. 2 категории слов :

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи,

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

Работу на закрепление и активацию словаряразвитие его смысловой стороны проводилаиспользуя следующие: методы

• рассматривание игрушек, предметных картинок, картин с хорошо знакомым содержанием;

• дидактические игры и пособия «Кто что ест?»«Мы едем, едем.»«Игруша»«Потешкина книжка»«Умные пальчики»«Чей домик»«Весёлый паровозик»«Чудо крышечки» и т. д.

• Чтение художественных произведений (любимых сказок, потешек, стихов А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой и др.)

• словарные упражнения, пальчиковая гимнастика

• прогулки, наблюдения, экскурсии и т. д.

В работе над обогащением словаря важно соблюдать последовательность:

• обогащение знаний и словаря на основе, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.

• уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, употребление слов в разных ситуациях общения.

• использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов.

Вся работа с родителями осуществлялась в групповой и индивидуальной формах, соблюдая принципы:

• Целенаправленность

• Системность

• Плавность

• Учет специфики каждой семьи

• Доброжелательность, открытость

• Ежедневно в информационном блоке для родителей размещается текущая информация о планируемой деятельности с детьми на день, консультации и рекомендации для родителей по развитию словаря детей раннего возраста.

• Несколько раза в месяц поводятся мастер-классы и вечера встреч, Здесь родители имеют возможность познакомиться с пальчиковыми играми, с играми на развитие слухового внимания, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики и словаря, в которые они могут поиграть с ребенком дома, а так же обменяться опытом с другими родителями. Кроме того, все родители имеют возможность самостоятельно принять участие в изготовлении игр и пособий на обогащение словаря детей и речи в целом.

• Для родителей проводим семинары-практикумы по таким темам как«Учимся играть с детьми»«Общение с ребенком»«Умные картинки»«Природа для ребенка» и др.

• Здесь организуем игры на развитие речи детей раннего возраста, игры на развитие мелкой моторики и обогащение словаря.

• Вниманию родителей предлагается картотека литературы для чтения детям с примерными вопросами и игровыми ситуациями, способствующими обогащению словаря и развитию речи малыша.

Формы взаимодействия с родителями:

Родительские собрания, консультации «Читаем вместе»«С чего начинать, развивая речь малыша«Речевые игры для малышей»«Что ребенку показать на прогулке»«Индивидуальный подход» и др.

Открытые занятия, Совместные мероприятия, вечера встреч

Круглые столы, мастер-классы

Родительский клуб «Азбука для мам и пап»

Видеофрагменты организации различных видов деятельности с детьми, занятий

Фотоотчеты

Выставки детских работ

Папки-передвижки

Библиотека для родителей

Для определения эффективности взаимодействия был проведен:

итоговый мониторинг словаря детей раннего возраста с применением наглядно-дидактического пособия Л. Н. Павловой; анкетирование родителей, анализ РППОС; которые показали положительную динамику.

У детей наблюдается активный процесс обогащения и активизации словаря словами-названиями, глаголами, прилагательными;

Отмечается умение соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек Кукла спит, машинка едет, мама работает ; ребенок свободно использует в речи слова обозначающие признак предмета, согласуя их с глаголами Кубик зеленый … лежит, Большой дом стоит, Кашу вкусную сварила …отмечается умение ребенка выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.

За счет накопления пассивного словаря, у ребенка идет стимулирования его активной речи. У него появилась потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мир Что это, Какой, Как, Зачем, Что делать, Где? что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Объединение интересов семьи и детского сада привело к повышению компетентности родителей в вопросе развития словаря у воспитанников

Родители научились:

изготавливать дидактические пособия, дидактические игры, способствующие обогащению словаря и развитию мелкой моторики;

развивать мелкую моторику у детей при помощи пальчиковых игр;

заниматься по ним и в домашних условиях, использовать словесные игры и беседовать с ребенком во время прогулок;

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда обогатилась новыми играми и пособиями, в том числе многофункциональными, картотеками игр по обогащению словаря детей раннего возраста, укрепила свою динамичность и полифункциональность.

В перспективе я планирую продолжить начатую работу по развитию речи у детей раннего возраста посредством эффективных методов;

Продолжать привлекать родителей к сотрудничеству в вопросе развития детей

продолжить обогащение ППРОС группы новыми игровыми пособиями, в том числе изготовленными родителями воспитанников;

Представить опыт работы по данному вопросу на сайте ДОО, личном сайте и других интернет сообществах и средствах информации

Участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 96»

Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»

                                                                                            Подготовила

                                                                                          воспитатель

                                                                                                              Ю.В.Шаронова

                                                                                                                       

                                                                                                                   

2021 год

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

С повышением уровня информатизации в мире значительно снижается уровень речевого развития детей. Отмечается бедный словарный запас, обилие грамматических ошибок, трудности в построении простых предложений. К числу значимых причин снижения уровня речевого развития специалисты относят неблагоприятную среду в семье. К сожалению, занятые родители часто пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы, сказки, песенки, потешки, колыбельные из уст мамы и папы.

В ФЗ «Об Образовании в РФ» говорится, что только семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами развития и социализации детей.

Актуальность данной темы подтверждает недостаточная компетентность родителей (законных представителей) в вопросе речевого развития детей раннего возраста, необходимости обогащения его словаря.

Изучению формирования словаря у детей раннего возраста посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных психологов, педагогов и лингвистов: Л. С. Выготского, В. В. Гербовой, В. А. Крутецкого, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и др. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме формирования словаря у детей раннего возраста.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая, предметная деятельность самого ребёнка, т. е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи у детей раннего возраста, в том числе и развития словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком. В связи с этим развитие лексики ребёнка раннего возраста во многом определяется семьёй и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Актуальность выбранной темы определила цель и задачи моей работы.

Цель: Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа по реализации поставленных целей и задач была построена в несколько этапов:

Подготовительный этап:

1. Выявление уровня активного и пассивного словаря,

с применением наглядно-дидактического пособия

Л. Н. Павловой «Раннее детство : развитие речи и мышления»

для детей от 1 до 3 лет»;

2. Мониторинг компетентности родителей в вопросе необходимости обогащения словаря детей с целью речевого развития детей раннего возраста в форме бесед, анкетирования родителей;

3. Мониторинг условий ППРОС группы по критериям ФГОС ДО

Основной этап:

1. Обогащение словаря детей раннего возраста посредством взаимодействия с

семьёй.

2. Разработка системы взаимодействия с родителями по вопросу обогащения словаря детей раннего возраста.

Итоговый этап:

1. Итоговый мониторинг уровня сформированности словаря детей раннего возраста.

2. Анкетирование родителей, анализ РППОС

Для выявления активного словаря ребенку показывалась предметная картинка, и задавались вопросы: «Что нарисовано на картинке, Какого цвета, Для чего нужно, Что делает девочка? Из каких частей состоит?», беседы по темам «Игрушки»«Посуда»

Выявление пассивного словаря, т. е. понимание речи, в ходе диагностической беседы.

Результаты мониторинга уровня активного и пассивного словаря,

показали недостаточный уровень сформированности.

Анкетирование родителей также показало недостаточный уровень осведомленности родителей в вопросе речевого развития детей, они не владеют приемами работы по развитию речи, но хотят их освоить.

Мониторинг РППОС  по критериям ФГОС ДО показал необходимость обогащения среды актуальными и эффективными играми и пособиями, способствующими обогащению словаря детей раннего возраста.

По результатам проведенного мониторинга я выбрала наиболее эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью обогащения словаря детей раннего дошкольного возраста.

Работа с детьми по обогащению словаря решала следующие задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, новых значений слов, уже имеющихся в лексиконе

2. Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием)

3. Активизация словаря. 2 категории слов :

а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи,

б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи)

Работу на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны проводила, используя следующие: методы

• рассматривание игрушек, предметных картинок, картин с хорошо знакомым содержанием;

• дидактические игры и пособия «Кто что ест?»«Мы едем, едем.»«Игруша»«Потешкина книжка»«Умные пальчики»«Чей домик»«Весёлый паровозик»«Чудо крышечки» и т. д.

• Чтение художественных произведений (любимых сказок, потешек, стихов А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой и др.)

• словарные упражнения, пальчиковая гимнастика

• прогулки, наблюдения, экскурсии и т. д.

В работе над обогащением словаря важно соблюдать последовательность:

• обогащение знаний и словаря на основе, обследования признаков предметов, их свойств, качеств.

• уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, употребление слов в разных ситуациях общения.

• использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов.

Вся работа с родителями осуществлялась в групповой и индивидуальной формах, соблюдая принципы:

• Целенаправленность

• Системность

• Плавность

• Учет специфики каждой семьи

• Доброжелательность, открытость

• Ежедневно в информационном блоке для родителей размещается текущая информация о планируемой деятельности с детьми на день, консультации и рекомендации для родителей по развитию словаря детей раннего возраста.

• Несколько раза в месяц поводятся мастер-классы и вечера встреч, Здесь родители имеют возможность познакомиться с пальчиковыми играми, с играми на развитие слухового внимания, речевого дыхания, на развитие мелкой моторики и словаря, в которые они могут поиграть с ребенком дома, а так же обменяться опытом с другими родителями. Кроме того, все родители имеют возможность самостоятельно принять участие в изготовлении игр и пособий на обогащение словаря детей и речи в целом.

• Для родителей проводим семинары-практикумы по таким темам как«Учимся играть с детьми»«Общение с ребенком»«Умные картинки»«Природа для ребенка» и др.

• Здесь организуем игры на развитие речи детей раннего возраста, игры на развитие мелкой моторики и обогащение словаря.

• Вниманию родителей предлагается картотека литературы для чтения детям с примерными вопросами и игровыми ситуациями, способствующими обогащению словаря и развитию речи малыша.

Формы взаимодействия с родителями:

Родительские собрания, консультации «Читаем вместе»«С чего начинать, развивая речь малыша?»«Речевые игры для малышей»«Что ребенку показать на прогулке»«Индивидуальный подход» и др.

Открытые занятия, Совместные мероприятия, вечера встреч

Круглые столы, мастер-классы

Родительский клуб «Азбука для мам и пап»

Видеофрагменты организации различных видов деятельности с детьми, занятий

Фотоотчеты

Выставки детских работ

Папки-передвижки

Библиотека для родителей

Для определения эффективности взаимодействия был проведен:

итоговый мониторинг словаря детей раннего возраста с применением наглядно-дидактического пособия Л. Н. Павловой; анкетирование родителей, анализ РППОС; которые показали положительную динамику.

У детей наблюдается активный процесс обогащения и активизации словаря словами-названиями, глаголами, прилагательными;

Отмечается умение соотносить словесное обозначение действий с собственными выразительными движениями и действиями игрушек Кукла спит, машинка едет, мама работает ; ребенок свободно использует в речи слова обозначающие признак предмета, согласуя их с глаголами Кубик зеленый … лежит, Большой дом стоит, Кашу вкусную сварила …отмечается умение ребенка выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе в общении со взрослыми и сверстниками.

За счет накопления пассивного словаря, у ребенка идет стимулирования его активной речи. У него появилась потребность спрашивать у взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мир Что это, Какой, Как, Зачем, Что делать, Где? что является основой для дальнейшего развития диалогической речи.

Объединение интересов семьи и детского сада привело к повышению компетентности родителей в вопросе развития словаря у воспитанников

Родители научились:

изготавливать дидактические пособия, дидактические игры, способствующие обогащению словаря и развитию мелкой моторики;

развивать мелкую моторику у детей при помощи пальчиковых игр;

заниматься по ним и в домашних условиях, использовать словесные игры и беседовать с ребенком во время прогулок;

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда обогатилась новыми играми и пособиями, в том числе многофункциональными, картотеками игр по обогащению словаря детей раннего возраста, укрепила свою динамичность и полифункциональность.

В перспективе я планирую продолжить начатую работу по развитию речи у детей раннего возраста посредством эффективных методов;

Продолжать привлекать родителей к сотрудничеству в вопросе развития детей

продолжить обогащение ППРОС группы новыми игровыми пособиями, в том числе изготовленными родителями воспитанников;

Представить опыт работы по данному вопросу на сайте ДОО, личном сайте и других интернет сообществах и средствах информации

Участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Формировании словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр и упражнений

Презентация опыта работы включает в себя обоснование актуальности проблемы речевого развития детей раннего возраста. В презентации также обозначен целевой компонент деятельности воспитателя и особенно...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры» на 2015-2016 учебный год.

 В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее...

Презентация на тему: Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры...

Отчёт по самообразованию по теме «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры». 2018 – 2019 уч.год

Отчёт по  самообразованию по теме «Развитие речи детей раннего возраста через дидактические игры».2018 – 2019 уч.год Дети раннего  возраста нуждаются во всестороннем р...

Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр

Формирование словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр...

Самообразование по теме: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Самообразование по теме: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...