Проект по нравственно-патриотическому старшего дошкольного возраста: С чего начинается Родина.
проект (старшая, подготовительная группа)

Спиридонова Виктория Леонидовна

             В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проект«С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности. В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

(Авторы проекта: воспитатели: Спиридонова В.Л.и Самкова А.А.)

Проект по нравственно-патриотическому старшего дошкольного возраста:

С чего начинается Родина

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого- любви

к своей семье, к своему жилищу, к своему

детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и

настоящему, ко всему человечеству

Д. С. Лихачев

Актуальность проекта.

Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, к родному городу, родной стране в которой он живет.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Содержание патриотического воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине: стране в которой ты живёшь, к родному краю, семье уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данным темам ограничен. В связи с чем мало кто из детей знает историю возникновения исторической стороны нашей страны России: символику, традиции, праздники. Создания семьи, свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения России семьи, установления контакта, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «С чего начинается Родина!», который поможет детям понять значимость – родины, семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её традициям, прививать чувство привязанности.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о родине, семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о нашем городе, о стране в целом, о родном крае, в котором живут. О своей семье: профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость нашей родины, страны, семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к стране, членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Проблема: опрос среди детей показал, что у них недостаточно знании о нашем городе и России в целом, о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение, появилась идея создать проект «С чего начинается Родина».

Цель: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к ценностям духовной культуры, традициям, истории своей Родины, и семьи.

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
  2. Познакомить детей с символами родного города, государства: флаг, герб, гимн. 
  3. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Выборга, расширяя знания об его истории.
  4. Воспитывать чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину.
  5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к труду взрослых, показав ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
  6. Развивать интерес к русской культуре, национальным костюмам и праздникам.
  7. Познакомить детей с символами родного города и государства.
  8. Развивать кругозор детей, их коммуникативные умения (обогащать словарный запас, развивать связную речь, формировать умение связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать внимание, память детей, развивать логическое мышление).
  9.  Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
  10. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  11. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями, через вовлечение родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.

Этапы работы над проектом:

I. Подготовительный этап

- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;

- подборка детской литературы по тематике проекта;

- выбор материалов для реализации проекта.

II. Основной (практический)

- реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.

Общая характеристика проекта: проект состоит из трёх взаимосвязанных разделов:

1. «Мой дом моя крепость»

2. «Мой любимый город Выборг»

3. «Моя родина - Россия»

Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:

- Познавательно-речевое развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

Ожидаемые результаты:

      Для детей:

  • Закрепить с детьми знания символики родного города, государства, о русской культуре и о национальном костюме. Расширить интерес детей к познанию нового о достопримечательностях родного города и об его истории. 
  • Узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
  •  Разовьются художественное восприятие и эстетический вкус.
  • Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта, пополнение лексики воспитанников.

      Для родителей:

  • Успешное взаимодействие со своими детьми;
  • Повышение психолого-педагогических компетенций.
  • Укрепление детско – родительских отношений, через совместную творческую деятельность.

      Для педагога:

  • Создание предметно-развивающей среды в группе по теме проекта;
  • Повышение уровня развития родителей в психолого-педагогической компетенции, и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с и детьми.

Формы работы:

  • экскурсии;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • пополнение развивающей среды,
  • выставки детских работ, семейных коллекций
  • тематические беседы;
  • презентации;
  • развлечения, досуги.

Тип проекта: познавательно – творческий, информационный, групповой, семейный, интегрированного типа.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги группы.

Срок реализации проекта: долгосрочный - 9 месяцев.

Формы работы с детьми:

• непосредственная образовательная деятельность;

• совместная деятельность детей и педагогов;

• экскурсия;

• чтение художественной литературы;

• беседы, ситуативные разговоры;

• выставки рисунков;

• слушание музыки;

• игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)

• презентации

Формы взаимодействия с родителями:

• консультации по проблемам патриотического воспитания детей;

• сотворчество детей и родителей.

Перспективный план работы по реализации проекта

Октябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

  • Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;
  • Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
  • Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Ноябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

  • Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;
  • Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;
  • Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;
  • Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Вернисаж рисунков ко дню Матери.

Фото-выставка «Я и мой любимый питомец»

Декабрь, январь, февраль

Тема: «История города Выборга».

Тема: «Символика нашего города»

Тема: «Достопримечательности города Выборга»

Тема: «Музеи нашего города»

Тема: «Скульптуры и их легенды»

Тема: «Памятники в нашем городе»

Тема: «Люди, защищавшие наш город»

Задачи:

  • Вызвать интерес к истории возникновения города Выборга
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
  • Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками Выборга.
  • Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.
  • Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.

Формы проведения:

Презентации, видео: «История и достопримечательности Выборга», «Виртуальная прогулка по Выборгу», «Памятники нашего города», «Скульптуры и их легенды»

Фотовыставка «Любимые места моего города»

Экскурсия в музей «Рыцарский дом»

 Привлечение родителей к созданию видеороликов «Маленький блогер»

Аппликация «Круглая башня».

Лепка: «Моя улица»

Выставка рисунков: «Выборгский замок», «Часовая башня», «Башня смерти», «Символ Выборга – Сова», статуя «Лось», «Медведь с вокзала», «Памятник неизвестному солдату».

Семейный мини-проект: «О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями). «Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Выборга?» (видеоролик) 

Экскурсия в военно-краеведческий музей в Выборгском замке.

Беседы «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?», «Что значит быть настоящим мужчиной?»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Видеоролик «Мой папа солдат»

Досуг «Моя малая Родина».

Март

Тема: «Моя родина Россия»

Тема: «Москва – сердце России»

Задачи:

  • Формировать у детей интерес к получению знаний о России;
  • Воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре;
  • Формировать интерес к получению знаний о традициях и обычаях своей страны;
  • Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России;
  • Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, встать на защиту государственных интересов страны.

Формы проведения:

Презентации: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».

Календарные праздники: «8 марта- женский праздник»

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи) 

Рисование: «Кремль», «Весна в России», «Символы России –берёза, матрёшка»

Просмотр видеофильмов «Достопримечательности Москвы», «Интересные факты о России».

Беседы: «Москва –столица нашей родины», «Береза – символ России», «Государственные символы - России».

Изготовление альбома «Моя России».

Музыка: Гимн РФ, Песня «Край, в котором ты живёшь» (слова Ю. Энтина, муз. Г. Гладкова); Танец «Прялица», «Аист на крыше», «Яблочко», «Марш барабанщиц» (Покровский марш), «Моя Россия» (Струве).

Пословицы и поговорки: «Родина любимая, что мать, родимая»; «Если дружба велика, будет Родина крепка»; «Для Родины своей – ни сил, ни жизни не жалей»; «Родина-мать, умей за неё постоять!»; «Всякому мила своя сторона».

Подвижные игры: «Гуси лебеди», «Горелки», «Заря-зарница», «Пятнашки».

Апрель

Тема: ««Мы все – жители планеты Земля»»

Тема: «Природные богатства России»

Задачи: 

  • Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле.
  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.
  • Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края.
  • Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  • Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Россия – Родина моя», «Заповедники России», «Красная книга России», «Русская матрешка», «Как велика моя земля, как широки ее просторы», «Народные традиции»

Семейный проект: «Мы – таланты России».

Беседы: «Что символизируют цвета на флаге?», «Что такое красная книга?», «Разно-национальная Россия».

Лепка «Народны костюмы»

Рисование «Дети в национальных костюмах», «Животные России»

Создание альбома «Красная книга России»

Дидактические игры: «Узнай наш флаг (герб)», «Чей костюм?». 

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины детского сада №25».

Задачи:

  • Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;
  • Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;
  • Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом.
  • Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;
  • Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;
  • Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;
  • Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города.

Формы проведения:

Рассказ о детях-героях войны;

Календарные праздники: «9 мая –День Победы»;

Конкурс рисунков: «Деревья в нашем парке»

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Участие в акции «Гордимся и помним» (возложение цветов к памятнику неизвестного солдата)

Участие в экологической акции «Подари детскому саду дерево»

Видео «Виртуальное путешествие по лесам области»

Рисование «Мой любимый детский ад», «Парад победы», «Салют в честь дня победы»

Аппликация «Открытка ветерану»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "С чего начинается Родина".

АннотацияДолгосрочный проект ( 1 год) «С чего начинается Родина»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (духовно – нравст...

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "С чего начинается Родина"

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста:  "С чего начинается Родина"...

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «С чего начинается Родина»

Проект направлен на воспитание у детей любви, уважения к своей семье, чувства гордости за свою Малую Родину....

ПРОЕКТ по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина» (долгосрочный)

Долгосрочный проект (1 год) «С чего начинается Родина»  раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "С чего начинается Родина"

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше уделяют внимания детям и их воспитанию, растет число неполных семей, неблагополучных сем...