Методическая разработка Сенсорное развитие детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)

Зотова Галина Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                                  Малышевский детский сад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Сенсорное развитие детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

 

 

 

Выполнила: Зотова Г.В.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_-_sensornoe_razvitie_detey.docx107.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                                  Малышевский детский сад

Методическая разработка

Сенсорное развитие детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Выполнила: Зотова Г.В.


Содержание

1.Актуальность……………………………………………………………3        

2.Цели и задачи ……….……………………………………………….....9

3.План работы………………………………………………………..……10

4.Взаимодействие с родителями…………………………………………19

5.Проектирование развивающей среды…………………………………21

6.Результаты опыта ………….…….…………………………..…..….….24

Список литературы…………………………………………………..…..31

Приложения…………………………………………………………..…..32        


1.Актуальность

Я работаю воспитателем с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа). В процессе работы я проявила особый интерес к одной из пяти образовательных областей – «Познавательное развитие».

Во ФГОС ДО «Познавательное развитие» предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразия стран и народов мира. Начав свою работу воспитателем на раннем возрасте, считаю, что развивать познавательную активность детей нужно с развития сенсорных способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Задачи сенсорного развития

- формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;

 - формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

- формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;

- создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Я заинтересовалась вопросами дидактической игры, как средства формирования познавательных способностей детей, при организации игровой деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей.

Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Учиться играя! Через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. Считаю, что планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группе раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Дидактические игры кратковременны (10-20мин). Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо заботиться и об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

Ранний возраст и младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей.

Речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек.

Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие. Именно поэтому ведущими педагогами-практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики.

Проблемой развития мелкой моторики детей занимались  и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. 

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в младшем дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка.

Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Поднимает настроение ребенка.

Весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность.

В ходе своей работы по данной теме, я составила систему занятий с использованием дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста, по которой занимаемся 2 раза в неделю с чередование дидактических игр.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Веселый и грустный клоун Бантик», «Узнай фигуру», «Найди пару»,

«Угадай, что съел? », «Что, каким бывает?», «Тяжелый - легкий», «Теплый - холодный» и другие.

Дидактические   игры и         упражнения         для    закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы»,   «Какая   фигура   лишняя»,   «Волшебный тортик»,

«Овощи», «Чудесный мешочек», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Мышки », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Божьи коровки», «Разноцветные пальчики», «Цветные конфетки»,

«Назови      оттенки      цвета»,        «Воздушные        шары»,        «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу»,

«Подбери шарфик к шапочке», «Подбери бантик к колпачку»,

«Спрячь мышек», «Украсим елочку», «Сложи солнышко»,

«Разноцветный коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические   игры и         упражнения         на       закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи овощи по убыванию, возрастанию»,

«Дальше   –   ближе»,   «Сбор   урожая»,   «Конфеты   в   вазе»,

«Собери пирамидку», «Собери башенку», «Подбери цветочки к пуговкам», «Строимся на зарядку», «Волшебные снеговички» и другие.

Многие игры я создаю своими руками. Так как я очень люблю вязать, поэтому мне интересно совмещать хобби и работу, и результатом своих трудов доставлять радость маленьким деткам своей группы.

Ну и, конечно же, реализация данного направления работы не обходится без участия родителей. Совместно с родителями удалось осуществить проект «Волшебный Снеговичок». Я проводила консультации для родителей «Роль игры в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов»,

«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительское собрания «Играйте вместе с детьми»,

«Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Таким образом, данный опыт, полученный в ходе моей работы, подтверждает тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, в развитии познавательной активности детей, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.


2.Цели и задачи

Цель – способствовать познавательному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

 Задачи:

- обогащать познавательный и сенсорный опыт;

- развивать элементарные представления о величине, форме, цвете, объеме;

- поощрять называние цвета, формы и величины предметов;

- развивать сенсорно-аналитическую деятельность – ориентировка  плоскостных и объемных фигурах, осуществление действий подбора форм по предлагаемому образцу и слову;

- организовывать деятельность по накоплению представлений о предметах, действиях с ними, их назначении: 

- oбучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

- научить детей четко прoизносить слова пoтешек , скoрoговорoк и стихoтворений, сoчетая их с движениями;

- развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

- формировать умение договаривать строки стихотворения;

- побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

- развитие мелкой моторики;

- формировать умение согласовывать движение с речью;

 


3. План работы

Перспективный план работы с детьми раннего возраста

 

Дата

Тема занятия

Сентябрь

1 неделя

Проталкивание предметов  разной формы в соответствующие отверстия

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я - Красный», «Цветные предметы», "Найди и назови все красное"; «Что еще такого цвета?», «Собери гирлянду», «Спрячь мышку»; «Какого цвета у тебя одежда, игрушка?»

2 неделя

Нанизывание  больших  и маленьких колец  на  стержень Подвижные игры: «Красная ленточка», «Мой веселый звонкий мяч».

Упражнения на дыхание: «Красный шарик» Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

3 неделя

Складывание  двухместной матрёшки 

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

4 неделя

Раскладывание  однородных предметов разной величины на две группы

Дидактические игры: "Найди и назови все красное"; «Что еще такого цвета?», «Собери гирлянду», «Спрячь мышку»; «Какого цвета у тебя одежда, игрушка?»

Октябрь

1 неделя

Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы Чтение стишков из книги Н. Мигуновой «Изучаем цвета». Рассматривание иллюстраций в книге.

2 неделя

Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы

Беседы. «Что бывает красным?»

Просмотр мультфильма «Красная шапочка»;

Отгадывание «красных» загадок.

3 неделя

Нанизывание колец, убывающих по величине Художественное творчество:

Рисование: «Красный карандаш», «Мухоморчики».

4 неделя

Складывание трёхместной матрёшки

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я - Зеленый», "Найди и назови все зеленое" ;

Подвижные игры: «Разноцветные мячики». Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками. Оборудование: зеленые мячи.

Ноябрь

1 неделя

Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях 

Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик» Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох. •Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета).

2 неделя

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах

Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета» Цель: учить детей называть основные цвета спектра. Продолжать знакомить с геометрической формой - круг; пространственными отношениями: выше, ниже.

ФЭМП: «Много и мало зеленых игрушек», «Маленькие и большие елочки»

3 неделя

Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

Дидактические игры:  «Что еще такого цвета?», «Собери гирлянду», «Спрячь мышку»; «Какого цвета у тебя одежда, игрушка?»

4 неделя

Размещение более близких по форме  вкладышей в соответствующие отверстия

Дидактические игры: «Сложи радугу», «Подбери по цвету», «Поможем колобку»

Декабрь

1 неделя

Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы

Дидактические игры: «Синий», «Каждый предмет на свое место», «Раз, два, три, четыре, пять будем куклам помогать».

Подвижные игры: «За голубой», «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки», Подвижная игра «Кочки и синие лепесточки».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи, в синих лужах плещутся стайкой воробьи).

2 неделя

Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов 

Аппликация «Наседка с цыплятами».

3 неделя

Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом 

Рисование: экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый; «Цыплята», коллективная работа» Солнышко», «Улей для пчелок».

4 неделя

Солнечный круг

Конструктивная игра «Желтый городок». Цель: закреплять навык построек из кирпичиков, кубиков, пластин разных по величине, формировать умение общаться и помогать в процессе обыгрывания построек, способствовать усвоению слов-названий для обозначения строительных деталей. Оборудование: кирпичики, кубики, пластины желтого цвета разной величины.

Январь

1 неделя

Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных 

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»

Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».

2 неделя

Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях 

Чтение: «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова ;

Чтение стишков из книги Н. Мигуновой «Изучаем цвета». Рассматривание иллюстраций в книге.

3 неделя

Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх

Чтение стихотворения «Солнечный зайчик». Цель: учить понимать стихотворное произведение, развивать и активизировать словарь детей. Беседа «знакомство с жёлтым цветом»

Оборудование: игрушка-солнышко.

Отгадывание «желтых» загадок.

4 неделя

Сделаем кукле бусы

Дидактические игры: «Что еще такого цвета?», «Собери гирлянду», «Спрячь мышку»; «Какого цвета у тебя одежда, игрушка?»

Февраль

1 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»

Дидактические игры: «Подбери нитку к шарику», «Помоги матрешке найти свои игрушки»,

Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

2 неделя

Выкладывание из мозаики на тему « Домик и флажки»

3 неделя

Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»

Рисование: «Мой веселый звонкий мяч» (мяч зеленого цвета) Цель: учить детей правильно пользоваться кисточкой, уточнить и закрепить зеленый цвет, формировать интерес к рисованию. Оборудование: игрушечные мячи зеленого цвета, разного размера.

Музыка. Прослушивание фонограммы «Звуки природы».

4 неделя

Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки» Аппликация из ватных дисков «Гусеница».

Март

1 неделя

Помоги куклам найти свои игрушки

Дидактические игры: «Собери гирлянду», «Спрячь мышку»; «Какого цвета у тебя одежда, игрушка?»

2 неделя

Нанизывание больших и маленьких бус

Подвижные игры: «Разноцветные мячики». Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками. Оборудование: зеленые мячи.

Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик» 

3 неделя

Ёжики

4 неделя

Рисование красками на тему «Огоньки ночью»

Апрель

1 неделя

Рисование красками на тему «Листочки деревьев»

Чтение стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; Чтение стишков из книги Н. Мигуновой «Изучаем цвета». Рассматривание иллюстраций в книге.

2 неделя

Рисование красками на тему «Апельсин» 

Просмотр презентаций: «Зелѐная планета».

Чтение стихотворений: «Зелѐные стихи» С. Чѐрного.

Отгадывание «зеленых» загадок;

3 неделя

Нанизывание  бус  разной формы 

Просмотр мультфильма: «Кисточка Пети – зеленый цвет»

4 неделя

Нанизывание бус разного цвета

Подвижные игры: «Разноцветные мячики». Цель игры: упражнять ребенка в бросании мяча вдаль двумя руками. Оборудование: зеленые мячи.

Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик» 

Май

Развлечение «шарики воздушные – очень непослушные

 

 

План работы по 2-й младшей группе

Месяц

Вид деятельности

сентябрь

Чтение РНС «Репка» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Тили-бом»; игра на развитие речевого дыхания «Ветерок»

Дидактические игры: «Собери гирлянду», «Что растет в огороде», «Спрячь мышку»; «Какого цвета у тебя одежда, игрушка?»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Осень».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Настольная игра «Мозаика».

5. Рисование пальчикам «Солнышко»

Октябрь

Чтение РНС «Колобок»  и рассматривание иллюстраций к ней                                                Игра-инсценировка фрагмента сказки «Колобок» (настольный театр)

Пальчиковая гимнастика «Курочка»; п/и «Зайка серенький сидит» (театр масок)

Дидактические игры: «Собери гирлянду», «Что растет в огороде», «Спрячь мышку»; «Домики для котят»

Пальчиковые игры

1. Пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5. Рисование пальчикам «Елочка»

Ноябрь

Чтение фрагмента РНС «Теремок» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Волк»; рассказ-проигрывание потешки «Солнышко - ведрышко»        Игра-инсценировка фрагмента сказки «Теремок» (стендовый театр – фланелеграф)                  

      Дидактические игры: «Собери гирлянду», «Что растет в огороде», «Спрячь мышку»; «Домики для котят»

                                                                               

 П/и «Мишка косолапый»; пальчиковая игра «Лисята»                        

 Музыкальная игра «Лесные гости»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Хлеб» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Овощи», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупный пазл ).

5. Рисование пальчикам «Дожлик»

Декабрь

Чтение фрагмента РНС «Маша и Медведь» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Медведь рычит»                                

 Игра-инсценировка сказки «Маша и Медведь» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)                                                            

Прослушивание русской народной песни «Полянка» муз. в обр. Г.Фрида

Дидактические игры: «Собери пирамидку», «Почини коврик», «Что растет в огороде», «Спрячь мышку»; «Домики для котят»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Зимние забавы»

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

5. Рисование пальчикам «Снежки»

Январь

Чтение фрагмента РНС «Варежка» и рассматривание иллюстраций к ней; артикуляционное упражнение на развитие речевого дыхания «Ветер дует»                                        

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Варежка» (стендовый театр – фланелеграф)  

 Подвижная музыкальная игра «К нам гости пришли!»; пальчиковая игра «Курочка»

Дидактические игры: «Собери домик», «Что растет в огороде», «Посади бабочку на цветок», «Собери поезд», «Спрячь мышку»; «Домики для котят»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Новый год»

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

5. Рисование пальчикам «Радуга»

Февраль

Чтение фрагмента РНС «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к ней                              

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Три медведя» (стендовый театр – фланелеграф)                              

 П/и «Мишка косолапый» (театр масок); гимнастика после сна «Мишки»    

  Дидактические игры: «Собери бусы», «Что растет в огороде», «Посади бабочку на цветок», «Собери поезд», «Спрячь мышку»; «Домики для котят»

Слушание песни «Верхом на лошадке» муз. А.Гречаникова

Пальчиковые игры

1.Закрепление пальчиковых игр «Прогулка»

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

5. Рисование пальчикам «Цветочки»

Март

Чтение сказки «Кот, Петух и лиса» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание-проигрывание потешки «Петушок-петушок, золотой гребешок…»    

Игра-инсценировка фрагмента сказки «Кот, Петух и лиса» (театр би-ба-бо)

Дидактические игры: «Собери ягоды», «Что растет в огороде», «Посади бабочку на цветок», «Собери поезд», «Спрячь мышку»; «Домики для котят»

  Игровое упражнение «Петушок»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Наши мамы»

2.Пальчиковые игры «Стирка».

3.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

5. Рисование пальчикам «Ягодки»

Апрель

Чтение фрагмента РНС «Волк и семеро козлят» и рассматривание иллюстраций к ней; рассказывание – проигрывание потешки «Пошел котик на торжок»                                            

  Игра-инсценировка фрагмента сказки «Волк и семеро козлят» (наручный театр – куклы «Би-ба-бо»)    

Дидактические игры: «Собери гирлянду», «Что растет в огороде», «Посади бабочку на цветок», «Собери поезд», «Почини платье»; «Домики для котят»

Прослушивание песни «Собачка» муз. Насауленко с музыкально-ритмичными движениями

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Перелетные птицы»

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Цветы».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

5. Рисование пальчикам «Море»

Май

Проведение итогового мероприятия: развлечение «Сказка в гости к нам пришла»

Дидактические игры: «Собери одуванчик», «Что растет в огороде», «Посади бабочку на цветок», «Собери поезд», «Почини платье»; «Домики для поросят»

Пальчиковые игры

1.Заучивание пальчиковой игры «Круглый год».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Настольные игры «Мозаика», « Пазл ».

5. Рисование пальчикам «Яблочки»


4. Взаимодействие с родителями

Одно из важнейших направлений в нашей деятельности - взаимодействие с родителями. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к занятиям с их детьми.

Взаимодействие с семьями воспитанников

- консультации для родителей:

«Умные пальчики» «Как мама может помочь своему ребенку преодолеть задержку речевого развития »

- изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;

- изготовление гирлянд из салфеток путем сжимания;

- повторение с детьми любимых пальчиковых игр;

- семинары – практикумы для родителей

Сотрудничество с родителями мы осуществляли в следующих формах:

- выступление на родительских собраниях,

- в изготовлении дидактических игр;

- тематические выставки, беседы, оформление папок – передвижек с консультациями;

В родительском уголке оформила наглядный материал по темам:

«Пальчиковые игры»

«Особенности развития речи у детей»

«Игры на развитие мелкой моторики»

Мной были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в семье, провела мастер-класс «Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников».

Цель: знакомство родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.

Задачи:

- Вызвать у родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелкой моторики;

- Повысить компетентность родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях.

Разработала рекомендация: - «Как развивать речь у ребенка посредством пальчиковых игр».


5.Проектирование развивающей среды

Речевой средой в дошкольном возрасте является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье, в детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения общение развития детей служит речь воспитателя. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.

Для того чтобы создать развивающую среду пальчиковых игр для развития родной речи, нужно создать условия с изготовления пальчиковых кукол, мягких игрушек с застегиванием и расстегиванием пуговиц (на силуэт зверя пристегиваем уши, хвостик лапы).

При построении развивающей предметно-пространственной среды  мы учитывали возрастные особенности детей.

Для успешной работы мной создана предметно-пространственная среда:

- оборудован театральный уголок для пальчикового театра и самостоятельной деятельности детей;

- оборудован уголок с дидактическими пособиями по развитию мелкой моторики;

- подобраны и оформлены картотеки пальчиковых игр..

1.Пальчиковый театр.

Персонажи для пальчикового театра нужно сделаны из плотной бумаги (миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы). Рисуем целые фигурки или только головки зверюшек и человечков, после чего приклеиваем картонным колечкам, которые надеваются на пальцы. Также можно сделать из коробочек и нужно сделать отверстие снизу и надевать персонаж на палец.

2. Игрушки топтушки или танцующие куклы.

Вырезаем кусочек картона на два сантиметра шире двух пальцев. Делаем у основания две дырочки для пальцев. Рисуем лицо персонажа, к нему приклеиваем волосы из ниток. Продеваем пальцы до второго сустава в дырочки и заставляем кукол танцевать.

3. Куклы из варежек.

Старые варежки могут оказаться хорошим материалом для изготовления кукол. Можно превратить варежку в целого зверя. Головку делаем отдельно, пришиваем к варежке. Ребенок надевает варежку и разгибает, сгибает пальцы в листья. Эту куклу очень хорошо использовать в диалоге между детьми.

4. Куклы из перчаток.

Персонаж из такого театра можно сделать из старых перчаток или сшить. Можно сделать перчатки из 4-5 пальцев. Головку также шьем отдельно и пришиваем к перчатке, чтоб головка была сверху, а пальцы - это ноги кукол (зверя).

5. Куклы - наперстки.

Вырежем полоски из бумаги 2*5 см. в центре каждой полоски рисуем рожицу. Оборачиваем полоску вокруг пальца, склеиваем по размеру. Приклеиваем затем волосы и ушки зверушке, и потом можно играть.

6. Объемные мягкие игрушки со шнуровкой и пуговицами для завязывания и развязывания шнуровки. На застегивании и расстегивании и пуговиц (на силуэт зверя пристегиваем уши, хвостик, лапы) или пристегиваем колеса к машине - отремонтировали. Игрушки можно сшить из старого суконного материала.

Все эти атрибуты нужно сделать вместе с родителями, для этой цели были продуманы темы консультаций и бесед на тему «Развиваем пальчики – развиваем речь».

Нами составлена папка передвижка для родительского уголка на тему: «Как организовать кукольный театр дома» и «Игры с пальчиками», с целью ознакомления родителей с организацией в домашних условиях кукольного театра и упражнения на пальцах, так как ритмичные движения пальцами очень нравится детям. С помощью пальчиковых игр и игрушек можно общаться с любым ребенком.

Таким образом, развивающая среда пальчиковых игр помогает выявить проблемы и указывает возможные пути преодоления трудностей.


6.Результаты опыта

Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

На рисунке 1 представлены результаты диагностики уровня сенсорного развития у детей раннего возраста в 2019-2020 гг.

   

Рис.1. Сравнительные результаты диагностики уровня

сенсорного развития у детей раннего возраста в 2019-2020 гг.

Результаты в конце года:

- у детей увеличился словарный запас, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- родители стали единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме;

- предложенные игры и упражнения помогли развить мелкую моторику рук детей;

- кисти рук приобрели подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.

В 2020 и в 2021 гг. мы продолжили работу.

Мы применяли следующие методики диагностики представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников:

- методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета;

- методика: «Цветные кубики» (адаптированный вариант методики И.А. Шаповалова).

Рассмотрим, как проходило исследование.

Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета, описана в «Практикуме по детской психологии».

Для диагностики мы приготовили следующий материал: круги белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого, серого, розового, голубого, оранжевого, фиолетового цветов диаметром три сантиметра. Для кружков мы изготовили коробочки таких же цветов.

Также мы изготовили четыре карточки размером двадцать пять на десять сантиметров, которые были разделены на десять квадратов. На первую карту мы наклеили кружки белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого цветов. На вторую наклеили кружки оранжевого и фиолетового цветов. На третью карточку наклеили голубого, серого, розового цветов. Четвертую карточку оставили пустой.

На основе изученной литературы были сформулированы критерии сформированности сенсорных эталонов цвета у младших дошкольников:

- дети умеют находить кружок такого же цвета, как в образце;

- дети умеют располагать кружок такого же цвета, как в образце;

- дети умеют находить цвет по названию находить кружок такого же цвета, как в образце;

- дети называют цвет по просьбе воспитателя.

Для диагностики мы выбрали одиннадцать цветов и их оттенков. Такой выбор был обусловлен тем, что в программе М.А. Васильевой сказано, что дети во второй младшей группе должны знать не менее пяти-шести цветов, к которым относятся белый, красный, черный, синий, зеленый, желтый. В этой группе дети еще знакомятся с оттенками розового, голубого и серого цветов.

Мы использовали также оранжевый и фиолетовый цвет, так как  Л.А. Венгер считал, что детей необходимо знакомить с образцами хроматических и ахроматических цветов.

Диагностику мы проводили индивидуально с каждым ребенком. Этапы включали четыре серии заданий, которые мы предъявляли детям по одному заданию в день.

Первая серия.

Цель: осуществить выбор цвета по наглядному образцу.

Инструкция: «Посмотри, какие у меня красивые коробочки. Тебе нравится? А у меня есть еще кружочки. Разноцветные. Каждый кружочек хочет занять домик своего цвета. Поможешь мне разложить кружочки?

Вторая серия.

Цель: осуществить размещение цвета по наглядному образцу (5 цветов).

Инструкция: «Посмотри, что у меня для тебя есть. Кружочки. Правда, красивые? А еще у меня есть карточка. Это домик, где живут кружочки. На моей карточке кружочки уже живут в домике. А на твоей нет. Давай заселим кружочки в твой домик? Только нужно их расселить, как на моей карточке». Если ребенок затрудняется. Педагог может взять кружок и спросить: «Где же будет жить этот кружок?»

Третья серия.

Цель: осуществить выбор цвета, который назвал педагог (5 цветов).  

Инструкция: «Посмотри, что у меня есть. Это кружочки. Разноцветные. А можешь мне дать желтый? А зеленый? Найдешь синий? Отыщи, пожалуйста, красный. А найдешь черный?»

Четвертая серия.

Цель: самостоятельно назвать цвета.

Инструкция:

«Посмотри, что у меня есть. Это кружочки. Разноцветные. А знаешь, ты каких они цветов? Подскажи мне, это такой цвет?».

Все результаты диагностики уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников мы заносили в таблицу. По окончании диагностики были посчитаны количество правильных ответов и сделан вывод об уровне развития представлений о сенсорных эталонах.

Высокий уровень (14-20 баллов): ребенок определяет 5-6 цветов, называет их, может найти цвет по названию.

Средний уровень (7-13 баллов) ребенок определяет 3-4 цвета, называет 2-3 цвета, может найти цвет по названию с помощью педагога.

Низкий уровень (18-20 баллов): ребенок путается в определении цвета, может назвать 1-2 цвета, не может найти цвет по названию.

Результаты диагностики уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников (по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной)

В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития представлений о сенсорных эталонах цвета – 6 человек (25%). Эти дети умеют находить кружок такого же цвета, как в образце, умеют располагать кружок такого же цвета, как в образце, умеют находить цвет по названию, называют цвет по просьбе воспитателя, знают 5-6 и более цветов и их оттенков.

- дети со средним уровнем развития представлений о сенсорных эталонах цвета – 10 человек (42%). Эти дети умеют находить 2-3 кружка такого же цвета, как в образце, с помощью воспитателя располагали кружок такого же цвета, как в образце, смогли найти 2-3 цвета по названию воспитателя;

- дети с низким уровнем развития представлений о сенсорных эталонах цвета – 8 человек (33%). Эти дети путались в нахождении кружков такого же цвета, не смогли расположить кружки такого же цвета, как в образце, называли 1-2 цвета по просьбе воспитателя, помощь воспитателя не помогла.

2. Методика «Цветные кубики» (адаптированный вариант методики И.А. Шаповалова).

Цель: выявить знания детей основных цветов и оттенков.

Мы использовали следующее оборудование:  кубики красного, белого, зеленого, синего, желтого цветов.

Диагностику проводили индивидуально с каждым ребенком.

Инструкция: «Давай, посмотрим, что у меня в коробке? Кубики. Да такие красивые, все разные. Вот этот кубик какого цвета? А этот?».

Поочередно мы доставали кубик из коробки и спрашивали название цвета. Если ребенок путался, мы называли цвета. Предлагали детям построить башню из кубиков, а затем снова спрашивали, какого цвета кубик, стараясь выяснить, запомнил ли ребенок название цвета.

Оценку мы осуществляли в баллах:

5 баллов - ребенок назвал правильно 5 цвета.

4 балла - ребенок назвал правильно 4 цвета.

3 балла - ребенок назвал правильно 3 цвета.

2 балла -  ребенок назвал правильно 2 цвета после нашего обучения.

1 балл – ребенок путает названия цветов.

0 баллов – ребенок путает названия цветов, наша обучающая помощь не помогла.

Результаты контрольной диагностики уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников (по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной) 

В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем развития представлений о сенсорных эталонах цвета – 12 человек (50%). У этих детей наблюдается знание основных и дополнительных цветов, а также их оттенков.

- дети со средним уровнем развития представлений о сенсорных эталонах цвета – 10 человек (42%). Эти дети улучшили свои знания в области сенсорных эталонов.

- дети с низким уровнем развития представлений о сенсорных эталонах цвета – 2 человек (8%). Эти дети стали лучше назвать цвета, но требовалась помощь педагога.

Результаты контрольной диагностики уровня знания детьми основных цветов и оттенков (по методике «Цветные кубики»)

В результате диагностики были выявлены следующие группы детей:

- дети с высоким уровнем знания основных цветов и оттенков – 12 человек (50%). Эти дети безошибочно определяли пять основных цветов.

- дети со средним уровнем знания основных цветов и оттенков – 10 человек (42%). Эти дети определяли три-четыре основных цвета.

- дети с низким уровнем знания основных цветов и оттенков – 2 человек (8%). Эти дети все еще путались в названии цветов, требуется помощь педагога.

На рисунке 2. представлены сравнительные результаты диагностики уровня развития представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников.

   

Рис.2.2. Сравнительные результаты диагностики уровня развития сенсорного развития младших дошкольников в 2020-21 гг.

Таким образом, в ходе диагностики было выявлено, что количество детей с высоким уровнем развития представлений о сенсорных эталонах цвета увеличилось на 25% и составило 50 %, со средним – 42%, с низким -8%. Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной работы по сенсорному развитию  младших дошкольников посредством пальчиковых и дидактических игр.

Заключение

Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.


Список используемой литературы

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол -Классик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. «Астрель», 2006;

7)О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)

8)С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

9)   Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры"...

Методические рекомендации "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

quot;Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Игры с пособием Дары Фрёбеля для детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21829509","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21829513","attributes":{"alt":"","class"...

Дидактические игры и пособия для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста

Предложенные игры развивают у детей мелкую моторику рук, способствуют обогащению сенсорного опыта детей  (величина, форма, цвет)....