Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи
консультация

Зауэр Наталья Владимировна

Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

      

Система коррекционно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении: тенденции и задачи

Коррекционно-воспитательная работа – это система определенных педагогических мероприятий, которые направлены на ослабление или преодоление недостатков физического и психического развития детей с отклонениями и нарушениями. В настоящее время в рамках традиционной специальной педагогики принято выделять два основных направления коррекционно-воспитательной работы в специализированных ДОУ: Первое направление реализуется в области осуществления коррекционной работа высших психических функций. Данный подход определяется как психологический. Второе направление основано на признании значимости коррекционного педагогического воздействия на ведущую и типичные виды деятельности ребенка с отклонениями и нарушениями. Этот подход принято рассматривать с педагогической точки зрения.

   Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…».  Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддержать высокий уровень здоровья вполне возможно.  

 Ребенка можно назвать здоровым, если он:

   - В физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;

  - В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

 - В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен (умение сопереживать за других).

 - В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

     На состояние здоровья наших детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

 - наследственность;

- неблагоприятная экологическая обстановка;

- интенсивно развивающаяся промышленность;

 - электронно-лучевое и «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка);

- образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья).

В последнее время заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Уровень заболеваемости детей в дошкольном возрасте очень высок. Первое место в структуре заболеваемости (65% всей патологии) занимают болезни органов дыхания, среди которых 90% - ОРЗ и грипп. Наибольшее число перенесенных острых заболеваний приходится на часто болеющих детей, абсолютный уровень заболеваемости которых в 2-4 раза выше, чем у редко болеющих. Часто болеющими детьми, принято считать детей, которые за год переболели 4 и более раз ОРВИ и ОРЗ. Часто болеющий ребенок заболевает практически независимо от времени года, поэтому таких детей следует оздоравливать круглогодично.                                                                     

Предлагается коррекционно-оздоровительная программа «Здоровичок», направленная  на оздоровление ЧБД в условиях ДУ. Она определяет основные направления и выполнение поставленных задач в течение одного учебного года. Цикл занятий рассчитан с октября по май месяц. Основная цель – перевод из группы часто болеющих, в группу эпизодически болеющих. Программа «Здоровичок» направлена на реабилитацию ЧБД, коррекцию и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, сердечно-сосудистой системы, миопии, ЦНС, ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей. Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.                                                     

Для ЧБД предлагаем два дополнительных оздоровительных интегрированных занятия в неделю, направленных на профилактику ОРВИ и ОРЗ, коррекцию и профилактику различных заболеваний, и повышение резистентности организма. Группа ЧБД – это разновозрастная группа (младшего, старшего дошкольного возраста), поэтому оздоровительные занятия варьируются по времени от 10-15 мин до 30 мин. В занятии используются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковая и дыхательная гимнастика, хождение босиком и др. При проведении занятий  рекомендуется учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям. В занятие можно включать:

- познавательную деятельность (теоретическая часть);

- двигательные упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- обще развивающие упражнения;

- психогимнастические этюды;

- закаливающие процедуры (самомассаж, водные процедуры, точечный массаж, хождение босиком, воздушные ванны, «нетрадиционный» массаж - игры с косточками, с крупой, хождение по камешкам и т.п.);

- фитотерапию (чаи, коктейли, лук, чеснок);

- ароматерапию (аромамедальоны, аромалампы, подбор комнатных растений);

- различные подвижные игры и т.п.

Ожидаемые результаты

1.Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, снижение уровня заболеваемости.

2.Расширение знаний взрослых и детей о понятии «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Улучшение физического развития, повышение устойчивости к утомлению,  работоспособности, умение использовать полученные знания для самооздоровления.

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Организованная учебная деятельность по физической культуре – самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования.

 

 

Список литературы:

 

1.Лазарев М.Л. Юные учителя здоровья. - М., 1995.

2.Меньшов С.Н. Детка: природное оздоровление: (Теория и практика). - М.: Вита, 1996.

3.Щербак, А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /А.П. Щербак. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2010.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Реализация системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Самая большая ценность для человека в любом возрасте – это его здоровье....

Социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения в решении задач воспитательной системы ДОУ в условиях ФГОС ДО

Основным результатом открытости системы является успешное взаимодействие с социумом, осваивая который ДОУ само становится мощным средством социализации личности ребёнка. Опыт работы нашего учреждения ...

Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения

Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения  (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...