Консультации для воспитателей "Формирование мотивационной готовности детей к школе"
консультация (подготовительная группа)

Просторядина Надежда Владимировна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе».

Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.

Все чаще у родителей и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться и как максимально подготовить его к школеОзабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучению в целом и в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.

Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Согласно определению, мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и т. д… Любое действие или любой поступок человека обусловлена мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека.

В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов:

- социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной значимости обучения, а также на стремлении ребенка к социальной роли школьника. Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как: «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»;

- учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому;

- оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребенок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят: «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;

- позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как: «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»;

- внешние по отношению к школе и учению мотивыДети говорят«Я пойду в школу, потому что так мама сказала»;

- игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят: «Я хочу в школу, потому что там модно играть с друзьями».

Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, ребенка 6-7 лет. Каждый из мотивов оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер.

Достаточная сформированность учебно-познавательного и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно. А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость.

Сложность оценки мотивов обучения у детей обусловлена тем, что вовремя беседы ребенок, чаще всего, дает социально одобряемые ответы. Можно сказать, что он дает те ответы, которые ждут от него взрослые. На вопрос«Ты хочешь учиться в школе - дошкольник отвечает утвердительно. Этому есть объяснение: ребенку в возрасте 6-7 лет сложно анализировать свои желания в отношении еще не знакомой ему ситуации, таким образом, объективность ответа на поставленный вопрос можно ставить под сомнение. Однако, дать ответ на интересующий вопрос о желании ребенка учиться в школе, можно с помощью наблюдения за ним в привычных для ребенка ситуациях. Например, во время занятий в детском саду. Можно использовать стандартную беседу Нежновой как дополнительный источник информации.

Формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к поступлению в первый класс.

Работа воспитателя по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех задач:

формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

формирование положительного эмоционального отношения к школе;

формирование опыта учебной деятельности;

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы ими можно было отразить различные стороны школьной жизни: радость детей, которые идут в школу, значимость и важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения в школе и на уроках. Очень важно показать детям образы «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с дошкольниками на сравнении образцов правильного и неправильного повеления.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). В сюжет игры можно включить образ Незнайки, который рисует образ ученика, который не хочет учиться, тем самым, нарушает установленные правила.

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.

- Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах.

- Способствуйте формированию у ребенка веры в свои силы, не допускайте снижения самооценки ребенка. Каждый раз, когда ребенок прилагает усилия для выполнения задания, хвалите его, указывайте на допущенные ошибки и объясняйте, как их можно исправить, чтобы улучшить результат.

- Способствуйте развитию у ребенка навыков общения: учите ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи.

- Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что интерес – это сильная мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше.

- Способствуйте развитию умственных способностей ребенка. И помните, что достижение успеха в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой.

- Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.

- Будьте терпеливы, рекомендуется не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности.

Литература:1. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 256с.: ил. – (Подготовка детей к школе).

2. Виноградова Н. Ф. Журова Л. Е. Готов ли Ваш ребенок к школеСоветы педагога и психолога: Книга для родителей. – Ярославль, 1997.3. Максакова А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности мотивационной готовности детей к школе

   Проблема психологической готовности к обучению в школе детей 6 и 7-летнего возраста чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формир...

Консультация для воспитателей: «Мотивационная готовность ребенка к школе»

Консультация предназначена для воспитателей старших и подготовительных  к школе групп. Раскрыто понятие мотивационной готовности к школе, предложены различные мероприятия, повышающие мотивацию об...

Консультация для родителей «Мотивационная готовность детей к школе»

Мотивационная готовность ребёнка к школе - один из компонентов его психологической готовности - побуждает дошкольника к деятельности, направленной на удовлетворение познавательных интересов...

Консультация для родителей "Мотивационная готовность детей к школе"

Консультация для родителей "Мотивационная готовность детей к школе"...

Консультация для родителей "Мотивационная готовность детей к школе"

Помочь родителям определить пути мотивационной готовности детей к школе....