Картотека сюжетно - ролевых игр. Вторая младшая группа
картотека (младшая группа)

Кинжибалова Мария Константиновна

Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же её особенность? Характеризуя её, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимопонимании ребенка со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно –ролевые  игры во второй младшей группе детей 3-4 лет №4 «Бусинки»

Название игры

Цель

Организация развивающей предметно пространственной среды              (изготовление атрибутов)

Работа с родителями

Сентябрь

1

«Детский сад»

Ознакомление детей с трудом взрослых, работающих в детском саду. Развитие способности взять на себя роль. (Повар, врач, няня, воспитатель, музыкальный работник).

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, предметы-заместители.

Разместить в родительском уголке консультацию для родителей о с/р играх

2

«Семья»

Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Беседа о содержании с/р игр во второй младшей группы

3

«Кукла Катя обедает».

Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Обратить внимание родителей на поведение детей за столом вовремя приема пищи.

4

«Шофер»

Знакомить детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала.

Привлечь к подготовке атрибутов к играм

Октябрь

1

«Поездка»

Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровые роли.  (Машинист,  шофер, пассажир).

Игровой материал. Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Наблюдение на прогулке за транспортом, экскурсия в автопарк, в порт, в аэропорт, на вокзал. Чтение стихотворений и рассказов о транспорте. Изготовление из строительного материала машины, самолета, парохода, поезда, лодки, автобуса и др.

Предложить родителям поговорить с детьми о том, куда ездили летом, во время отпуска. На каких видах транспорта.

2

«Ветер и листочки»

Развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитание любви к природе.

Игровой материал. Листики.

Подготовка к игре. Наблюдения за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе.

Игровые роли. Листочки, ветер.

Прогулки по городскому парку.

3

«Лошадка»

Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровые роли. Лошадка, жеребята.

Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, султанчики, картинки, иллюстрации.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лошадку и жеребят.

Наблюдение за животными. Чтение книг …

4

«Самолет»

Развитие у детей способности принять на себя роль предмета.

Игровые роли. Самолет, покупатели, продавец.

Игровой материал. Предметы-заместители, мягкие игрушки, куклы, грузовик.

Подготовка к игре. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением самолета.

Экскурсия в аэропорт. Чтение стихотворений и рассказов  про самолеты.

Ноябрь

1

«Собираемся на прогулку»

Развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Игровые роли: воспитатель, младший воспитатель, малыши.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкаф чик для одежды и стульчик.

Обговаривать с детьми последовательность одевания. Называть предметы одежды.

2

«Магазин»

Научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Помощь родителей в подготовке атрибутов к игре.

3

«Игрушки у врача»

Учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами. Воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять.  Словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование:  куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Сшить детские халаты для игры.

4

«День рождения Степашки»

Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда. Закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь.  Расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке. Столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Организация развлечений ко дню рождений детей.

Декабрь

1

«Строим дом»

Познакомить детей со строительными профессиями.  Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей. Расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки.  Картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Предложить родителям совершить пешие прогулки по улицам города. Рассмотреть, какие бывают дома.

2

«Парикмахерская»

Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

   Игровые роли: парикмахеры – дамский мастер, мужской мастер, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия: Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца. Посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят в кассу, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном, дает рекомендации по уходу за волосами. Можно соединить с игрой «Дом, семья»

Помощь родителей в подготовке атрибутов к игре.

3

«Салон красоты»

Расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу. 

Игровые роли:  парикмахер, мастер маникюра, мастер косметического кабинета, кассир, уборщица, клиенты.

Игровые действия: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза, губы и др. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.

Помощь родителей в подготовке атрибутов к игре.

4

«Печем пирожки»

Знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне.  Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия.

Оборудование: кухонная посуда, куклы, детали строительного набора(небольшие шарики, разрезанные пополам), предметы-заместители

Совместный труд детей и родителей на кухне. (Мамины помощники).

Январь

1

 «Зоопарк»

 Обеспечить у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку; научить детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; познакомить с особенностями поведения этих животных; способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их; воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них, дружеские взаимоотношения в игре.

Оборудование: строительный материал (крупный, мелкий лего, набор зверей, белый халат для врача, градусник, фонендоскоп, аптечка, касса, билеты.

Предложить родителям прочитать книги о животных (Бианки, Носов)

2

«Катя заболела»

разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материал и оборудование: шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-З экземплярах).

Помощь родителей в подготовке атрибутов к игре.

3

 «Уложим кукол спать»

закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

Помощь родителей в подготовке атрибутов к игре.

4

Магазин «Детский мир»

 познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

Оборудование: различные игрушки, одежда для кукол…

Семейные походы в магазин за покупками.

Февраль

1

«Магазин игрушек»

Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование: Игра проходит в игровом уголке – магазине

Семейные походы в магазин игрушек.

2

«Кукла Катя пошла в магазин»

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Оборудование: Кукла Катя. Муляжи продуктов, мелкие игрушки.

Семейные походы в магазин за покупками.

3

«В детский сад пришёл гость»

Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки детей.

Материал и оборудование: кукла-повар, посуда, продукты

4

"Надо, надо умываться"

Формировать представления о гигиенических процедурах, развивать воображение, воспитывать любовь к чистоте, аккуратность

Оборудование: кукла, ванночка (тазик), мыло, полотенце (игрушки заменители).

Предложить родителям вместе с ребенком посмотреть мультипликационный фильм «Мойдодыр»

Март

1

«Театральное представление»

 научить детей вживаться в образ, действовать коллективно

Оборудование: костюмы или шапки-маски сказочных персонажей.

2

"У меня зазвонил телефон"

Формировать правила этикета разговора по телефону, развивать речь, воображение.

Оборудование: игрушечные телефоны, животные-игрушки.

Чтение Стихотворения К.Чуковского «Телефон»

3

"Цирк"

Формировать представление о цирке, расширять кругозор

Оборудование: игрушки: мячи, обручи, шапочки для клоунов.

4

«Печем пирожки»

Знакомить детей с процессом приготовления пирожков и правилами безопасности на кухне. Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы в игре, выполнять игровые действия

Оборудование: кукольная посуда, скалки, формочки для запекания, разделочные досочки, игрушечная бытовая техника- плита или духовка, фартуки.

Разучивание песен и потешек  вместе с детьми.

Апрель

1

"В магазине продуктов"

Расширять представления о работе продавца, о покупке продуктов, развивать речь, воображение.

Помощь родителей в подготовке атрибутов к игре.

2

«Путешествие с Доктором Айболитом»

Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; знакомить детей с профессией врача; учить детей игровым действиям, их выполнению в определенной последовательности: осмотр , послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками; развивать слуховое внимание, восприятие, память путем названия предметов для лечения куклы, запоминание последовательности лечения; учить уступать и обмениваться игрушками и ролями; воспитывать заботливое отношение к заболевшей кукле, интерес и уважение к профессии врача; закреплять умение Планирование сюжетно-ролевых игр во 2 младшей группе выполнять игровые действия.

Семейный просмотр мультипликационного фильма «Доктор Айболит»

3

«Детский сад для цыплят»

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: Цыплята. Конструктор настольный.

4

«В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек»

Подводить к пониманию роли в игре, активизировать коммуникативные навыки детей и диалоговую речь.

Материал и оборудование: игрушки, инструменты. Использование подручных средств для постройки ремонтного мастерского.

Май

1

«Медвежонок»

Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Конфеты, фрукты, пироги.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку.

Изготовление шапочек для игр с детьми.

2

Поезд»

Обучение детей реализации игрового замысла.

Игровые роли. Машинист, пассажиры.

Игровой материал. Строительный материал, игрушечный поезд, картинка с изображением поезда, руль, чемоданчики, сумочки, куклы, игрушки-животные, матрешки, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Наблюдение на прогулке за транспортом. Чтение стихотворений и рассказов о поезде. Изготовление из строительного материала поезда. Лепка пищи, которую ребята берут с собой в дорогу.

Изготовление совместно с родителями билетов, денег.

3

«Детский сад для матрешек»

Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Материал и оборудование: маленькие матрешки, игрушки заменители

4

«Кукла Катя заболела»

Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Материал и оборудование: Игровой набор «Больничка», кукла, кроватка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы к сюжетно - ролевым играм второй младшей группы.(№1)

Алгоритмы к сюжетно - ролевым играм для второй младшей группы, "парекмахерская"....

Алгоритмы к сюжетно - ролевым играм второй младшей группы.(№2)

Алгоритмы сожетно - раливым играм "Больница"...

Консультация для родителей. Сюжетно-ролевая игра. Вторая младшая группа.

В материале выделены уровни сюжетно-ролевой игры, характеристика сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе. Подборка игр с подробным описанием их....

картотека сюжетно ролевых игр вторая младшая группа

картотека сюжетно ролевых игр вторая младшая группа...

Сюжетно-ролевая игра вторая младшая группа

Роль сюжетно-ролевой игры в развити ребенка...

Картотека сюжетно-ролевых игр второй младшей группы «Смешарики»

В данном материале содержится картотека сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе....