«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».
консультация

Веслополова Оксана Иннокентьевна

     Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От преподавателя зависит, то будет ли ученик получать знания с большими усилиями или с удовольствием.

Основные правила использования нетрадиционных методов коррекции

    Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.

    Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:

·         независимо от вида занятий они должны нравиться ученику, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться;

·         обязательна регулярность посещений и дисциплина;

·         всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий;

·         абсолютно все, что используется на «уроках» должно быть максимально безопасным.

    Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.

    Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.

    Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.                                                                                       

Основные нетрадиционные методики коррекции

    Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей, имеющих патологии физического и физиологического характера.

Примеры методов нетрадиционной коррекции

Название

Что лежит в основе?

канистерапия

общение с собаками

иппотерапия

общение с лошадьми

дельфинотерапия

общение с дельфинами

аудио-терапия

музыка

мануальная терапия

массажи

спортивные методики

методики, основанные на видах спорта

арттерапия

рисование и творчество

психотерапия

общение с психологом

гидротерапия

плавание

    Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.

    Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.

    Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.

    Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.

Причины пользоваться помощью специализированных клубов

Основная задача любого нетрадиционного метода подтолкнуть к развитию. Поэтому родителям имеет смысл заниматься с ребенком в специализированной группе, потому что:

·         придется придерживаться дисциплины;

·         квалифицированный персонал каждый раз продумывает правильный план занятий;

·         коррекция, происходящая в группе более эффективна, так как ребенку есть на что ориентироваться;

близкое общение с похожими детьми укрепляет веру в себя и повышает коммуникабельность.
    Каждый родитель может и самостоятельно заниматься дома, но без общения с окружающими, все может быть малоэффективно. А вот параллельное занятие в группе и дома принесет максимальную эффективность. Главное все делать регулярно, придерживаться правил и дисциплины и не заставлять делать что-либо через силу.

Примеры нетрадиционных методик коррекции основанных на творчестве

     Форма работы с ребенком с ОВЗ, только игровая. Он должен хотеть делать то, что ему предлагается, не стесняться неудач и радоваться результату. Только так можно добиться успеха, особенно у детей с задержкой развития, психическими или психологическими отклонениями.

Рисование

Видов и техник рисования множество:

·         кисточками;

·         пальцами;

·         карандашами;

·         углями и мелками;

·         щетками;

·         выдыханием воздуха через трубочку для сока;

·         мятой бумагой;

·         ватными палочками.

    И всем, что придет в голову. Главное – настроение и фантазия. При организации занятия, следует учитывать возможности участников и технику безопасности. Обычно оно развивает воображение, усидчивость, координацию мелкую моторику рук. Рисование мягко и ненавязчиво помогает корректировать мировосприятие ребенка.

Творческие занятия для развития мелкой моторики рук

Творчество, как и рисование, развивает воображение, но при этом оно более масштабно. К творческим заданиям относят:

·         лепку;

·         аппликации;

·         все виды рукоделия;

·         гончарное дело.

В основе этой методики лежит развитие мелкой моторики рук и тактильные ощущения. Особенно хорошо влияют занятия, где ребенок получает ощущения, напрямую касаясь материалов руками – лепит, строит или работает на гончарном круге. Не менее важны и простые задания – сортировка скрепок, пуговок и кнопок, перенос бисера или крупы, они направлены на развитие координации движений.

Игры с уклоном на дефектологию и логопедию

Отдельно можно выделить интеллектуальные игры на развитие речи. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание букв и слов, развитие разговорных и коммуникационных навыков. На занятиях могут использоваться:

·         предметы;

·         карточки;

·         игрушки;

·         аудио- и видеоматериалы.

Но они не имеют сильного специализированного уклона и в большей степени преподносят материал в игровой форме.

Музыка и звуки

    Звук уникальный метод подачи информации. Все нетрадиционные методики, основанные на восприятии звука, развивают воображение, расслабляют и учат анализировать услышанное. С помощью звуков можно не только доносить информацию, но и учить анализировать услышанное. Кроме того, дети с гипертонусом учатся расслабляться и отвлекаться.

Коррекционные игры с предметами

    Существует ряд индивидуальных методик, используемых преподавателем. Например, игры с прищепками, специальными шариками, пуговицами, мозаикой и прочими учебными материалами. Они направлены на развитие логики и мышления. Вид игры зависит от умственных способностей ребенка. Так для учеников пятых классов игра может содержать более сложные задания на придумывание синонимов и антонимов, глаголов, прилагательных. Для тех, у кого проблемы с материалами начальной школы, учитывается программа младших классов.

Зачем заниматься нетрадиционными методами коррекции?

     Главная задача родителя заинтересовать ребенка. Принципы графика, дисциплины и четкого соблюдения учебного и лечебного плана хороши. Но ребенок должен развиваться гармонично, особенно если у него изначальные проблемы со здоровьем, только имея хорошее настроение и желание развиваться, он сможет идти дальше.

     Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, а заинтересованным родителям и учителям мягко преподнести ему новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.

     В основе обучения не могут лежать только определенные методики, лучше, когда используется их комплекс. Но не стоит забывать о физических возможностях того, для кого они предназначены. Если он чувствует усталость или дискомфорт – их надо прекратить, никакой пользы от них не будет. Прежде чем использовать любые методики, как в группе, так и индивидуально, следует проконсультироваться со специалистом, какой именно вид терапии разрешен и не будет ли он опасен. Особенно это касается методик, основанных на физических нагрузках или плавании.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И

ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

 

Родительская школа на тему:

«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».

        

Подготовили:

воспитатель отделения дневного пребывания

О.И. Веслополова

г. Краснодар

2020 г.

Родительская школа «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».

Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.

Ход мероприятия

     Педагог: Уважаемые родители! Спасибо вам, что вы пришли на нашу встречу. Это означает, что всех нас объединяет интерес к теме нашего мероприятия. Сегодня мы поведем разговор о нетрадиционных формах и методах работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей.

     Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От преподавателя зависит, то будет ли ученик получать знания с большими усилиями или с удовольствием.

Основные правила использования нетрадиционных методов коррекции

    Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.

    Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:

  • независимо от вида занятий они должны нравиться ученику, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться;
  • обязательна регулярность посещений и дисциплина;
  • всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий;
  • абсолютно все, что используется на «уроках» должно быть максимально безопасным.

    Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.

    Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.

    Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.                                                                                        

Основные нетрадиционные методики коррекции

    Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей, имеющих патологии физического и физиологического характера.

Примеры методов нетрадиционной коррекции

Название

Что лежит в основе?

канистерапия

общение с собаками

иппотерапия

общение с лошадьми

дельфинотерапия

общение с дельфинами

аудио-терапия

музыка

мануальная терапия

массажи

спортивные методики

методики, основанные на видах спорта

арттерапия

рисование и творчество

психотерапия

общение с психологом

гидротерапия

плавание

    Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.

    Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.

    Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.

    Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.

Причины пользоваться помощью специализированных клубов

Основная задача любого нетрадиционного метода подтолкнуть к развитию. Поэтому родителям имеет смысл заниматься с ребенком в специализированной группе, потому что:

  • придется придерживаться дисциплины;
  • квалифицированный персонал каждый раз продумывает правильный план занятий;
  • коррекция, происходящая в группе более эффективна, так как ребенку есть на что ориентироваться;

близкое общение с похожими детьми укрепляет веру в себя и повышает коммуникабельность.
   Каждый родитель может и самостоятельно заниматься дома, но без общения с окружающими, все может быть малоэффективно. А вот параллельное занятие в группе и дома принесет максимальную эффективность. Главное все делать регулярно, придерживаться правил и дисциплины и не заставлять делать что-либо через силу.

Примеры нетрадиционных методик коррекции основанных на творчестве

     Форма работы с ребенком с ОВЗ, только игровая. Он должен хотеть делать то, что ему предлагается, не стесняться неудач и радоваться результату. Только так можно добиться успеха, особенно у детей с задержкой развития, психическими или психологическими отклонениями.

Рисование

Видов и техник рисования множество:

  • кисточками;
  • пальцами;
  • карандашами;
  • углями и мелками;
  • щетками;
  • выдыханием воздуха через трубочку для сока;
  • мятой бумагой;
  • ватными палочками.

    И всем, что придет в голову. Главное – настроение и фантазия. При организации занятия, следует учитывать возможности участников и технику безопасности. Обычно оно развивает воображение, усидчивость, координацию мелкую моторику рук. Рисование мягко и ненавязчиво помогает корректировать мировосприятие ребенка.

Творческие занятия для развития мелкой моторики рук

Творчество, как и рисование, развивает воображение, но при этом оно более масштабно. К творческим заданиям относят:

  • лепку;
  • аппликации;
  • все виды рукоделия;
  • гончарное дело.

В основе этой методики лежит развитие мелкой моторики рук и тактильные ощущения. Особенно хорошо влияют занятия, где ребенок получает ощущения, напрямую касаясь материалов руками – лепит, строит или работает на гончарном круге. Не менее важны и простые задания – сортировка скрепок, пуговок и кнопок, перенос бисера или крупы, они направлены на развитие координации движений.

Игры с уклоном на дефектологию и логопедию

Отдельно можно выделить интеллектуальные игры на развитие речи. Они включают в себя артикуляционную гимнастику, проговаривание букв и слов, развитие разговорных и коммуникационных навыков. На занятиях могут использоваться:

  • предметы;
  • карточки;
  • игрушки;
  • аудио- и видеоматериалы.

Но они не имеют сильного специализированного уклона и в большей степени преподносят материал в игровой форме.

Музыка и звуки

    Звук уникальный метод подачи информации. Все нетрадиционные методики, основанные на восприятии звука, развивают воображение, расслабляют и учат анализировать услышанное. С помощью звуков можно не только доносить информацию, но и учить анализировать услышанное. Кроме того, дети с гипертонусом учатся расслабляться и отвлекаться.

Коррекционные игры с предметами

    Существует ряд индивидуальных методик, используемых преподавателем. Например, игры с прищепками, специальными шариками, пуговицами, мозаикой и прочими учебными материалами. Они направлены на развитие логики и мышления. Вид игры зависит от умственных способностей ребенка. Так для учеников пятых классов игра может содержать более сложные задания на придумывание синонимов и антонимов, глаголов, прилагательных. Для тех, у кого проблемы с материалами начальной школы, учитывается программа младших классов.

Зачем заниматься нетрадиционными методами коррекции?

     Главная задача родителя заинтересовать ребенка. Принципы графика, дисциплины и четкого соблюдения учебного и лечебного плана хороши. Но ребенок должен развиваться гармонично, особенно если у него изначальные проблемы со здоровьем, только имея хорошее настроение и желание развиваться, он сможет идти дальше.

     Нетрадиционные методики занятий с детьми, позволяют ребенку расслабиться, а заинтересованным родителям и учителям мягко преподнести ему новую информацию и ощущения, которые напрямую будут влиять на его физиологическое, психологическое и умственное развитие.

     В основе обучения не могут лежать только определенные методики, лучше, когда используется их комплекс. Но не стоит забывать о физических возможностях того, для кого они предназначены. Если он чувствует усталость или дискомфорт – их надо прекратить, никакой пользы от них не будет. Прежде чем использовать любые методики, как в группе, так и индивидуально, следует проконсультироваться со специалистом, какой именно вид терапии разрешен и не будет ли он опасен. Особенно это касается методик, основанных на физических нагрузках или плавании.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Методическая разработка  «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»...

Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.

дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....

«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Содержание      Введение1. Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ2. Реализация федеральных госуд...