Мастер- класс для педагогов "Ознакомление детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки"
материал

 Оксана Петровна Перерва

Целью данного мастер- класса является совершенствование педагогического мастерства в вопросах экологического воспитания, создание условий для формирования положительного отношения к экологической сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

-оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

-совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах

экологической сказки;

-способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для

формирования положительно эмоционального отношения к экологической

сказке.

Ход мастер класса:

           Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня в своем мастер классе я  постараюсь  познакомить вас с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки. В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты, экологическое воспитание детей дошкольного возраста является особенно актуальным.

Главная задача экологического воспитания в детском саду -научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё

преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых

понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

         «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С

помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое

понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?

Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды -пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла. А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т.д. Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к

другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с

удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно следственных связях в природном комплексе.

Практическая часть.

Задание участникам мастер класса:

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое- где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из -под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", возразила Маша. Зима в лесу любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук:  это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье - то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка сказал Петя, Давайте ее поймаем »

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница - единственное хвойное дерево, с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц , в неволе они погибнут.

А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц»

Ведущий: Однажды Ежик и Зайчик отправились в лес, чтобы нарвать красивых цветов на День рождения Медвежонка. Но когда они возвращались домой , вдруг пошел сильный дождь. Зайчонок сразу погрустнел, он чуть не плакал.

Ежик: «Зайчик! Что случилось? Почему ты такой грустный?»

Заяц: « А чему радоваться ? Ты посмотри ,какая погода,  дождь льет, как из ведра, у меня испортилось настроение ».

Ежик: «Зайчик, а ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово , можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага , Зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: « И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ,Зайчик, тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо,  Ежик.»

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: «Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему, Ежик, радоваться. Цветы, которые я поставил в вазу, засохли. Мне так жалко».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да, дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения, деревья. Поэтому нужно радоваться всему: и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

А сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и придумать свою экологическую сказку.

Алгоритм составления сказок.

1.Определяется место, где будут разворачиваться события, это место

обозначается каким- либо словом, например: лес.

2.Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.

3.Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека: хвастливый, важный, веселый, грустный. Наделять объекты нужно разноплановыми характеристиками.

4.Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют

свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

5.Описывается случай.

6.Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к случаю.

7.Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.

8.Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным жизненным ситуациям.

9.Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная ...», «История, которая произошла там

то...», «Как кто- то учился мудрости».

Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег,  какие же

этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок

4.Исправление ошибок в сказках.

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно

работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,

увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей

    Мастер класс для педагогов

«Ознакомление дошкольников с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 воспитатель МБДОУ ДС №23

                                                                                 Перерва О.П.

                                                    2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных экологических представлений через наблюдения и опытническую деятельность».

«Формирование элементарных экологических представлений через наблюдения и опытническую деятельность». ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность"

Мастер-класс поможет педагогам заинтересовать детей математикой, привить им любовь к этой науке....

Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»

Особенностью работы по формированию математических знаний у дошкольников  в условиях ДОО является интеграция образовательной области  «Познавательное развитие» с другими обр...

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование  элементарных математических представлений через экологическое воспитание»...

Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке»

Мастер – класс для родителей по формированию элементарных математических представлений «На песке на бережке» Красота природы её явления влияют на всю жизнь человека самым непоср...

МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.»

       Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познават...