Тема: «Создание условий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста»
статья

Ильина Мария Геннадьевна

В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МБДОУ. В начале работы было проведено  обследования здоровья и физического развития детей:

•        Анализ здоровья детей по группе здоровья;

•        Обследование физического развития детей по методике Юрко.

 Получены следующие результаты:

      Основная масса детей группы имеет вторую группу здоровья, а  это значит, что они имеет какие – либо отклонения в здоровье.

      Большинство детей 75% имеют отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата.

      Не достаточно развиты силовые качества детей.  

На основании результатов обследования детей мы поставили перед собой следующую  цель работы:

     Создать условия для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.      Формировать правильную осанку.

2.      Содействовать профилактике плоскостопия.

3.      Укреплять мышечный корсет.

4.      Развивать все группы мышц.

5.      Развивать физические качества детей, особенно силу.

6.      Воспитывать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой.

Мы определили следующие этапы работы по созданию условий профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста: 

1.      Создание развивающей предметно-пространственной среды и  санитарно гигиенических условий, способствующих профилактике нарушения ОДА.

2.      Организация двигательного и статико – динамического режимов в д/с.

3.      Работа с семьей по данной проблеме.

Особую роль для всестороннего развития, а также стимулирование физической активности  играет построение среды.

При её создании мы опирались:

-        особенности развития детей старшего дошкольного возраста;

-        Требования   Сан ПиН;

-        требования Основной Образовательной Программы  и ФГОС ДО;

-        принципы создания предметно –пространственной  развивающей среды;

-        рекомендации Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.

     Представим  оборудование группы для профилактики нарушений ОДА, которое  условно мы разделили на группы: стационарное, переносное, мелкое оборудование. Составлен двигательный режим, где используются разнообразные формы двигательной активности.

  С нашей точки зрения для профилактики нарушений осанки наиболее эффективны следующие упражнения:

1. из положения стоя - принятие правильной осанки, удержание равновесия, удержание предмета на голове, ходьба с сохранением правильной осанки.

2. из положения сидя - принятие правильной осанки, с потягиванием, ходьба на четвереньках.

3. из положения лежа на животе и на спине - самовытяжение, упражнения на укрепление мышц живота и спины («велосипед», «лодочка», «уточка», «кроль» руками и ногами и т. д.)

Для профилактики плоскостопия наиболее эффективны следующие упражнения:

1.      упражнения без предметов - движения пальцами ног, перекаты, ходьба и бег по наклонной плоскости.

2.      упражнения с предметами - ходьба и бег по массирующим коврикам, захваты предметов, удержание их и бросание, перекатывание мячей, упражнения на равновесие.

3.      упражнения на снарядах - ходьба по ребристым доскам, лазание по гимнастическим лесенкам.

      Для  достижения положительных результатов в вопросе профилактики нарушений ОДА очень важно, чтобы дети  понимали важность этой проблемы. Поэтому дети получают доступные теоретические знания по анатомии.  В группах висят плакаты по анатомии ребенка, есть альбомы по данной теме, проводятся занятия по ОБЖ.

        На занятиях мы не просто даем те или иные упражнения, но и говорим детям об их пользе для здоровья,  для развития физических качеств.

В нашей группе и  детском саду создан статико – динамический режим, соответствующий требованиям:

      Мебель и оборудование соответствуют росту детей и возрастным требованиям;

      Время занятий не превышает 25 минут;

      Сбалансированное питание;

      Оптимальный двигательный режим.

Во время утренней  гимнастики и физкультурных занятий в вводную часть мы  включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, внешнем крае стопы, ходьбу по ребристой дорожке или массажным коврикам и др.

        В каждый комплекс утренней гимнастики и ОРУ физкультурного занятия  мы включаем упражнения, которые укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.

         Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание, мышцы теряют упругость, появляется опасность отклонений в осанке. Мы учим детей дышать правильно, сочетать ритм движения и дыхания. Для укрепления дыхательной мускулатуры в группе есть дыхательный тренажер «ветерок в бутылке».

            В гимнастике после сна – используются дыхательные упражнения, само массаж рук и ног,  упражнения, формирующие правильную осанку.

           В двигательном режиме применяются физкультминутки, двигательные разминки, насыщенные упражнениями для профилактики нарушений ОДА.

     Очень важно осуществлять  индивидуально – дифференцированный подход при организации занятий  по физическому развитию.  Детей, которые имеют отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, мы условно выделили в отдельные группы.

«Зайка»-  дети, которые имеют серьезную патологию- сколиоз или перекос таза. Эти дети не выполняют упражнения на скручивание, лазанье по канату и др. Они выполняют другие  упражнения, полезные для них.

«Мишка»- дети, у которых плоскостопие. Упражнения на спрыгивание в глубину, с отягощениями мы  заменяем на упражнения для укрепления мышц стопы и голени.

«Мышка» - дети  3 группы здоровья, с хроническими заболеваниями. Им снижаем нагрузку: уменьшаем дозировку, интенсивность, заменяем упражнения.

         Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Поэтому подвижные игры и разнообразные игровые упражнения мы также используем для данной цели.

Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и оптимальный  двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыка правильной осанки.

     Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли  тесное сотрудничество с родителями.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

      Родительские собрания, показательные   мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым физкультурным  материалом;

      Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;

      Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература   

      При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития  ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.

     Повторное обследование физического развития по методике Юрко показало следующие результаты: быстрота и сила увеличились.

Были получены следующие результаты:

•        повышение интереса детей к двигательной деятельности;

•        развитие физических качеств детей;

•        укрепление мышечного корсета детей;

•        повысилась заинтересованность родителей процессом физического развития и оздоровления детей.

Перспективы работы следующие:

      Продолжать работу по профилактике нарушений ОДА.

      Продолжать работу по взаимодействию с родителями по развитию детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_1.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 96»

Тема: «Создание условий по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного  возраста»

Подготовила

                                                                                                             воспитатель

                                                                                                             М.Г.Ильина

2020 год

В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа МБДОУ. В начале работы было проведено  обследования здоровья и физического развития детей:

•        Анализ здоровья детей по группе здоровья;

•        Обследование физического развития детей по методике Юрко.

 Получены следующие результаты:

        Основная масса детей группы имеет вторую группу здоровья, а  это значит, что они имеет какие – либо отклонения в здоровье.

        Большинство детей 75% имеют отклонения в состоянии опорно – двигательного аппарата.

        Не достаточно развиты силовые качества детей.  

На основании результатов обследования детей мы поставили перед собой следующую  цель работы:

     Создать условия для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.        Формировать правильную осанку.

2.        Содействовать профилактике плоскостопия.

3.        Укреплять мышечный корсет.

4.        Развивать все группы мышц.

5.        Развивать физические качества детей, особенно силу.

6.        Воспитывать у детей потребность в регулярных занятиях физической культурой.

Мы определили следующие этапы работы по созданию условий профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста:  

1.        Создание развивающей предметно-пространственной среды и  санитарно гигиенических условий, способствующих профилактике нарушения ОДА.

2.        Организация двигательного и статико – динамического режимов в д/с.

3.        Работа с семьей по данной проблеме.

Особую роль для всестороннего развития, а также стимулирование физической активности  играет построение среды.

При её создании мы опирались:

-        особенности развития детей старшего дошкольного возраста;

-        Требования   Сан ПиН;

-        требования Основной Образовательной Программы  и ФГОС ДО;

-        принципы создания предметно –пространственной  развивающей среды;

-        рекомендации Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой.

     Представим  оборудование группы для профилактики нарушений ОДА, которое  условно мы разделили на группы: стационарное, переносное, мелкое оборудование. Составлен двигательный режим, где используются разнообразные формы двигательной активности.

  С нашей точки зрения для профилактики нарушений осанки наиболее эффективны следующие упражнения:

1. из положения стоя - принятие правильной осанки, удержание равновесия, удержание предмета на голове, ходьба с сохранением правильной осанки.

2. из положения сидя - принятие правильной осанки, с потягиванием, ходьба на четвереньках.

3. из положения лежа на животе и на спине - самовытяжение, упражнения на укрепление мышц живота и спины («велосипед», «лодочка», «уточка», «кроль» руками и ногами и т. д.)

Для профилактики плоскостопия наиболее эффективны следующие упражнения:

1.        упражнения без предметов - движения пальцами ног, перекаты, ходьба и бег по наклонной плоскости.

2.        упражнения с предметами - ходьба и бег по массирующим коврикам, захваты предметов, удержание их и бросание, перекатывание мячей, упражнения на равновесие.

3.        упражнения на снарядах - ходьба по ребристым доскам, лазание по гимнастическим лесенкам.

      Для  достижения положительных результатов в вопросе профилактики нарушений ОДА очень важно, чтобы дети  понимали важность этой проблемы. Поэтому дети получают доступные теоретические знания по анатомии.  В группах висят плакаты по анатомии ребенка, есть альбомы по данной теме, проводятся занятия по ОБЖ.

        На занятиях мы не просто даем те или иные упражнения, но и говорим детям об их пользе для здоровья,  для развития физических качеств.

В нашей группе и  детском саду создан статико – динамический режим, соответствующий требованиям:

        Мебель и оборудование соответствуют росту детей и возрастным требованиям;

        Время занятий не превышает 25 минут;

        Сбалансированное питание;

        Оптимальный двигательный режим.

Во время утренней  гимнастики и физкультурных занятий в вводную часть мы  включаем профилактическую ходьбу на носках, пятках, внешнем крае стопы, ходьбу по ребристой дорожке или массажным коврикам и др.

        В каждый комплекс утренней гимнастики и ОРУ физкультурного занятия  мы включаем упражнения, которые укрепляют мышцы-разгибатели спины, межлопаточные и мышцы брюшного пресса.

         Часто дети не умеют правильно дышать, задерживают дыхание, мышцы теряют упругость, появляется опасность отклонений в осанке. Мы учим детей дышать правильно, сочетать ритм движения и дыхания. Для укрепления дыхательной мускулатуры в группе есть дыхательный тренажер «ветерок в бутылке».

            В гимнастике после сна – используются дыхательные упражнения, само массаж рук и ног,  упражнения, формирующие правильную осанку.

           В двигательном режиме применяются физкультминутки, двигательные разминки, насыщенные упражнениями для профилактики нарушений ОДА.

     Очень важно осуществлять  индивидуально – дифференцированный подход при организации занятий  по физическому развитию.  Детей, которые имеют отклонения в формировании опорно-двигательного аппарата, мы условно выделили в отдельные группы.

«Зайка»-  дети, которые имеют серьезную патологию- сколиоз или перекос таза. Эти дети не выполняют упражнения на скручивание, лазанье по канату и др. Они выполняют другие  упражнения, полезные для них.

«Мишка»- дети, у которых плоскостопие. Упражнения на спрыгивание в глубину, с отягощениями мы  заменяем на упражнения для укрепления мышц стопы и голени.

«Мышка» - дети  3 группы здоровья, с хроническими заболеваниями. Им снижаем нагрузку: уменьшаем дозировку, интенсивность, заменяем упражнения.

         Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Поэтому подвижные игры и разнообразные игровые упражнения мы также используем для данной цели.

Таким образом, систематическая работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и оптимальный  двигательный режим способствуют укреплению и оздоровлению детского организма, формированию навыка правильной осанки.

     Параллельно с работой с детьми, мы осуществляли  тесное сотрудничество с родителями.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

        Родительские собрания, показательные   мероприятия, анкетирование, беседы, участие родителей в оснащении группы игровым физкультурным  материалом;

        Совместные мероприятия: праздники, развлечения, фотовыставки, обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;

        Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы, метод. литература    

      При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития  ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.

     Повторное обследование физического развития по методике Юрко показало следующие результаты: быстрота и сила увеличились.

Были получены следующие результаты:

•        повышение интереса детей к двигательной деятельности;

•         развитие физических качеств детей;

•         укрепление мышечного корсета детей;

•         повысилась заинтересованность родителей процессом физического развития и оздоровления детей.

Перспективы работы следующие:

        Продолжать работу по профилактике нарушений ОДА.

        Продолжать работу по взаимодействию с родителями по развитию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение с элементами упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата "Красная шапочка и серый волк"

Это развлечение я проводила с детьми старшей группы в начале учебного года. Роли исполняли дети этой же группы....

Игры и упражнения для детей, для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата

Игры и упражнения для детей,для профилактики нарушенийопорно – двигательного аппарата...

"Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста"

Важнейшими задачами физкультурного воспитания дошкольников является укрепление их здоровья, снижение заболеваемости и заложение основ здорового образа жизни....

Консультация для родителей «Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата в домашних условиях».

Профилактику нарушения ОДА могут проводить не только педагоги , но и родители самостоятельно в домаашних условиях....

Двигательные упражнения в режимных моментах как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

Систематическая и целенаправленная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата дошкольников предусматривается, прежде всего, в процессе обязательных занятий по физической культуре, а также в ...

Профилактика нарушений опорно- двигательного аппарата у детей дошкольного возраста посредством использования детских тренажеров

Физические качестваГибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который д...