«Развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей».
проект (младшая группа)

Кузнецова Екатерина Валерьевна

         Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является необходимым элементом воспитательного процесса. Игрушка для ребенка не просто предмет забавы, развлечения, радости, она – важнейшее средство его всестороннего развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования»

«Развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей».

                                                                                               

                                                                                                 Выполнила: воспитатель

                                                                                                 Кузнецова Екатерина Валерьевна

                                                                                               МАДОУ «Детский сад  

                                                                                              «Родничок № 460»

                                                             

                                   

г. Н. Новгород

2022 год

«Развитие интереса к народной игрушке у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является необходимым элементом воспитательного процесса. Игрушка для ребенка не просто предмет забавы, развлечения, радости, она – важнейшее средство его всестороннего развития. 

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение различать форму, величину, цвет предметов, овладевает разнообразными движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку. 

В этой связи немаловажная роль в воспитании и развитии детей принадлежит народной игрушке, которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности не только для познавательного и речевого развития, но и для приобщения детей к традициям и культуре русского народа.

Применительно к образовательному пространству народная игрушка рассматривается исследователями как носитель социальной информации, источник приобщения ребенка к духовным и эстетическим ценностям культуры различных народов (М.С. Каган, Л.Н. Столович), как культовый и обрядовый предмет, народная скульптура (В. А. Городцов, М. Г. Левин, С. И. Руденко, С. И. Стебницкий и др.). Проблема использования народной игрушки в воспитании детей нашла свое отражение в трудах психологов и педагогов П. Ф. Каптерева, Е. М. Водовозовой, В. А. Сухомлинского, Е. А. Флериной, А. П. Усовой. Познавательный, эмоциональный, эстетический аспекты восприятия детьми дошкольного возраста народных игрушек и взаимосвязи когнитивно-воспитательного и творческого начал деятельности воспитанников учреждения дошкольного образования в процессе ознакомления с народными игрушками рассматриваются в работах В. В. Абраменковой, В. А. Силивон, Н. С. Старжинской, Т. И. Пониманской.

Народная игрушка в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Посредством общения с народной игрушкой происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Познавая красоту народной игрушки, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. У детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.

К сожалению, современные дети не всегда имеют возможность играть с деревянной народной игрушкой, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Поэтому, в настоящее время становятся актуальными такие формы работы педагогов с родителями, которые бы активизировали роль семьи в процессе приобщения малышей к истокам русской национальной культуры. 

Основу такой работы в нашей группе составил совместный детско-родительский проект по декоративно-прикладному творчеству  «В гости к нам пришла матрешка», направленный на развитие познавательных интересов, речевой активности детей, развитие игровой деятельности, приобщение к народному творчеству. В основе проекта – знакомство малышей с народным творчеством Нижегородского края (на примере матрешки) и создание мини – музея матрешки при активном участии родителей. 

Задачи проекта:

  • познакомить детей с матрешками Нижегородского края (семеновская, полхов-майданская);
  • познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
  • вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;
  • развивать интерес к русской народной игрушке, творческие и познавательные способности
  • обогащать и активизировать словарный запас детей по теме проекта;
  • воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;
  • приобщать родителей  к истокам  народной культуры через знакомство с русской матрешкой;
  • приобщать родителей к участию в проектной деятельность.

Вид проекта: практико-ориентированный, творческий.

Время реализации проекта – среднесрочный (октябрь – февраль)

Участники: дети группы, воспитатели, родители.

Ведущая педагогическая идея: знакомство детей младшего дошкольного возраста с русской матрешкой способствует приобщению к истокам народной культуры.

        В рамках проекта были проведены следующие мероприятия с детьми:

- Работа по приобщению детей и родителей к народной культуре.

- Рассказ воспитателя об истории возникновения русской матрешки. Знакомство детей с матрешкой начинается с ее рассматривания. В процессе рассматривания обращаю внимание на особенности внешнего вида, яркость цветовых образов,  стараюсь вызвать у детей эмоциональный отклик на игрушку.

- На занятиях познавательного направления дети знакомятся с понятиями величины (высокая-низкая, толстая-тонкая), количества (один – много), называют цвета. Дети знакомятся  с разными видами матрешек, с цветовой гаммой  Семеновской и Полхов- Майданской росписи, некоторыми художественными элементами.

- В процессе рассказывания загадок и потешек, чтения стихотворений и сказок у детей развивается умение понимать содержание произведений, отвечать на вопросы, малыши с удовольствием рассматривают рисунки в книгах, называют знакомые предметы. Чтение загадок, песенок – потешек, стихотворений (И. Лыкова «Румяные матрешки», В. Приходько «Матрешка», С. Вохринцева «Матрешки», С.Я. Маршак «Эту куколку открой»); чтение авторских сказок (Н.Стецюк «Как матрешки спасли принцессу», «Жили - были матрешки», «Сказка о матрешках»); дидактические игры «Собери матрешку», «Наденем матрешке платочек», «Матрёшка большая – матрёшка маленькая», «Сложи матрешку», «Парные матрешки», «Скажи (покажи) какая?»;

- Дидактическая игра «Сложи матрешку» способствует развитию внимания, умению ориентироваться в пространстве, дети упражняются в составлении предметов из двух (четырех) частей, называют элементы одежды, узора русской матрешки.

- Дидактическая игра «Парные матрешки» способствует развитию сенсорных способностей, зрительного восприятия, учит находить одинаковые по узору и цветовому орнаменту матрешки.

- Дидактическая игра «Наденем матрешке платочек и фартук» побуждает детей узнавать и называть элементы одежды русской матрешки, сравнивать узоры сарафана,  подбирать платок и фартук подходящего цвета.

- Дидактическая игра «Матрёшка большая – матрёшка маленькая» развивает умение сравнивать два предмета по величине.

- В процессе игровой деятельности повышается речевая активность детей, развиваются игровые действия, малыши учатся действовать в соответствии с выбранной ролью. Подвижные игры побуждают детей проговаривать текст, согласовывать свои действия со словами.

- В процессе рисования «Укрась матрешке сарафанчик» дети помогают игровому персонажу, сочувствуют матрешке и проявляют желание ей помочь, закрепляется умение закрашивать силуэт сарафана, выбирать цвет для раскрашивания.

- В процессе рисования «Укрась матрешке платочек» у детей закрепляется умение ритмично наносить мазки на силуэт платка, поощряется желание работать с гуашью.

- Рисование: «Нарядим матрешку» осуществляется с целью вызвать у детей желание украшать предметы; продолжать учить работать с карандашами, развивать у детей самостоятельность в выборе узора.

- В процессе конструирования «Домик для матрешки» у детей развиваются элементарные конструктивные навыки, умение отражать свои представления о мебели в постройках, стремление к игровому и речевому общению.

- В процессе лепки «Угощаем матрешек» у детей развивается чувство формы, мелкой моторики, умение скатывать пластилин круговыми движениями, сплющивать его.

- В рамках развлечения дети исполняли песню про матрешек, танцевали вместе с ними, играли в подвижные игры, читали потешки. Подвижные игры «К матрешке в гости», «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке», «Веселый хоровод с матрешкой»; пальчиковая игра «Матрешки»; разучивание песни «Мы – матрешки» и др.

- Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам приобщения к народной культуре осуществлялось через следующие формы работы:

     - консультации: «История матрешки», «Знакомство детей с русской народной матрешкой», «В какие игры играть с матрешкой»,

     - изготовление родителями группы игровых пособий

- Совместно с детьми и родителями был организован мастер-класс «Матрёшка-гормошка» с целью создания  условий для совместной творческой активности детей и их родителей, улучшения детско-родительских отношений

- Развивающая среда группы была дополнена дидактическими играми, они были представлены выше, альбомом «Русские матрешки», выставкой разных видов матрешек

- Родители совместно с детьми оформили мини-музей «Такие разные матрешки», где представлены разнообразные матрешки, изготовленные из разных материалов.

            В рамках проекта были подготовлены консультации для родителей: «История матрешки», «Знакомство детей с русской народной матрешкой», «В какие игры играть с матрешкой».

Итоговое мероприятие проекта: совместное развлечение с детьми и родителями «Веселая матрешка». « В гости к нам пришла Матрёшка»

 

Конечные продукты проектной деятельности:

1. Изготовление дидактических игр: «Собери матрешку», «Наденем матрешке платочек», «Матрёшка большая – матрёшка маленькая», «Сложи матрешку», «Парные матрешки», «Времена года с матрёшкой». 

2. Организация выставки  «Такие разные матрешки»

3. Альбом «Русские матрешки»

4. Мастер-класс с родителями, на платформе ZOOM, «Матрёшка-гармошка»

5. Театр-ширма: «Домик для матрёшки»

6. Меню: «Матрёшка»

7. Лэпбук «Весёлая Матрёшка»

Таким образом, результатами проекта стали:

  • Повысился интерес детей к русской народной игрушке «Матрешке», дети обращают внимание на матрешек;
  • Разнообразились способы игр с матрешками, дети самостоятельно организуют ролевые игры с матрешками;
  • Дети проявляют бережное  отношение к игрушке, заботятся о ней;
  • Повысилась активность и заинтересованность родителей в жизнедеятельности группы;
  • Обогатился словарь детей существительными и прилагательными по теме проекта.
  • Дети научились различать виды матрёшек и рисунок на них

Литература:

  • Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». – СПб: «Детство-пресс», 2009.
  •  Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». – СПб: «Детство-пресс», 2008.
  •     Леонова Н.Н. «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка». – СПБ: «Детство-пресс», 2015.
  •    Лунина Г.В. «Воспитание детей на традиция русской культуры». – Москва: ЦГЛ, 2005.
  •    Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». – СПБ: «Детство-пресс», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

Статья "Развитие игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей"

В статье представлен опят работы по развитию игровой деятельности младших дошкольников в процессе взаимодействия с родителями....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ

 В статье представлен обзор проблемы формирования базовых знаний правил дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении....