Консультация для педагогов: Знакомство детей с жанром «пейзаж».
консультация (подготовительная группа)

Как познакомить детей  с десятью видами пейзажа: лесной, весенний, летний, осенний, зимний, речной, морской, горный, сельский, городской. Перечень-подборка  картин для знакомства детей с этим жанром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_peyzazhe_dokument_microsoft_word.docx63.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:Знакомство детей с жанром «пейзаж».

Следует постепенно познакомить детей  с десятью видами пейзажа: лесной, весенний, летний, осенний, зимний, речной, морской,горный, сельский, городской.

В течение года воспитатели, используя по своему усмотрению предлагаемый список репродукций, могут провести со старшими дошкольниками несколько занятийпо знакомству спроизведениями великих русских художников-пейзажистов, творивших в разное время, в разных жанрах или только в одном из них. Детям доступны восприятие и сравнение (с помощью воспитателя) следующих репродукций художников-пейзажистов.

Пейзаж

Произведения для вводного знакомства с пейзажем

Н. Горлов «Осень в парке»; А. Рылов «В голубом просторе»; А. Саврасов «Ночка»; В. Серов «Открытое окно. Сирень»,«Балкон».

Для дальнейшего знакомства с видами пейзажей может быть использован следующий перечень репродукций.

Лесной пейзаж

В. Бакшеев «Березовая аллея»; А. Куинджи «Березовая роща»,«Солнечный свет в парке»; И. Левитан. «Березовая роща»,«Дуб»; В. Мешков. Сказ об Урале»; А. Москаленко «Аллея»; И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,«Дубки», «Лес вечером», «Сосны, освещенные солнцем», «На опушке соснового леса»,«Лес перед грозой», «Пасекав лесу», «Вечером»,«Дождь в дубовом лесу», «Дубовая роща», «Около дачи», «Лесные дали».

Весенний пейзаж

В. Бакшеев «Голубая весна»;Л. Бродская «Апрель»;В. Васильев «Оттепель»;И. Грабарь «Майский вечер»; А. Грицай «Половодье»,«Подснежники»; И. Левитан «Март», «Большая вода»; И. Остроухов «Березы»;А. Рылов «Зеленое кружево»; А. Саврасов «Грачи прилетели», «Весна»; К. Юон «Майское утро.Соловьиное место. Лигачево», «Мартовское солнце».

Летний пейзаж

Ф. Васильев «Перед грозой»,«После грозы»; А.Васнецов «Цветущий луг»; И. Грабарь «Абрамцево. Плетень»;П. Кончаловский «Молодые дубки»; А. Куинджи «После грозы»; В. Поленов «Заросший пруд»; А. Рылов «Зеленый шум»; А. Саврасов «Закат над болотом»; В. Серов «Заросший пруд»; Б. Щербаков «Свежий ветерок», «Вихри грозовые».

Осенний пейзаж

И. Бродский «Золотая осень»,«Опавшие листья»; И. Грабарь «Рябинка»; С. Жуковский «Терраса осенью»; А. Куинджи «Осень»; И. Левитан «Осенний день.Сокольники», «Золотая осень», «Долина реки», «Хмурый день»; А. Мясоедов «Осеннее утро»; И. Остроухов «Золотая осень»;В. Поленов «Золотая осень»; А. Саврасов «Перелет птиц».

Зимний пейзаж

И. Грабарь «Иней»,«Иней. Восход солнца,«Зимнее утро», «Зимний вечер», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег»; И. Левитан. «Деревня зимой»; А. Саврасов «Иней», «Зима»;В. Токарев «Зимушка»; И. Шишкин «На диком севере», «Зима в лесу. Иней»; К. Юон «Конец зимы. Полдень».

Речной пейзаж

Л. Бродская «Над Днепром»; В. Васнецов«Затишье»; А. Куинджи «Днепр утром», «Волга»,«Лунная ночь на Днепре»;И. Левитан. «Вечер. ЗолотойПлес», «Вечер на Волге», «После дождя. Плес», «РечкаИстра»; М. Нестеров «Осенний пейзаж»; А. Саврасов «Пейзаж с рекой и рыбаком».

Морской пейзаж

И. Айвазовский «Пушкин на берегу Черного моря»;А. Куинджи «Море. Крым», «Закат зимой. Берег моря».

Горный пейзаж

Н. Рерих «Гималаи», «Эверест»; М. Сарьян «Гора Арагац»,«Арарат из Бюракана. Вечер»,«Гора Арарат», «Горы Армении».

Сельский пейзаж

Ф. Васильев «Деревня»,«Перед дождем», «Лето. Речка в Красном селе», «После дождя»; А. Васнецов «После дождя»;А. Веницианов «На пашне»; М. Волосов «Деревенский пейзаж»; В. Дементьев «Облачный день. Московский дворик», «Малая Ордынка»; М. Крыжицкий «Проясняется»;А. Куинджи «Вечер на Украине»,«Степь», «Стадо в степи»; И. Левитан «Летний вечер. Околица», «Солнечный день. Весна», «Первая зелень. Май», «Вечер на пашне», «Вечер в деревне»; Г. Низский «Колхоз Загорье»; А. Пластов «Жатва», «Летом»,«Сенокос»; А. Саврасов «Рожь», «К концу лета на Волге»,«Проселок», «Радуга»; В. Серов «Зимой», «Полосканье белья» («На речке»),«Баба в телеге», «Октябрь.Домотканово», «Стог сена», «Волы», «Крестьянский дворик в Финляндии»;И. Шишкин «Золотая рожь»,«Пейзаж Поволжья»;Б. Щербаков «Казачий курень».

Городской пейзаж

Ф. Васильев «Освещение Санкт-Петербурга»;М. Волосов «Деревенский пейзаж»;А. Куинджи. «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении»; Н. Пименов «Новая Москва»; Н. Рерих «Ростов Великий. 1903 г.»;М. Сарьян «Апрельский пейзаж»; К. Юон «Купола и ласточки», «Утро индустриальной Москвы».

Примерный образовательный контент для ознакомления детей  с жанром пейзаж.

Пейзаж

Знакомя дошкольников с пейзажами, обратите их внимание на то, что на таких картинах изображено определенное время года: есть весенние, летние, зимние и осенние пейзажи. На некоторыхкартинах нарисованы горы, реки, лес. Есть картины, отражающие сельский быт или жизнь города.

Знакомство с пейзажами лучше начать с картин В. Серова «Открытое окно. Сирень» и «Балкон»,А. Рылова «В голубом просторе»,А. Саврасова «Ночка», Н. Горлова «Осень в парке».

Почему именно с них? Во-первых,названия этих двух картин Сероваи изображенное на них как нельзя лучше позволят воспитателю использовать приемдля стимулирования дальнейшего интереса детей к образовательной деятельности,сказав им: «Давайтеи мы через открытое художникомна своей картине окнои с изображенного им балкона всмотримся вдаль и познакомимся с новым жанром — пейзажем. Через эти окно и балкон мы увидимпейзажигородов, сельские и горныепейзажи, изображения природы в разные времена года».

Во-вторых, начиная знакомство с этих двух картин Серова, воспитателюможно использовать в ходе презентации иприем«воображаемого присутствия в картине». Предложите: «Давайте представим, что мы смотрим через это открытое окно. Скажите мне, что каждый из вас увидел?» Выслушав ответы детей,обобщите их: «Вдали ничего не видно, потому чтоу самого окна цветет сирень.Но мы смогли рассмотреть ееблагоухающие грозди, потому что они смотрят прямо в открытое окно.И еще мы смоглипонять, что за окном цветущий май — кругом цветет сирень». Предложите детям представить себя стоящими на этом балконе.Что нам видно вдали и перед самым балконом? Подводя итог детским высказываниям, скажите: «Вы правильно заметили: растущее перед балконом дерево не загораживает нам то, что видно вдали. Мы видимзеленую полянку, на краю которой полосой растет лес. Нам с этого балкона видно так далеко, что можно рассмотреть и то, чтонаходится вдали, за лесом, гранича спочти безоблачнымнебом, которого в этой картине так много.А вот из “Открытого окна”неба нам почти не видно — его загораживает огромный цветущийкуст сирени».

В-третьих, знакомство с пейзажами лучше начать свышеназванных картинеще и потому, что изображенное накартинах Серова, Рылова, Саврасова и Горлова оченьразлично. Обязательно обратите на этовнимание детей, демонстрируя им,как бываютразличны пейзажи.Следует отметить, что на картинах Серова мы видим зелень природы, а Рылов изобразил морской пейзаж.

Знакомство с картиной А. Рылова «В голубом просторе» поможет вам научить детей увидеть, как можно создать красоту, используя всего два-трицвета и их оттенки. Мастерство художника позволило ему передать глубину простораголубого неба и синего моря, красоту заснеженных гор иполета белых лебедей средь невесомо белых облаков, передать восторг свободного плавания под белыми парусами. А что далоназвание его картине — «В голубом просторе»? Этозаставляет нас задуматься: может быть, парящие лебеди в голубом просторе неба или белые паруса корабля вголубом морском просторе? А может быть, заснеженные вершины горы, соприкасающиеся с голубым небом? Или сама гора вдали,как бы «плывущая» в море? На примере этой картиныпедагог сможет начать учить детей задумываться над названием, которое художник даетсвоей работе: почему автор назвал картину так, а не иначе? Можно предложить детям игровое упражнение «Придумайэтой картине название». Иногда важно использовать такой прием — предложитьдетям всмотреться в картину и дать ей свое название. Картина А. Рылова «В голубом просторе» очень подходит дляиспользования этогоприема: детям предоставляется большой простор для фантазии. Скорее всего, именно так, как автор, ее никто не назовет, но интересных вариантов будет предостаточно. Выслушав детей, скажите им, как назвал картину ее автор.

В-четвертых, все эти картины имеют резко отличающиеся друг от друга цветовыегаммы, рождающие при их восприятии совсемразные настроения.Краски и тона на картинеСаврасовапередают тревогу,беспокойство, в отличие от картин Рылова и Серова. Можно прочитатьдетям отдельные строки из стихотворенияИ. Есаулкова: «Картина имеет особое свойство:она вызывает у нас беспокойство. Луна освещает тревожное небо... Тревожна таинственность леса ночного... Все это контрастом чарующих красокв своем полотне передал нам Саврасов».

И пятая причина, по которой для первоначального знакомства детей с жанром пейзажа отобраны именно эти полотна, заключается втом, что на картине Горлова, в отличие от картин Серова, Рылова иСаврасова, изображен пейзаж городского осеннего парка. Здесь изображена не толькоприрода: сквозь желтизну деревьев видныи скамейки у пруда, и парковые сооружения. Цветовой гаммой эта картина не вызывает тревогу, может быть, только чувство тихой грусти об ушедшемтеплом лете...

Для формирования детской эрудиции полезным будет сообщение воспитателяо том, что в старину пейзаж служил лишь фоном для картин и толькопотомстал существовать как самостоятельный жанр изобразительного искусства.

Знакомство с лесными пейзажами предпочтительнее начать с картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Многие дети уже видели репродукцию этой картины и вспомнят, где именно — на обертке знаменитых конфет. На занятии же ребята узнают о том, чтополотно картины довольно большое. Детей привлекут фигуры медвежьего семейства на фоне поваленного буреломом дерева. Предложите детям поделиться своими впечатлениями от картины. Можно рассказать детям о том,что картина была приобретена меценатом (ценителем работ художников, безвозмездно помогающим им)П. М. Третьяковым для картинной галереи, и выставлена под именем одного художника — Ивана Шишкина, хотя изображения медведей на картину нанес другой художник — КонстантинСавицкий, потому что у Шишкина недостаточно хорошо получалисьизображения фигур животных.Эти сведения также пополнятобщую эрудицию детей, особенносклонныхк получению знанийво многих областях.

Далее можно предложить детямсравнить две картины И. Шишкина — «Сосны, освещенные солнцем» и «На опушке сосновоголеса». Побеседуйте с детьми о колорите картин, о чувствах, которые вызвала у них каждая из них: «Дети, посмотрите внимательно: чтообщего можновыделить в этих картинах?А чем они отличаются друг от друга? Чтоможно сказатьоб обеих картинах и каждой из них?»Такая формулировкавопросов побуждает детей к пространным ответам, а не односложным высказываниям. Подытоживая ответы детей,можно сказать: «Да,на одной картине солнце, много света — радостные чувства художника передаются и зрителю. На другой изображен мрачный лес, и толькослабые лучизаходящего солнца вносят радость в колорит картины.Скажите, ребята, какие чувства вы испытываете, глядя на эти картины, на какие мысли они наводят вас?»Выслушав детей, выскажите имсвое мнение. Далее лучше использовать метод активизации мыслительной деятельности детей. Но посколькупри знакомстве с произведениями изобразительного искусства им впервые придется отвечать на такой вопрос, для облегчения поставленной задачивоспитателю после вопроса необходимо дать заготовкиразных вариантов ответов. Тем не менеене исключайте возможность высказывания детьми собственного мнения, отличающегося от содержащегося в этих подсказках.

Спросите: «Как вы думаете, что хотел донести до нас художник своей картиной “На опушке соснового леса”?» И после непродолжительной паузы, дающей детям возможность найти свой ответ на этот достаточно сложный для их возраставопрос,продолжите,даваяспасительную подсказкутем детям, которые не смоглисами сформулировать ответ: «Может быть, он хотел показать суровое величие леса, а может быть, высказать мысль о том, что лес всегда красив, даже своей грустью завершающегося дня, своим полумраком. А может быть, автор хотел показать нам, что в лесу легко заблудиться — там много деревьев и полумрак,и детям одним не следует ходить в лес. А может быть, он хотел сказать и еще о чем-то? Как вы думаете, дети?» Затем выслушайтевсех желающих поделиться своиммнением.

После этого, используя приеманалогиипредыдущего рассматривания картин, следует провести сравнение картин И. Куинджи «Березовая роща» и «Солнечный свет в парке».

Беседуя о весенних пейзажах, обязательно рассмотрите с детьми репродукции картин И. Левитана «Март» и К. Юон«Мартовское солнце» (перед этим рассмотрите репродукцию картины В. Васильева «Оттепель»). Отметьте, как художники отразили в своих картинах постепенные изменения в природе с наступлением весны. Предложите детям при восприятии этих картин высказывать свои мысли и чувства. Дети ужеподготовленык тому, чтобы воспитатель смог предложить им прием «экскурсовод картинной галереи». Вызвавшиеся дети делают это с удовольствием,а остальные могут оценить, рассказ какого «экскурсовода» им былболее интересен. КартиныИ. Остроухова«Березы»,И. Грабаря «Майский вечер»,Л. Бродской «Апрель», И. Левитана«Большая вода»,А. Грицай «Половодье» иА. Саврасова «Весна»помогут детям поупражняться в роли «экскурсовода».Педагогу следует только нацелить восприятиедетей: картины разных художников, но схожи сюжеты,цветовые гаммы картин; картины разные, хоть и похожи.

Знакомство дошкольников с летними пейзажамиможно начать с репродукций картин Б. Щербакова «Свежий ветерок» иИ. Грабаря «Абрамцево. Плетень». Предложите детям для их сравнения вопросы, на которые нет готового ответа, а все зависит от ихдетской наблюдательности и их собственного мнения:«Если есть сходство в этих картинах, то в чем оно? Если вы не находите сходства, то чем они так разительно отличаются друг от друга?» Ответы детей чаще бывают единодушно похожими. Большинство детейнаходят сходство в этих картинах: «На обоих полотнах изображено лето. Голубое, покрытое облакаминебо, деревья, зеленеет трава. На обеих картинах художники такизобразили природный летний пейзаж, что наши взгляды невольно устремляются вдаль, чтобы рассмотреть, что же там изображено, да и тропинка на одной из них вдаль стремится, убегая от нашего взора».

Могут встретиться и мненияочень наблюдательных детей, которые сочтут картины непохожими и назовут существенные отличия: «На картине Щербаковаветерок гнет верхушки березок, а на картине Грабаря безветренно. Щербаковрисовал картину с лесного пригорка, а Грабарьизобразил Абрамцево: хорошо виден плетень чьей-то дачи. На этой картине трава изумрудного цвета, на ней видны хорошо протоптанныетропинки. На картине Щербакова трава уже пожжена под лучами летнего солнца, и поэтому не такая зеленая».Педагогу следуетобъяснить правоту каждого и поощрять собственные мнения детей, не упускать возможности научить детей размышлять и формулировать свои суждения и мнения, отличающиеся отмнений других детей. Именно этому способствуют вопросы такого типа.

Обязательно отметьте, что на обеих картинах изображена типичная для этого времени года чудесная летняя погода, хотя летом часто бывают сильные грозы, и переходите к приему сравнительного рассматриваниятрех репродукций (что позволяет использование ИКТ) —«После грозы» и «Перед грозой» Ф. Васильеваи «Вихри грозовые» Б. Щербакова.

Рассматриваниепредыдущих картин было построено таким образом, чтобы дети выделялиобъекты изображения, их цветовую гамму. Нотеперь следуетобратить внимание на название каждой картиныи соотнести егос состоянием самой природы, изображенной художниками на каждой из них.

«Какая картина нарисована в самых мрачных красках и почему?» или «Почему одна из картин нарисована в самых мрачных красках? Какая жеэто картина?»

Важно сформулироватьвопростак, чтобыответ на него неизбежнокасалсяне сюжета картины, аее цветовых тонов, передающихсостояние изображаемых явлений природы, и воздействия общей цветовой гаммы картины наее восприятие нами, нанашенастроение.

(Картина «Вихри грозовые». Потому что на этой картинесильнаягроза надвигается.Небо такое перед сильной грозой бывает.А это нарисовать можно только мрачными красками.)

«На какой картинесильнее разыгралась стихия природы?»

(Формулировкавопроса не об изображенных объектах природы, а об изображениисостояния самой природы, изменяющейэти природные объекты.)

(«Вихри грозовые» Щербакова).

«На какой картине мы видим,что происходит с объектами природы и людьми после окончания стихии дождя?» или«Какая картина показывает намобновление природы после дождя?»

(Это целеполагающий вопрос для выборадетьмикартины,отвечающейзаданным в нем критериям: как о самомсюжете картины, таки о передаче цветовой гаммойпроисшедшихизменений вприродных явлениях пейзажных картин.)

(«После грозы»Васильева.Небо прояснилось, стало светлее.Люди выехали из дома,гроза им больше не страшна.Художник подобрал для этой картины такие краски, которые вызываютболее радостные чувстваи показываютобновленную после дождя природу.)

«Что больше всегообращает на себя наше внимание в картинеФ. Васильева “Перед грозой”?»или «Что, на вашвзгляд, более наглядно выделено в картине художником для передачиее замысла?»

(Это вопрос, нацеливающий детей на выделениеболее главного,по замыслу художника,в картине.)

(Темное небо с клубящимися облаками. Оно занимает полкартины, но привлекает наше внимание гораздо больше, чем трава и деревья, занимающие в картине столько же места. Мрачное предгрозовое небо сразуприковывает наш взгляд и создает ощущение тревоги перед надвигающейсяопасностью грозы.)

Важность приема сравнительного рассматривания (на примереэтих трех картин)в том, что дети не только получаютопыт восприятия отдельных объектов пейзажей, создающих композицию той или иной картины, но и учатся выделять главное в таких картинах, то, что, по мнению самого художника, выражено в его произведении более сильным цветовым акцентом и определяет главный замысел его картины,традиционно обозначенный вназвании.

Далее можноиспользовать новыйвариантприема сравнительного рассматривания. Его отличительная особенность в том, что для сравнения используются две репродукции разных авторов с одинаковым названиеми,следовательно, содинаковыми замыслами обоих художников.Предложите детям рассмотреть и сравнить две картины: уже рассмотренную ими картину Ф. Васильеваи новую — А. Куинджи,носящие одинаковое название — «После грозы».Репродукцию Ф.Васильева детитолько что рассмотрели — это облегчит для них задачу сравнительного рассматривания двух картин.Покажите слайдс репродукциейА. Куинджи. Сначала важно сказать детям о том, чтооба художника взяли для создания своих полотен одну и ту же тему — изображениесостояния природы после грозы, поэтому обе картины названы ими одинаково. После этого с помощью вопросов следует провести сравнительное рассматривание.

«Обе картины носят одинаковое название, может быть, они ничем не отличаются?»

(Нет, картины совсем разные.Даже не похожие друг на друга.)

«Что можно сказать, сравнивая небо, изображенное на каждой картине?»

Выслушав ответы детей, обобщите их, преподнося детям образец литературной речи:«Небо на картине Куинджи очень отличается от неба на второй картине — оно необычайно голубое. Художник подобрал очень яркие краски, чтобы показать его синеву. В небеснойлазури плывет легкой дымкой белое облако. От него и от других,сереньких после прошедшей грозы облачков на зеленый мокрый луг ложатся тени. Но вдали солнце уже залило своим светом всю лужайку. И от этого зелень луга кажется еще ярче, чем та, на которую ложится тень.На картине Васильева небо остается темно-серым. Краски для изображения неба художник взял неяркие, не радующие взгляд. Наверное, он хотел показать некоторую тревожность, что гроза еще недалеко ушла. Поэтому небо и не прояснилось полностью, как на картине Куинджи».

Второй вопросследует сформулировать так, чтобы он побуждал детей к целостному восприятию каждой картины, а не только ее составляющих компонентов.

«Чем отличаются сюжеты ицветовой колорит картин?»

В этот раз при обобщенииответов детей вашрассказ должен носить повествовательно-познавательный характер: «На одной картине мы видимв окрестностях деревни повозку, запряженную парой белых лошадей и везущую по дорогекрестьян — мужчину и женщину. Прошедшая гроза уже не мешаетэтим людям отправиться по своим делам.Колеса их телеги не увязают в грязи проселочной дороги.Дорога не размыта, значит, дождь, прошедшийс грозой,не был сильным. А может быть,была только сильная гроза, не разразившаяся дождем,— и такоевстречается в природе. Краски для этой картины художник Васильев выбрал светлые, но не такие яркие, как на картине Куинджи. И сюжет картины Куинджи другой: художник изобразил только природу — поле или луг, без присутствия людей.И гроза, по всему видно,прошла уже давно. Потому что небо в его картинеуже успело покрыться яркой синевой, сквозь которуюна мокрую, умытую дождем изумрудную траву лугападают солнечные лучи.На картине художника Куинджи преобладают синие, белые, зеленые краски. Все это вызываетболее радостное чувство,чем при восприятиикартины Васильева. Вот как по-разному смоглиизобразить состояние природы после грозы два великих русских художника».

Для продолжения знакомства с летними пейзажами можно предложить детямсравнить еще две картины разных художников, В. Поленова и В. Серова, с совершенно одинаковым названием — «Заросший пруд». Здесьследует использоватьигровой прием«ребенок-экскурсовод» и предложитьжелающим детямрассказать всем присутствующим об этих картинах.Используйте этот приемдля стимулированияу детей интереса к образовательной деятельностии упражнения их в составлении описательных рассказов по пейзажным картинам. Чтобы детям легче было в роли «экскурсовода», предложите краткий план их рассказа.

1. Назовите картину и ее автора.

2. Расскажите вначале о том, что изобразил художник.

3. Заинтересуйте нас описаниемкартины, не забывая рассказать о том, что изображено на переднем изаднем планах.

4. Не забудьте рассказать о том, какие краскипреобладают в картине.

5. Поделитесь с нами вашим впечатлением от картины и скажите, какие чувства онау вас вызывает.

Дети смогут описать изображение природы на каждой изкартин, сказать, какая картина им понравилась больше и почему, рассказать оцветовой гамме картин и вызываемых у них чувствах.Используйте прием положительного оценивания рассказов детей, отмечая проявления детского воображения и речевого творчества.

Затемможноперейтик продолжению игры в «экскурсовода», приняв теперь эту роль на себя.Использовать прием «воспитатель-экскурсовод» необходимо для того, чтобыформировать у детей литературную речь и дать им образец описательного рассказа, но уже после того как они составили свои. Применятьвышеназванные методы и приемы следуетименно в такой последовательности, чтобыне мешать речевомутворчеству детей. Образец рассказа преднамеренно не следует давать вначале, чтобы он не задавал детям некий стандарт, который им неизбежнозахочется скопировать. От занятия к занятию словарь детей будет пополняться за счет тех образных оборотов речи, которые они будут слышать от воспитателя, и последующие их рассказы станут интереснее и литературно богаче.

В роли «экскурсовода» педагог может рассказать детям примерно следующее:«Обе картины названы своими авторами, художниками В. Серовым и В. Поленовым, так, потому что они нарисовалилетние пейзажиприроды, на которых каждый изобразил пруд. Если сравнить картины, то можно найти сходство и различие.В обеих картинах преобладает зеленый цвет.Художники показали, что, пользуясь одним цветоми его оттенками, можно красиво и выразительноизобразить природу. В картине Поленова весь передний план заняли заросший пруд, деревянные мостки, ведущие к воде от берега, тропинка к самой воде. Вода в пруду кажется совсем зеленой: и оттого, что в ней растут зеленые кувшинки, и оттого, что в воде отражаются зеленые листья деревьев.Пруд такойзаросший, что вначалеможно подумать, что этот водоем находитсяв каком-то лесу. Но деревянные мостки, когда-то сделанные чьими-то заботливыми руками, да садовая скамейкана заднем плане картины, на которой видим одинокую фигуру женщины, подсказывают нам о том, что этот пруд находится в парке». Педагог, продолжая свой рассказ по картине, может дать детям дополнительную информацию: «Художник Поленов изобразил на этой картине свою сестру. В детстве они вместе бегали по аллеям парка и не раз прибегали по этим мосткам к пруду. Это было одним из любимых мест детей. Оттогос такой любовью и тщательностью прорисовал художник каждую кувшинку в воде, каждую травинку и каждый цветочек на берегу.Поэтому и сидит, задумавшись, на скамейке одинокая женщина, вспоминаябыстро пролетевшиедетскиегоды. Эта картина вызывает легкую грусть.

На картине В. Сероватоже заросший пруд, но он, наверное, находится в лесу. На переднем плане в этой картине также водная гладь, а деревья, окружая воду, отступили на задний план. Пруд на картине Серова еще более заросший, в нем много опавшей листвы.Небо серое, мрачное. Эта картина тожевызывает у нас грустные чувства».

Перед тем как приступитьк знакомствус картиной А.Рылова «Зеленый шум», необходимо напомнить детям его пейзаж «В голубом просторе». (Используя возможности «управляющей кнопки» в презентации, можно быстро найти и показать детям нужный слайд и вернуться к дальнейшему продолжению презентации.)Затем можно предложить детямсловесное игровое упражнение«Придумай название этой картине». Детская фантазия и непосредственное восприятие этой картины подскажут им много вариантов: «Лето», «Ветерок», «На берегу реки», «Березы». Выслушав детей и назвав имавторский вариант — «Зеленый шум», приступайте к вопросам по картине.

«Как вы думаете, почему художник назвал свою картину именно так?»

Обычно этот вопрос вызывает у детей некоторое затруднение, поэтому, чтобы облегчить детямпоиск ответа, примените прием рассматривания с использованием вопросов.

«Что художник изобразил на своей картине?»

(Много деревьев с густойзеленой листвой.)

«Изображен ли на картине ветер, и как можно догадаться о его присутствии?»

(Художник изобразил ветер.Веткидеревьев гнутся в ту сторону, куда их колышет ветер. Парусники в безветренную погоду не смогли бы плыть по реке. Облака плывут по небу, подгоняемые ветром.)

Получив ответы, скажите: «Да, на картине естьи шелестящие листвой деревья, и парусники, гонимые ветром по реке, и облака, плывущие по небуот дуновения ветра. Но художникдал своей картине такое красивое название —„Зеленый шум“. Название, как вы заметили, необычное. Разве у шумов бывает цвет? Художник этимназванием хотел сказать, что на него произвел впечатление именно шум листвы. А раз листва зеленая, то он решил, что пусть и шум будет зеленым. Разве можно такое красивое и оригинальное название забыть? А теперь давайте и мы представим себя на этом берегу и „вслушаемся“, а вдруг услышим и мы».

«Пауза тишины» сосредоточивает внимание детей на восприятии картины,она нравится детям своей игровой направленностью и развивает у них воссоздающее воображение.Завершая этот игровой прием, можно сказать: «Мы с вами смогли представить себя на этом берегу и услышать шелест густой зеленой листвы — она как бы перешептываетсяс ветром. И этот зеленый шум такой сильный, что даже не слышно, как плещется вода в реке».

Цикл о летних пейзажах можно завершить картинойАполлинария Михайловича Васнецова «Цветущий луг». Сначала следует сказать детям, чтосреди художников нередко встречаютсябратья, и позже они познакомятсяс творчеством других братьев-художников. Можно построить знакомство с картиной «Цветущий луг», используя метод рассказа: «Вам, дети,уже знакомы картины Виктора Михайловича Васнецова, который рисовал сказочных богатырей. А вот его младший брат Аполлинарий работал в жанре пейзажа. Путешествуя по Кавказу, он был восхищен егобогатой природой. И сегодня перед нами одна изего картин. Давайте придумаем ей название».

Детские варианты названия картины зачастую бывают очень близки с авторским названием или даже совпадают с ним. Выслушав ответы детей, продолжите: «Вы почти все в своих названиях использовали слова “луг” или “полянка”.Вот и художник назвал свою картину “Цветущий луг”. Этотнебольшой луг, окруженный густыми деревьями, так поразил художника своей красотой имедовым ароматом растущих на нем цветов, что он запечатлел его в своейкартине. И спустя много лет не только мы свами, но и многие другие люди могут любоваться и наслаждатьсяскромной красотой луговых цветов. Художник нарисовал их на переднем плане картины, тщательно прорисовывая каждый.Но не только этим он выделил их в композиции своей картины, а еще и тем, что деревья, растущие вокруг луга, он не стал изображать во всю высоту: на картине верхушки деревьев не видны. Возможно, художник это сделал для того, чтобы мелкие луговые цветы не потерялись среди высоких деревьев, которыев картине служат только фоном, а стали еще более заметными».

При знакомстве с осенними пейзажамиприем «экскурсовод» более удачно подойдет для сравнения картин И. Левитана «Осенний день. Сокольники»иИ. Остроухова «Золотая осень». На обеих картинах изображены аллеи, ведущие вглубь картины, одинокие фигуры женщин. На картине художника Остроухова изображено начало осени: еще достаточно солнца, листьев больше на деревьях, нежели под ногами. В картине много зелени, ярких красок дня, холодная, но чистая голубизна осеннего неба. Еще длинен путь женщины, идущей по аллее: ее фигурку мы рассматриваем с трудом. На картине Левитана хмурый осенний день, небо заволакивает тучами.Женщина,идущаяпод зонтом, изображена на переднем плане картины. Под ее ногами ветер шаловливо разбросал по краям дорожки золотые и багряные листья, как бы разметая перед ней дорожку аллеи.

Рассматривая репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» и одноименной картины В. Поленова, обратите внимание детей на то, что и у разных художников есть картины с абсолютно одинаковым названием,а не только у одного автора — как два натюрморта И. Грабаря «Утренний чай».

Рассматривая репродукциикартин Левитана и Поленова, вы можете системой вопросов подвести детей к высказываниям о сюжете картин,об их цветовой гамме,различиях в цвете воды в реках, говорящих нам о том, что вода в одной реке уже оченьхолодная для купания, а в другой вода теплее, и можно купаться. («Так художники с помощью красок смогли нам это рассказать».)

«Как вы думаете, дети, почему обе картины получили такое название?»

(На обеих художники изобразили осенний пейзаж.)

«На какой картине преобладают золотисто-желтые тона, а на какой мы видим и зелень листвы?»

(На картине Левитанаосень все позолотила, на картине Поленова лужайка, кусты и дерево еще совсем зеленые, хотя и здесь много желтых листьев.)

«Кроме изображенных на обеих картинах деревьев, что еще общего в этих картинах?»

(На обеихкартинахизображены реки.У Поленова — большаярека Обь, уходящаявдаль картины, Левитанизобразилречку поменьше.)

«Посмотрите внимательно на цвет воды и скажите, какая из них вам кажется холоднее, а в какой еще можно искупаться?»

(На картине Левитана вода кажется холоднее. Художник сумел передать нам это ощущение с помощью красок. Вода в реке темно-синяя и оттого кажется холодной. У Поленова рекаеще прозрачная, и кажется, что вода в ней теплее.)

«На какой картине мы видимначало осени, а на какой осень уже вступила в свои права?Какие чувства вызывают у насобе картины?»

(На картине Поленова изображенаранняя осень: мягкаязелень лугов, уже начинающая желтеть,еще изумрудная листва на фоне золотадеревьев, нежные краски неба, которое отражается в прозрачной и еще не холодной воде.У Левитана осень в самом разгаре, но краски в его картине вызывают у нас не грусть об уходящем лете, а радостное настроение от красоты осени.)

«Что, кроме деревьев и реки, изобразили художники на своих картинах?»

(На картине Левитана вдали за рекой мы видим несколько сельских домишек.На картине Поленована холмахбелеетцерковьс высокой колокольней.)

Демонстрируя слайд с репродукцией картиныИ. Бродского «Золотая осень», обратите внимание детей на то, что онаимеет такое же название, как и две предыдущие. После детального рассматривания двух предыдущих картин с активнымкоммуникативным участием детейдостаточносопроводить показ этого слайда кратким описанием картины: «Посмотрите, дети: на этой картине изображены еще не опавшие листья. Но на золото кустов и ветвей уже выпал снег — ранний, неожиданный и так очаровавший художника, что он с восхищением передал то осеннее утро, когда холода поспешили вступить в свои права».

Детям, несомненно, понравятся еще две картины — «Опавшие листья» И. Бродского и «Терраса осенью» С. Жуковского.Предложите сравнитьих. Детилегко смогут справиться с этой задачей и рассказать: «На картине Жуковского изображена осенняя дача, которую еще не покинули люди. Об этом художник нам подсказалеще не увядшим букетом, поставленным чьими-то заботливыми руками. В картине много солнца, хотя небо и кажется холодным».Рассматривая репродукцию картины Бродского, дети без труда определят: «Дачники уже давно уехали, и назаброшеннойверанде дома хозяйничает только ветер, разбрасывая листья».Важно не упускать возможность формирования у детей навыков литературной речи и использовать метод образца речи педагога. Поэтомуследуетпродолжить рассказы детей,одновременно преподнося им образец красивой речи и обогащая их словарь образными выражениями: «Одиноко двум старым стульям, забытым здесь за ненадобностью. Здесь даженет дверей, и ветер беспрепятственноподнимает все новые ворохи засыхающих листьев по ступенькам этой старенькой заброшенной веранды».

Спросите у детей: «Какая картина вызывает у вас большую грусть? Как вы думаете, что чувствовали оба художника, когда рисовали свои картины? Как выдумаете, что они хотели выразить в своих полотнах?» Даже если ответы детей не будут соответствовать ожиданиям педагога с точки зрения образностиречи или построения речевых конструкций, важно то, что вопросы этого типабудут использоваться вами внепосредственно образовательной деятельности и впоследствии принесут своиплоды.Дети будут не просто рассматривать репродукции картин, но и станут задумываться над тем, что хотел сказать своей картиной художник, чтосумел донести до нас.А это очень важно при восприятии каждой картины для понимания духовного мира художника исвоего духовного обогащения.

Знакомить детей с зимними пейзажамиможно, такжеиспользуя метод литературного образца речи педагога: «Взглянув на картину В. Токарева “Зимушка”, мы понимаем,что такую зиму лучше и не назовешь — только ласково. Мягкий, пушистый, долгожданный для ребятни снег окутал все деревья, покрыл сугробами землю. Все сталовокруг бело, светло, радостно и пушисто. В картине преобладает белый цвет. Кроме опушки с деревьями, ничего не изображено, а пейзаж приковывает наш взгляд — оторваться не можем. Так и хочется любоватьсяинаслаждаться этой красотой!

На картинах И. Грабаря “Иней”, “Иней. Восход солнца”, “Зимнее утро” и “Зимний вечер” преобладает „морозная“ лазурь, и оттого эти картины кажутся голубыми, в отличие от белоснежной “Зимушки”Токарева. В своих картинах Грабарь передал морозный воздух, искрящиеся лучи солнца, пробивающиеся сквозь заснеженные или покрытые инеем ветви деревьев. Любовью к русской зиме и природе так и дышит каждое полотно этогохудожника, творившего много лет назад, но любимого русским народом и сегодня».

Важно сказать детям, что любимой картиной великого русского писателя А.П. Чехова (дети хорошо знают некоторые его произведения) была «Деревня зимой» И. Левитана.Необходимо предоставить детямвозможность всмотреться в эту картину и почувствовать колорит русской деревни позапрошлого века — такой заброшенной и одинокой на засыпанных снегом просторах России, но такой милой взору и сердцу каждого русского человека, любящего свою Родину.

Используя прием активизации мыслительной деятельностидетей,спросите их: «О чем хотел нам рассказать своей картиной “На диком севере” великий русский художник Иван Шишкин?»Поскольку этот прием уже использовалсяранее,не следуетоблегчать детямзадачу и давать заготовки разных вариантов ответов. Выслушайте всех детей,желающих ответить на этот вопрос. Можнообсудить разныемнения,одновременно упражняя детей вкоммуникативных навыках диалога.И только после этого предложите свои варианты ответа: «Может быть, художник хотел сказать нам о великих и необъятных просторах России. А может быть, сосна, одиноко стоящая на севернойскале, но не согнувшая свой ствол под дикими ветрами, воплощает мощь русского народа, никогда не склонявшего голову пред набегами иноземных врагов. Возможно, художника поразила жизнестойкость этого русского деревца, гордо растущего на самой вершине скалистой горы».

Здесьуместно применить игровой прием и спросить у детей: «Как вы думаете, что снится под снегом этой гордой и выносливой сосенке?» Выслушав разные ответы, предложите детям следующую репродукцию картины этого же художника — «Зима в лесу. Иней».Знакомство детей с этой картинойможно провести,используя прием познавательно-художественного рассказа: «Когда деревьев много, то им легче выстоять на ветру: снег как бы распределяется между ними, а не наваливается всей своей тяжестью на одну одинокую сосну. Может быть, сосне снится, что рядом с ней выросли еще деревья, и теперь ей не будет так одиноко и труднокачаться на семи ветрах». Можнопровестинравственную параллель между образами деревьев — одиноких и стоящих рядом (в лесу) — и людьми: вместе люди непобедимы; и детям в группе всегда надо присматриваться к тем, кому бывает одиноко и грустно, вспоминать одинокую сосенку на диком севере и приходить на помощь товарищу. Используйте возможность провести параллель с нравственнымикачествами людей.

Картина И. Грабаря «Мартовский снег» поможет детям научиться воспринимать искусство передачи теней и света.Следует обратитьвниманиедетейнато,как с помощью изобразительных приемов художник сумел искусно передать рыхлый, тающий снежок и тень от дерева, которая падает на снег и делает его в этом месте более темным.И хотя авторне изобразил на своем полотне солнце, определить его положение на картине можно по направлению тени, падающей слева от невидимого нам дерева. Обращая внимание детей на нюансы, педагогучит дошкольников наблюдательности, более тонкому восприятию картин природы,ведь пейзажная живопись довольно сложна длявосприятия и осмысления детьми замыслов художников и приемов изображения природных явлений. Рассматривая эту картину, также следует обратить внимание детей на фигуру крестьянки, несущей воду на коромысле: может быть, она решила истопить баню,расположенную в глубине картины. Уместно поговорить с детьми о нелегком быте крестьян той эпохи.

Сюжет картиныхудожника К. Юон «Конец зимы.Полдень» очень близок и понятен детям. Они с удовольствием рассматривают ее, бурно перечисляют увиденное, реже — делятся своими впечатлениями, но равнодушными их она не оставляет. Можно повторить прием познавательно-художественного рассказа: «На картине очень много белого цвета, но он разный — художник достиг этого при помощи искусства владения оттенками, светотенью. На сугробе видны проваливающиеся следы, значит мороз не сильный, снег подтаивает,он рыхлый. Копошатся в снегу куры и петух: почувствовав ослабление мороза, они вышли из надоевшего за зиму курятника на солнышко. Скоровесна: дети решили напоследок прокатиться на лыжах в том лесу, который виднеется вдали, на заднем плане картины. Старшие ребятишки уже стоят на лыжах. Но вот возьмут ли они с собой младшего, несущего свои лыжи? Ему тоже хочется в лес, прокатиться по лыжне, ведь уже конец зимы».

Речной пейзаж.Покажите детям репродукциикартин И. Левитана «Вечер. Золотой плес» и «Вечер на Волге» и расскажите, что значительную часть этих полотензанимает изображение реки. Волга — могучая, широкая, любимая народом река, воспетая в песнях и изображенная на многих картинах. Пристань, златоглавая церквушка у берега, прибрежная растительность, — рассматривая картину, все это мы можем видеть сегодня так, как много лет назад увидел художник Левитан.

Воспел великую русскую рекуиАрхип Куинджи («Волга»). Но он увидел ее другой: песчаные плесы, утес, широкая голубая лента реки... Художник Куинджи посвятил свои полотна еще одной великой реке — Днепру («Днепр утром» и «Лунная ночь на Днепре»). На первой картине над утренним Днепром стоит белесый туман.На второй картине — лунное сияние вдали на реке.От этого почти волшебного сияния ночнойДнепркажется искрящимся и выглядит еще привлекательнее, чем днем.

У художника Левитана есть полотна, на которых он изображал маленькие русские речушки. Речка Истра на одноименной картине отражает плывущие над ней облака, прибрежную траву.

Дайте детям возможностьполюбоваться всеми речными пейзажами Левитана — «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «После дождя. Плес», «Свежий ветер» — ипочувствовать красоту русской земли.

Морской пейзаж. Начните знакомствос произведенияИ. Айвазовского «Пушкин на берегу Черного моря». «Художник очень любил творчество Александра Сергеевича (дети тоже знают стихи Пушкина),всю жизнь преклонялся перед талантом великого русского поэта, посвятив ему позже целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта. Картина „Пушкин на берегу Черного моря“ была создана в год 50-летия со дня гибели А. С. Пушкина.На картинеПушкин изображен на скалистом берегуслегка штормящего моря, волны которого почтидостают до фигуры поэта. Пушкин задумчиво смотрит вдаль моря. За спиной у него высокие горы,граничащиес небом, залитым желтым лунным светом. Этой картинойвеликий художник отдал дань памяти и своей любвивеликому гению русской поэзии».

Также доступны детскому восприятию картины А. Куинджи «Крым» и «Море. Крым». Дети могут сами сравнить картины и почувствовать, что их разный цветовой колорит вызывает разные чувства. Дополните рассказы детей: «Картина “Море. Крым” всязалита нежно-голубым и насыщенно-голубым цветом. Только кусочек песчаного берегаконтрастирует с голубизной моря и неба. Погода ясная, солнечная. Эта картинавызывает у нас чудесное настроение.На картине Куинджи “Крым” ночное море и растущие на берегу сосенки.Краски на картине темные, тона приглушенные. Но наше настроение от этого ночного пейзажа Крыма не становится грустным. И в этом — загадочная прелесть этой картины».

Горный пейзаж.Познакомьте детей с картинами Н. Рериха из серии «Гималаи» иМ. Сарьяна «Арарат из Бюракана. Вечер», «Гора Арагац», «Горы Армении». Помогите им увидеть, чем отличаются горы, обратите внимание и на различие стилей изображения.Отметьте уРериха голубые краски Эвереста, многоцветье Гималаев: белые клубы облаков и снег на вершинах, сине-сиреневые оттенки горных массивов, солнечная позолота верхушек гор, удивительное небо — то нежно-голубое, то розовое.На картинах Сарьяна кромегор изображены и горные долины теплой Армении, на которых идут сельскохозяйственные работы, цветут сады, пасется скот. И на фонеэтого любимая гора художника Арарат кажется еще величественней.

Знакомство с сельским пейзажемможно начать с картины И. Левитана «Летний вечер. Околица». Объясните детям, что околица — это окраинное место деревни. Используйте игровой прием: предложите детям«войти в картину» и посмотреть, как в старинужили люди не в центральных местах России — городах, а на околицах нашей Родины, в далекихдеревнях.

Вот и картина Ф. Васильева «Деревня» как нельзя лучше отражает быт и деревенский уклад жизни, нищету русской деревни. Покосившаяся крыша избы с редкой соломой: то ли ветер растрепал, то ли в голодную зиму скормили эту солому буренке.Немощеная дорога, на которой по дождю в грязи увязает телега.Маленькая речушка с мостиком из простых бревнышек. Крестьянка, полощущая белье в реке. Рядом с домом пасутся несколькокур, корова и овечки. Жалкий, наводящий тоску вид деревенской жизни... И только красотадеревьев, высокого неба дарит нампозитивные чувства при взгляде на эту картину.

В картинеА. Куинджи «Вечер на Украине» художник показал тихую ночь, спящую деревню — беленыеукраинские хаты под лунным светом.На другой картине этого же художника — «Степь» — мы видим солнечный летний день и возвращающуюся с поля крестьянку. Тишина, слышенлишь шелестветра в спелых колосьях. Никого вокруг, и только высоко в небе, над ржаным полем, вьется жаворонок, скрашивая одинокий путь крестьянки своей песней.

Используя прием сравнительного рассматривания, можете предложить детям познакомиться с картинами «Рожь» А. Саврасова и «Золотая рожь» И. Шишкина. На картине «Рожь» темными облаками клубится мрачное небо — к дождю. Перезревшая рожь еще не убрана. Мрачные мысли о судьбе хозяина этого поля навевает это полотно.Акартина «Золотая рожь» вызывает у насболее оптимистичноенастроение. То ли краскиржиярче, то ли небо светлее, то ли сосны-великаны, как могучие стражи этого поля,внушают надежду на то, что все будет хорошо, и скоро придет крестьянин и сможет убрать свое поле.

На репродукции картины И. Левитана «Вечер на пашне» дети смогут увидеть тяжелый труд крестьянина, обрабатывающего свое поле.

Интересны для рассматриваниякартины В. Васильева «Перед дождем» и «После дождя»: в них присутствует изображение не только природы (пейзаж), но и людей. Детям легче воспринимать картины, глядяна которые они смогут назвать изображенных там людей и их действия. «Вот крестьянки в бедных одеждах гонят гусей в укрытие от стремительнонадвигающейся непогоды. Их путь пролегает по старенькому деревянномумостику через небольшую речушку,на берегу которой собралась стайка птиц — то ли водицы хотят испить, то ли искупаться. На второй картинеВасильева мы видим раскисшую грязь деревенской дороги, по которойс трудом едеткрестьянская телега, запряженная парой разномастных лошадей и доверху груженная соломой. На соломе восседают крестьянин и его сынишка — незаменимый помощник в хозяйстве. Кто знает, скоро ли они смогут добратьсяс поля домой по такой грязи? Может быть, им еще придется подталкивать ее, чтобы вытащитьувязшие в грязи колеса. Да, нелегок труд крестьянина!»

Картины В. Серова «Зимой» и «Полоскание белья» показывают сельский быт зимой. Завернувшись в тулупчик,крестьянин возвращается в санях к своей избе.А на другой картине — женщина замерзшими руками полощет белье в студеной воде реки.

Картина В. Серова «Осень. Домотканово» рассказывает о нелегком детстве крестьянских детей. Босоногий пастушок, помогая своей семье, взялся пасти небольшой табундеревенских лошадей, зарабатывая себе на еду. Мы видим его за трапезой. (На картине хорошо видно, что пастушокзанят едой: дети соотнесут слово «трапеза»с действием, изображенным на картине,ипополнят свой словарь новым словом.)

Картина А. Пластова«Жатва» рассказывает о труде земледельца. В копну воткнуты три серпа, значит, отец не один работает в поле, ему помогают его малолетние сыновья, которым пришлось рано повзрослеть. Дочка принесла отцу и братьям обед в поле, за ней увязалась собачка. Сейчас работники поедят, и опять трудиться им до самой темноты.А картина«Летом» расскажет детям о том, как деревенская девчушка собирает грибы и сразу нанизывает их на нитку. Дома развесит их сушить на зиму. Семье будет легче прокормиться с такими заготовками.

Знакомство сгородским пейзажемможно провести напримере картин уже известных детям художников:А. Куинджи «Вид на Кремль со стороны Замоскворечья» и«Вид Исаакиевского собораприлунномосвещении»; Ф. Васильев«Освещение Санкт-Петербурга»;Н. Рерих «Ростов Великий»; М. Сарьян «Апрельский пейзаж»; К. Юон «Купола и ласточки» и «Утро индустриальной Москвы»; В. Дементьев «Облачный день. Московский дворик» и«Малая Ордынка»; Н. Пименов «Новая Москва» (по выбору воспитателя). На картинах изображеновсе то, что свойственно городскому пейзажу. Каждое полотно ярко представляет замысел художника.

Куинджи изобразил виды двух столичных городов России. Московский Кремль показан со стороны Замоскворечья. Храм, величественные башни Кремля и Кремлевская стена — на этой картине только постройки: вероятно, по замыслу художника, ничто не должно отвлекать взорот главных сооружений столицы.На другойкартине Куинджи изобразилбогатых людей, тепло инарядноодетых,подъезжающих насвоих санях кИсаакиевскому собору. Рядом — памятник Петру I. Городв ночи освещен фонарями и лунным сиянием. Куполсоборавознесся очень высоко — также, как слава о великом граде Петра. ВеличиеСеверной столицысоздало настрой художника для написания этого полотна.

НакартинеФ. Васильева«Освещение Санкт-Петербурга» мы видим другую жизнь этого же города. Здесь много простого и бедно одетого люда. После долгогорабочего дня имприходитсяпоздно возвращатьсяс работы домой — пешком проделывать длинный путь, потому что денег на извозчика у них нет. Слякоть и темное мрачное небо только усиливают общее настроение картины.

Н. Рерих с особой, только ему присущей манерой живописи изобразил в памятьпотомкам Ростов Великий — белокаменный, с позолотой церковных куполов. В своей картине художник отразил могущество российских городов, передав настроение от картины и нам, современным россиянам,живущим много-много лет спустя.

В «Апрельском пейзаже» М. Сарьяна видны весенняя городская улица, идущие люди, традиционные армянские постройки. На заднем плане картины, но так, чтобы это притягивало наш взгляд, художник изобразил свою любимую гору Арарат.Напомните детям натюрморты и горные пейзажи этого армянскогохудожника, родившегосяи много работавшего в России. Это хорошая возможность поговорить с детьми о принятии культурных ценностей и искусства других народов, что предполагает духовное развитиечеловека.

Картины К. Юон «Купола и ласточки» и «Утро индустриальной Москвы» разные. На первой показана Русь православная. На переднем плане картины мы видим купола, вознесшиеся в небо намного выше домов — только ласточки могут так высоко взлетать. Может быть, создавая свою картину, художник видел возвышение духовной жизни людей над всем мирским.В другой своей работе Юон воспел заводы, фабрики, рабочих, спешащих к своим станкам. Но вдали,в глубине картины, мы сможем разглядеть высокий купол церкви: художник был верующим человеком, и это находило отражение в его картинах.

Картины В. Дементьева изображают московские улицы и дворы — такие, как они есть, без парадности и глянца, но такие милые сердцу каждого москвича.

Картина Н. Пименова «Новая Москва» показывает оживление и новизну на улицах столицы. Высотныедома, транспорт, женщиназа рулем автомобиля и даже недавно прошедший дождь, умывшийздания и деревья, — все это признаки обновленной Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Знакомство с артикуляционной гимнастикой»

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами поговори о развитие артикуляционного аппарата.  Все мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе ор...

Консультация для педагогов «Знакомство детей с профессиями взрослых»

Консультация для педагогов «Знакомство детей с профессиями взрослых» https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-znakomstvo-detey-s-professiyami-vzroslih-1167833.html...

Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах знакомства и использования фразеологизмов в процессе коррекционно-образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Знакомство детей с репродукциями художников"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Василий Александрович Сухомлинский...

Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему р...

Консультация для педагогов «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»

Устное народное творчество - важнейший источник и средство развития всех сторон речи детей, уникальное средство воспитания. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи....