Консультация для родителей: «Помощь гиперактивным и агрессивным детям».
консультация

Перевязкина Анна Юрьевна

Данный материал содержит информацию и рекомендации как можно и нужно помогать деткам, которые свойственна гиперактивность и они выражают агрессию, в определённых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Помощь гиперактивным и агрессивным детям».

Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Как определить гиперактивного ребенка по поведению?                       Если присутствуют 5 и более характеристик, то перед вами гиперактивный ребенок.

Большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры (кричалки – догонялки), но если его заинтересовать – может и пазл собрать.

Быстро и много говорит, задает много вопросов.

Большую часть дня не сидит на месте и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет или истерит.

Ребенок абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых ситуациях – дома, на улице, в гостях, школе – ведет себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, ругается, кусается, толкается, пускает в ход подручные средства.

Ему нравится работа, которую можно делать быстро

Требует к себе внимания, не хочет ждать.

В играх не подчиняется общим правилам.

Горячится во время разговора, часто повышает голос.

Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

Любит организовывать и предводительствовать.

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять ребенку возможность выбора.

Смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);

Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

Инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

Избегание категорических запретов.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!

Желательно, чтобы учителя во время учебного процесса, принимали во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.

Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.

Работа с гиперактивными и агрессивными детьми

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ.

 ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

Предоставлять ребенку возможность выбора.

Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

ИГРЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ ЗА ПАРТАМИ.

Многоножки

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем направлении. В движении принимают участие все 5 пальцев.

Двуножки

Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.

Слоны

Средний палец правой и левой руки превращаются в «хобот», остальные – в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу.

Ловим комаров

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном темпе и ритме.

Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс налетело множество комаров. По команде: «Начали! Вы будете ловить комаров. Вот так!» Педагог в медленном и среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем режиме, не задевая тех, кто сидит рядом. «По команде «Стой!» вы садитесь вот так, - педагог показывает, как надо сесть, на свое усмотрение. – Готовы? Начали!»…. «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь – снова за работу!»

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка

Демонстрировать модель неагрессивного поведения

Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки

Наказания не должны унижать ребенка

Обучать приемлемым способам выражения гнева

Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей

Развивать способности к эмпатии

Расширять поведенческий репертуар ребенка

Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

Учить брать ответственность на себя.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Обзывалки»

ЦЕЛЬ: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть свой гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты … морковка!» Помните, что это игра , поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводит ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться не стоит.

«Тух-тиби-дух»

ЦЕЛЬ: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по классу/комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человеку, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Рубка дров»

ЦЕЛЬ: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию  и «истратить» ее во время игры.

Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Ласковые лапки»

ЦЕЛЬ: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; педагог объясняет, что по руке будет ходит «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Кричалки – шепталки – молчалки»

 ЦЕЛЬ: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или сесть на стул и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ.

«Глаза в глаза»

 ЦЕЛЬ: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое приведение»

 ЦЕЛЬ: научить детей в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы  массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10.  Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Причины агрессивности детей и методы их коррекции"

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношен...

Консультация для родителей: Семейные причины детской агрессивности детей дошкольного возраста

Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явлен...

Консультация для родителей "О гиперактивности и гиперопеке детей"

Гиперопека (или гиперпротекция)-это стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенка чрезмерно опекают  и контролируют. Не так-то просто объяснить людям, что гиперопека может оберн...

Консультация для родителей "О гиперактивности и гиперопеке детей"

Гиперактивность у детей – это сочетание симптомов, связанных счрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этогосиндрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у д...

Консультация для родителей: «О гиперактивности и гиперопеке детей»

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у...