Развитие мелкой моторики и воображения у детей с использованием нетрадиционных методов
консультация

Ирина Георгиевна Поскотинова
У детей дошкольного возраста очень важно развивать мелкую моторику. Существуют традиционные методы развития, такие как пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, рисование и так далее. Кроме этого имеются нетрадиционные методы, то методы с использованием нестандартного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_netraditsionnymi_metodami.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» (В.А. Сухомлинский).

        Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

        Почему важно развивать мелкую моторику:

  • Навыки мелкой моторики помогают совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно сложные движения (например, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
  • С развитием мелкой моторики связано огромное количество бытовых действий (вдевать нитку в иголку, застегивать пуговицы).
  • Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики с развитием речи у ребенка, поэтому необходимо стимулировать моторный центр, отвечающий за развитие пальцев и тем самым активизировать речевой центр.
  • При слабом развитии мелкой моторики ребенок часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на психику, эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Отсюда нежелание ходить в детский сад, а в дальнейшем это формирует школьные трудности.

Выделяют два вида средств стимулирования моторного центра:

  • Традиционные – пальчиковая гимнастика, лепка, конструирование, мозаика, плетение, рисование и т.д.
  • Нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики, прищепки, счетные палочки и шестигранные карандаши, бусы, четки, эспандеры, веревочки и т.д. Также к нетрадиционным методам относятся: тестопластика, пластилинография, нетрадиционные методы рисования (пальчиками, ладошкой, по «по мокрому»), аппликация в технике квиллинг, или бумажная филигрань, аппликация из пуговиц.

Положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места.

Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики.

К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко.

Я хотела бы подробнее остановиться на технике «Рисование веревочкой».

Техника «Рисование веревочкой»

(автор А.В. Никитина)

Техника «Рисование веревочкой» предлагается детям средней, но ее можно начинать осваивать и с младшей группы (во втором полугодии). Ее можно применять на игровых занятиях по развитию речи, на занятиях по рисованию, на тематических занятиях («Овощи», «Фрукты», «Дикие, домашние животные», «Алфавит», «Цифры», «Эмоции»).

Данная техника решает следующие задачи:

  • Развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму;
  • Развитие зрительно-моторной координации;
  • Формирование плавности, точности движений;
  • Развитие художественно-эстетического восприятия и воображения;
  • Формирование способности представлять, анализировать будущий рисунок.

Этапы освоения техники:

1). Выкладывание простых узоров на столе. Потребуется веревочка длиной 0,5 метра. Детям предлагаются варианты образцов (волна, кривые линии, круг, овал и т.д.). Задача ребенка – выложить рисунок веревочкой на столе, предварительно проведя по образцу пальчиком. При затруднениях дети могут выполнять задание прямо на образце.

2). Выкладывание воздушных петелек. Применяется техника сходная с предыдущей.

3). Выкладывание легких рисунков. Образцы – контурные фигуры фруктов, овощей, грибов.

4). Выкладывание изображения животных, сложных предметов. Изображение животного всегда начинается с головы, затем формируется туловище.

5). Наклеивание веревочки на картон. На контур рисунка наносится клей ПВА, на него наклеивается веревочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей с использованием нестандартного оборудования»

Консультация для воспитателей, в которой проводится краткий обзор использования нестандартных приёмов и оборудования на занятиях по изодеятельности....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредствам использования нетрадиционных видов изобразительной деятельности.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием нетрадиционной изодеятельности....

Развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики при плановом проведении занятий с использованием нетрадиционных методов лепки, аппликации и бумаготворчества

Самообразование воспитателя ДОУРазработка и проведение цикла занятий с детьми с использованием нетрадиционных методов лепки, аппликации и бумаготворчества, нацеленных на развитие сенсорного воспр...

Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности в движениях детской руки,чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда,тем ярче творчес...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

Роль нетрадиционной техники лепки в развитии мелкой моторики и воображения дошкольника.

Благодаря занятиям лепкой у ребенка развиваются творческое мышление, память, мелкая моторика рук, аккуратность и усидчивость....