Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Коблова Марина Алексеевна

Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл песочная терапия23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение

д/с «Солнышко» р. п. Дергачи

«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

                                    Выполнил воспитатель

                                                 Второй младшей группы

                       «Бабочки»

                              Коблова М. А.

Р. п. Дергачи

2021 г.

Тема: Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста.

        

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу вам рассказать о песочной терапии как эффективным методе развития речи детей дошкольного возраста.

(слайд 2) Всё, что нужно человеку для жизни, находится рядом с ним. Иногда мы даже не замечаем, насколько близко то, что может нам помочь.

     И сегодня речь пойдёт о Песке. Ведь именно игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен. Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.

 (слайд 3) -Песок - Загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка- своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, Тем самым окончания стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга.

(слайд 4) «Наилучшая для малыша та игрушка,
которую он может заставить по-разному изменяться;
для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка
». Константин Дмитриевич  Ушинский.

Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

(слайд 5) Актуальность

Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие.

(слайд 6) Что дает нам песочная терапия в работе с детьми?

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

(слайд 7) Игры с песком разнообразны:

Обучающие игры - такие игры направлены на развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребёнок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие: различного темпа ритма речи.

Познавательные игры: с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры: с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

(слайд 8) Материалы для песочной терапии

1.Песочница  

Ящик из сэндвич-панели прямоугольной формы.

2.Песок

 

(слайд 9) Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую. Ничего трудного для этих игр нет. В магазинах продают огромное количество игрушек таких как.

Фигурки людей, животные, дома, деревья, природный материал, транспортные средства, аксессуары

Таким образом, все лексические темы можно обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто, где живёт.

   (Слайд10) Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных нет детей в стране –                                                                                                                                          Ведь не место им в песке.                                                                                                                                                 Здесь нельзя кусаться, драться                                                                                                                                                И в глаза песком кидаться!                                                                                                                                                   Стран чужих не разорять!                                                                                                                                               Песок – мирная страна.                                                                                                                                             Можно строить и чудить,                                                                                                                                             Можно много сотворить:                                                                                                                                                                      Горы, реки и моря,                                                                                                                                                                  Что бы жизнь вокруг была.                                                                                                                                                   Дети поняли меня?                                                                                                                                                                   Или надо повторить?!                                                                                                                                                           Чтоб запомнить и дружить!

Когда мы говорили о работе в песочнице, то не надо забывать, что именно в ней мы с помощью песка очень хорошо развивать речь ребёнка.

Для этого можно предложить вместе с ним создать ситуацию, по которой ребёнок может составить целенаправленные, соответствующее ситуации, полноценное высказывание. В этой работе песочную терапию я начала применять совсем недавно. За это время мы использовали такие игры.

 (слайд 11) Игры с песком:

 Отпечатки ладошек

Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорите о них.

 Поскольку ребёнку будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?». После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернул руку, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?»

Сделайте отпечаток ладони, ребенок накладывает свою руку на отпечаток и делится впечатлениями.

(слайд 12) Составляем сказки

Например:

  • Можно сделать горы.
  • можно сделать океан. (для этого просто надо отодвинуть часть песка.)

Для того чтобы создать ситуацию, в которой ребёнок будет развивать собственную речь требуется помимо песочницы минимальный набор игрушек. С помощью небольшого листочка зелёной бумаги мы можем сделать луг. С помощью веточек, искусственных цветов можно сделать растительность.

Вместе с ребёнком можно составить, сочинить сказку. Начать её, например, можно таким образом.

Предлагаю вам коллеги стать детьми и попробовать изобразить и сочинить сказку.

В одном лесу текла река. На одном из берегов стояла большая ёлка. На другом берегу стоял домик с красной крышей в нём  жил маленький мишка. Он очень любил свой дом, но он скучал.

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему мишка скучал?

Дети: Потому что у него не было друзей, ему было одиноко, скучно.

И вот однажды мишка обошёл весь свой берег в поисках друзей, но не нашёл никого. Он взобрался на высокую гору и увидел, что на другой стороне реки стоит большая ёлочка.

Педагог: Что же сделал мишка?

Дети: мишка захотел перебраться на другой берег реки.

Педагог: А что мишке надо сделать, чтобы перебраться на другую сторону реки?

Дети: построить мост или перебраться по камушкам.

Дети строят мост, или раскладывают камушки.

Педагог: И вот наш мишка перебрался по камушкам на другой берег, и пошёл к  большой ёлочке.

Педагог: Ребята, давайте подумаем, что сделал мишка дальше?

Дети: Он постучал.

Педагог: Что он сказал?

Дети: Здравствуйте.

Педагог: Что ещё он спросил? 

Дети: Есть кто-нибуть дома? 

Да есть. (Раздался голос из дома) 

Педагог: Кто ты? (ответил мишка) 

Дети: Это белочка!

Педагог: Что ответила ему белочка?

Дети: Сказала здравствуй мишка. Ты зачем ко мне пришёл?

Педагог: Что ей ответил мишка?

Дети: Мишка говорит, что он пришёл, потому что на своей половине ему было грустно.

Педагог: Что же ответила белочка Мишке?

Дети: Она предложит ему дружить.

Вот такая интересная сказка у нас с вами получилась!

(слайд 13) «Пряталки» Дети находят животных в песке и рассказывают про каждого животного. Чем они питаются, как и где живут, какие детёныши у этого животного.

(слайд 14) Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!

Взаимодействия с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

      Вообще песочная терапия заключает в себе большой потенциал для творчества воспитателя. Использование песочной терапии дает значительные положительные результаты в работе с детьми. Главное – оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Результаты многочисленных исследований констатируют в настоящее время, что большинство современных детей дошкольного возраста имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Так же отмечается увели...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией"....

Песочные игры как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

laquo;Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развити...

Консультация для родителей на тему :"Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет"

Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече...

«Песочная терапия, как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка....

«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"      ...