СТАТЬЯ Компетенции воспитателя для эффективной работы в цифровой образовательной системе экологической деятельности
статья (средняя группа)

Тамила Асланова

Современный мир все больше становится современным цифровым. В настоящее время цифровизация  вошла в нашу жизнь повседневно. Она уверенна охватывает все области жизнидеятельности  человека. А это означает процесс образования  должен также быть цифровым  даже дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Компетенции воспитателя для эффективной работы в цифровой  образовательной  системе экологической деятельности для детей средней группы.

Основные направления экологизации образовательной среды в дошкольной группе педагоги планируют и реализуют посредством разнообразных средств, познавательно-исследовательской деятельности с детьми и цифровыми технологиями. В соответствие с ФГОС ДО осуществляем развитие  любознательности, познавательной мотивации детей. Формирование познавательных действий, становление экологического сознания, первичных представлений об объектах окружающего мира.  Педагогическая эко-деятельность реализуется в нескольких направлениях, в первую очередь это содержательное наполнение  развивающей предметно-пространственной среды дошкольной группы (на территории, за пределами ДОО). Повышение собственных экологических компетенций .

В работе с семьями мы решаем следующие задачи:

  • Познакомить родителей со средствами экологическими воспитания детей.
  • Мотивировать родителей к совместной с ребенком к познавательной деятельности.
  • Инициировать совместные детско-взрослые проекты по ознакомлению детей с природой.
  • Творчески, используя цифровые технологии, подходить к созданию развивающей предметно-пространственной среды экологического воспитания детей в группе и дома.

Ведущими формами, методами и средствами экологического воспитания являются:

  • Наблюдения детей и взрослых за окружающим миром, экскурсии, туристические походы и “эко-десанты”.
  • Чтение, слушание художественной литературы, в т.ч сказок.
  • Проведение детьми и взрослыми элементарных опытов с неживой природой.
  • Моделирование строения, особенностей внешнего вида .
  • Упражнения в действиях детей по отношению к объектам природы.

  Исследования детьми своего окружения, ознакомление с законами природы происходит в условиях эколого-природной среды детского сада и в условиях семьи на улице, в лесу, у реки, озера, среди деревьев, кустарников, цветов. Обратная связь педагогов с семьей происходит посредством домашних заданий, в рамках познавательных проектов. Например, в виде поиска ответов на вопросы, таких как «Почему замерзает река Печора?», «Кто живет под корой?», «Какие животные кушают грибы?» и т.д. Совместно с родителями знакомим детей с природными объектами и в краеведческом музее и на прогулках с лупами, сачками, пластиковыми баночками. Фенологические наблюдения эффективно проводить с чудо-экологическим чемоданчиком. В чемоданчик (коробочку) входит увеличительная шкатулка, лупа для детального рассматривания насекомых, листьев; термометр. Из нового оборудования, производители предлагают электронные микроскопы, повышающие интерес детей к наблюдениям и готовые наборы для экспериментально-исследовательской деятельности за обьектами природы. Эколого-познавательные тематические мини-проекты мы проводим, поддерживая сетевое взаимодействие с  учреждениями – социальными партнерами. Это и ненецкий заповедник, краеведческий музей, ННК, региональные отделения партий, волонтерское движение по охране природы, через экскурсии, участие в экологических акциях, конкурсах. Можно использовать возможность организовать экскурсию с детьми в тепличный комбинат “Солнышко”. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе и дома организуется в комплексе.  Она пополняется игрушками, художественной литературой, иллюстрациями, различными играми, дидактическими, словесными, подвижными, электронными образовательными ресурсами по ознакомлению детей с обьектами природы. Разнообразный дидактический материал помогает формировать у детей представления о природе. В группах организуется специально созданные условия (экологический центр, уголок, экологическая мини-лаборатория, где располагаются лупы, микроскоп, емкости, природный материал, волшебная коробочка с маленьким окошечком, мерные стаканы, поднос-лоток,  воронка,  увеличительная шкатулка, фильтры бумажные, пробирки, шпатель и т.д.). Это и мобильный экологический развивающий стенд-ширма, организуются сменный мини-музей эколят по темам (“Деревья родного края”, “Цветы”, “Красная книга природы” «Экологический куб» и.т д.  На участке детского сада разрабатывается экологическая тропа в которой располагаются видовые природные точки. Это мини- огород, микро-аллея деревьев и кустарников, птичья “деревня” (кормушки, скворечники), пень, “муравейник”, цветники-клумбы и березы.  Преспективе   актуальным является размещение на участке мини-метеоплощадки (дети учатся определять температуру воздуха термометром, изучают гигрометр). Дети с родителями фотографируют обьекты и явления природы, составляя бумажный или электронный фотоальбом. Участвуют в акциях, например, “Залог здоровья человека и природы ”. Из камней оформляем горную систему  (“Гора камней -самоцветы”), раскрашивая красками в цвета полудрагоценных и драгоценных камней, делаем природные часы. В перспективе планируется оформление макета солнцестояния на групповой веранде. На участке родители с детьми устанавливают ящики с указателями для проблемного мусора, как систему раздельного сбора мусора.  Для закрепления наблюдений в природе в разное время года, в детском саду мы используем информационно-коммуникативные технологии. Это тематические мультимедийные презентации, развивающие тематические мультфильмы, экологические сказки, эколого-нравственные рассказы, видеозанятия с мультипликационным или сказочным героем с интерактивным упражнениями, заданиями, викторинами. Разрабатываем интеллект-карты (“Дикие животные”, ”Времена года”), видео-олимпиады, цифровые кроссворды, интерактивные плакаты, проводимые с помощью видеопроектора, экрана и ноутбука. Например, разберем интерактивную игру с котом Матроскиным “Общие вопросы экологии”, на экране появляется вопрос, например, “Я смотрел мультфильм про животных леса. Что же будет, если животные исчезнут?”. “Я в городе видела мусорные контейнеры разных цветов. Зачем нужно сортировать мусор?”. Дети выбирают картинку с правильным ответом и в карточку “Мой выбор” вкладывают смайлик в одну из четырех секций.  Так же мы проводим интерактивные игры экологической направленности: “Найди полезные и вредные продукты”, “Найди полевые цветы”, “Определи материал инструмента”, “Четвертый лишний”, “Расположи по порядку”, “Польза воды?”,  “Помоги расчистить дно реки Печора”, “Влияние нефти на жизнь реки, рыб и птиц”, “Животные и птицы округа”.  Например, прежде чем разработать интерактивную игру “Такие разные бабочки!”, мы с детьми собираем коллекцию бабочек (из фигурок, имитирующих разные виды бабочек). То есть сначала, дети изучают окружающий мир на практике, действуя, исследуя объекты анализаторами, тактильно, органами чувств, и далее мы увиденное, полученные знания из практики закрепляем, углубляем через цифровые обучающие формы. Для родителей мы проводим видео-консультации и отправляем их в группу в ватцапе.  Например опыты с детьми. Родители совместно с детьми осуществляют тематические прогулки, фотографии и видео-наблюдения за природой.  Детско-родительский экологический десант – это помощь бездомным животным, проживающим в питомнике, либо десант по экологической тропе, с кормлением птиц, уборкой в кормушках, поливкой цветов, уборкой в цветниках. На основе впечатлений от десанта мы проводим развивающие занятия, развлечения, используя интерактивные сказки, задания и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике»

Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться форми...

Консультация для воспитателей на тему: «Работа по разделу «Театрализованная деятельность», как один из способов формирования толерантности у воспитанников».

Исторически представление о толерантности появилось в Малой Азии, когда там начали чеканить монету. Допустимое отклонение веса каждой золотой или серебряной монетки от стандарта и составило первое пре...

Статья "Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми."

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание, что актуально для логопедических групп. Только пр...

Статья "Как воспитатели г. Москвы работали в годы войны"

В этой статье рассказывается о работе детских садов Москвы в 1941–1945 годах....

Статья "Развитие «мягких навыков» у старших дошкольников через экологическую деятельность"

В настоящее время в современном обществе все чаще говорят о  развитии «твердых» и «мягких» навыков у дошкольников. Как известно «soft skills» - мягкие на...

Статья для воспитателей из опыта работы "Использование логических игр-головоломок в режимные моменты"

Статья для воспитателей из опыта работы "Использование логических игр-головоломок в режимные моменты"...