Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.
статья (старшая, подготовительная группа)

Крамаренко Наталья Ивановна

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоотношения, чтобы каждый нашел свой талант и среду подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношения к детям.

Духовность - это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между духовно-развитого человека. Известно, что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становления и развитие.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста, как в семье, так и в детском саду.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Содержание уголков представлять православной литературой для детей, раскрасками, детскими православными журналами, православными календарями для детей, консультативным материалом для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nrav.vospit.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей - вот главные идеи воспитания духовности и нравственности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Есть хорошие слова «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

У нашего детского сада есть своя миссия, прежде всего, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоотношения, чтобы каждый нашел свой талант и среду подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили. Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается сегодня всеми, кто имеет отношения к детям.

Духовность - это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между духовно-развитого человека. Известно, что основной духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становления и развитие.

Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием духовно - нравственного воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет о и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных связей.

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста, как в семье, так и в детском саду.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Основной целью сотрудничества педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию является возрождение лучших традиций духовно-нравственного воспитания в процессе реализации социально-педагогических проектов по взаимодействию детского сада и семьей.

В создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей необходимо включать организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. Оформлять православные уголки для детей.

Содержание уголков представлять православной литературой для детей, раскрасками, детскими православными журналами, православными календарями для детей, консультативным материалом для родителей. Необходимо создать картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовить дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, например, такими как:

- «Православная азбука»;

- «Узнай и назови икону»;

- «Раскрась Пасхальное яичко»;

- «Ангелы - наши друзья»;

- «Укрась ёлку к Рождеству»;

- «Назови праздники»;

Опыт работы показал, что необходимо систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду.

В своей каждодневной работе стараемся заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи воспитанников, с целью развить у детей уважение к обществу, традициям семьи, родному краю отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Очень ложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому в систему традиционных мероприятиях были включены праздники с народными традициями, цель таких мероприятий - сохранить и возродить культурные традиции предков, чтобы будущие поколения, чтили и любили памятные даты своего Отечества.

Большинство семей ведут «Альбом ребенка» (знаменательные жизненные достижения ребенка в фотографиях). Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребенка «Семейное генеалогическое древо». Для полноты восприятия детьми «путешествие по времени» родители представили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции: «Женское рукоделие, скатерти, полотенца, салфетки; «Устаревшие предметы быта», «Старинные елочные игрушки», «Детские фотографии мамы и папы».

В рамках духовно-нравственного воспитания мы знакомим детей с профессиями пап, мам, дедушек, бабушек, с династиями, с значимостью добросовестного отношения к любому делу.

В детском саду мы целенаправленно приобщаем детей к труду, а также предлагаем понаблюдать за профессиональной деятельностью взрослых во время экскурсий, целевых прогулок.

Необходимо знакомить детей с родным городом (историей, памятниками архитектуры, природно-географическими особенностями, святыми и памятными местами), с историей Российского государства, жизнью русских героев, святых подвижниках, достопочтимых людей земли русской.

Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важно тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной деятельности, от единства мнений зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Библиографический список: Виноградова Н. , Куликова Т. Дети, взрослые и мир вокруг. М. : Просвещение, 1990 - С. 18 - 30. 2. Мудрость воспитателя: Книга для родителей/ сост. Б. Бим-Бад и др. М. : Педагогика, 1987 3. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. : Просвещение, 1987 - С. 27 - 41. 4. Счастная A. M. По ступенькам нравственности. - Минск, 1990. 5. Штольц К. , Хельмут Д. Как воспитать нравственное поведение. - М. : Просвещение, 1986. 6. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М. : Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родит...

«Экологического воспитания детей дошкольного возраста- совместная работа детского сада и семьи».

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов детского сада

Статья "Проект «Вечная память, вечная слава за то, что вы мир сберегли!» как метод формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста" для педагогов д...