Консультация «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет во второй младшей группе»
консультация (младшая группа)

Консультация «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет во второй младшей группе»

Сиротенко Марина Васильевна
Консультация «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет во второй младшей группе»

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра – становится наиболее актуальным и значимым в вопросе о развитии ребёнка на период 3-4 лет, который совпадает со второй младшей группой. Важно помнить, что главная особенность игры – её условность.  Продолжительность игры обычно небольшая, младшие дошкольники ограничиваются малым набором ролей и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Введение определённых правил, алгоритмов в игру и их понимание находится на начальном этапе своего формирования.

Любое взаимодействие детей проявляется в процессе игры. Однако в возрасте 3-4 лет мы уже можем наблюдать некоторую избирательность во взаимоотношениях и контактах. Предмет детских конфликтов преимущественно концентрируется на игровой деятельности, игрушках, носит характер непродолжительности. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Игра приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети с удовольствием принимают на себя разные роли, тем самым усваивая как правила общения, так и развивая своё воображение.

Изобразительная деятельность ребёнка находится в прямом соотношении от его представления о предмете, которое в 3-4 года только начинает формироваться. Речи о графических образах как таковой быть не может: они бедны. Возможна дифференциация в детализации: либо полное её отсутствие у одних детей, либо более детализированные рисунки у других. Начинается работа с основными цветами.

Говоря о творческой деятельности, стоит упомянуть лепку как тот вид деятельности, оказывающий наибольшее влияние на развитие мелкой моторики. Под руководством взрослого, воспитателя младшие дошкольники могут вылепить простые предметы. Доступны также в этом возрасте простейшие виды аппликации, которые оказывают благоприятное воздействие на развитие восприятия.

Конструктивная деятельность предполагает возведение небольших, достаточно простых построек, преимущественно по образцу.  На период пребывания во второй младшей группе у детей активно развиваются память и внимание. Согласно норме, дети по просьбе взрослого, воспитателя могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Если развивать память и внимание дальше, то к концу дошкольного возраста дети с лёгкостью могут запоминать отрывки из художественных произведений. Внимание характеризуется повышением устойчивости.

Своё развитие продолжает наглядно-действенное мышление. Важна роль целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Развивается способность устанавливать некоторые связи и отношения между предметами. Любые действия носят практический характер, на первом месте выступает наглядность.

Особую роль следует отвести развитию воображения. Наглядно оно проявляется непосредственно в игре, когда ребёнок с лёгкостью замещает одни объекты другими, не испытывая особых сложностей.

Возраст второй младшей группы – возраст усвоения норм и правил, которые запоминаются детьми и выступают катализатором взаимоотношений. Целенаправленное воздействие может способствовать усвоению немалого количества норм, которые выступает в качестве регулятора и способа оценивания как собственных поступков, так и поступков окружающих.

Поведение ребёнка в целом ситуативно, а сознательность в его управлении находится на стадии формирования. Однако можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает своё формирование и развитие самооценка, но также в данном случае дети ориентируются непосредственно на оценку взрослых: родителей, воспитателя. Продолжает своё развитие половая идентификация, которая может проявлять себя непосредственно в выборе сюжетов для игр, игрушек.

Наблюдается повышенное стремление к самостоятельности, в ходе которого ребёнок во многом может стараться обходиться без помощи взрослого. Ребёнок также стремится открыто заявлять о своих правах и правилах.

Этические представления хоть и находятся на стадии развития, однако именно в этом возрасте ребёнок учится сопереживать и понимать чувства других, проявлять сострадание.

Социализация ребёнка в возрасте 3-4 лет становится важнейшей, первостепенной задачей, поскольку, вырываясь из круга общения внутри семьи, ребёнку важно закрепиться в круге общения среди своих сверстников, важно признание с их стороны.

Любознательность – главная черта ребёнка младшего дошкольного возраста. Ребёнок способен расспрашивать обо всём, что видит, его интересует абсолютно каждый момент не только его, но и чужой жизни. Особую значимость здесь приобретает как словесная деятельность – разговор, так и игровая.

Со стороны физического развития важно упомянуть о том, что в возрасте 3-4 лет улучшается координации, движения выглядят увереннее. Скелет ребёнка всё ещё отличается недостаточной сформированностью, он очень гибок, поэтому противопоказаны силовые упражнения, но важно следить за осанкой и правильной дыхательной практикой. Активно развиваются сенсорные способности.

Наблюдается активный рост словаря: именно в возрасте 3-4 лет ребёнок способен усвоить за месяц до 100 новых слов. Можно говорить о том, что родной язык при нормальных показателях практически усвоен. В три года ребёнку достаточно нескольких сотен слов для общения, в четыре это количество увеличивается до нескольких тысяч. Оформляется также звуковая сторона слов, а фразы становятся более развёрнутыми, законченными. Однако уровень произношения слов всё ещё неравномерный и зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка: среди отчетливого произношения слов нередки и очень часты случаи неправильного, не достаточно отчётливого произношения. Наиболее типичны пропуски и замены звуков, их перестановка, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение. Большинство глаголов используется в настоящем времени, понятие о прошедшем и будущем временах не сформировано в должной мере. Структура предложения однотипна: ребёнок на первое место ставит подлежащее, затем сказуемое, затем дополнение. Легко воспринимаются простые назывные предложения. Данный возраст характеризуется особым интересом к внутренней структуре слова, поэтому нередки случаи детского словотворчества, возникающего спонтанно. Однако ребёнок не в состоянии определить звуковой состав слова, определить последовательность звуков в слове, а также разложить слово на его части (слоги).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaiya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет во второй младшей группе»

Сиротенко Марина Васильевна
Консультация «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет во второй младшей группе»

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра – становится наиболее актуальным и значимым в вопросе о развитии ребёнка на период 3-4 лет, который совпадает со второй младшей группой. Важно помнить, что главная особенность игры – её условность.  Продолжительность игры обычно небольшая, младшие дошкольники ограничиваются малым набором ролей и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Введение определённых правил, алгоритмов в игру и их понимание находится на начальном этапе своего формирования.

Любое взаимодействие детей проявляется в процессе игры. Однако в возрасте 3-4 лет мы уже можем наблюдать некоторую избирательность во взаимоотношениях и контактах. Предмет детских конфликтов преимущественно концентрируется на игровой деятельности, игрушках, носит характер непродолжительности. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Игра приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети с удовольствием принимают на себя разные роли, тем самым усваивая как правила общения, так и развивая своё воображение.

Изобразительная деятельность ребёнка находится в прямом соотношении от его представления о предмете, которое в 3-4 года только начинает формироваться. Речи о графических образах как таковой быть не может: они бедны. Возможна дифференциация в детализации: либо полное её отсутствие у одних детей, либо более детализированные рисунки у других. Начинается работа с основными цветами.

Говоря о творческой деятельности, стоит упомянуть лепку как тот вид деятельности, оказывающий наибольшее влияние на развитие мелкой моторики. Под руководством взрослого, воспитателя младшие дошкольники могут вылепить простые предметы. Доступны также в этом возрасте простейшие виды аппликации, которые оказывают благоприятное воздействие на развитие восприятия.

Конструктивная деятельность предполагает возведение небольших, достаточно простых построек, преимущественно по образцу.  На период пребывания во второй младшей группе у детей активно развиваются память и внимание. Согласно норме, дети по просьбе взрослого, воспитателя могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Если развивать память и внимание дальше, то к концу дошкольного возраста дети с лёгкостью могут запоминать отрывки из художественных произведений. Внимание характеризуется повышением устойчивости.

Своё развитие продолжает наглядно-действенное мышление. Важна роль целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Развивается способность устанавливать некоторые связи и отношения между предметами. Любые действия носят практический характер, на первом месте выступает наглядность.

Особую роль следует отвести развитию воображения. Наглядно оно проявляется непосредственно в игре, когда ребёнок с лёгкостью замещает одни объекты другими, не испытывая особых сложностей.

Возраст второй младшей группы – возраст усвоения норм и правил, которые запоминаются детьми и выступают катализатором взаимоотношений. Целенаправленное воздействие может способствовать усвоению немалого количества норм, которые выступает в качестве регулятора и способа оценивания как собственных поступков, так и поступков окружающих.

Поведение ребёнка в целом ситуативно, а сознательность в его управлении находится на стадии формирования. Однако можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает своё формирование и развитие самооценка, но также в данном случае дети ориентируются непосредственно на оценку взрослых: родителей, воспитателя. Продолжает своё развитие половая идентификация, которая может проявлять себя непосредственно в выборе сюжетов для игр, игрушек.

Наблюдается повышенное стремление к самостоятельности, в ходе которого ребёнок во многом может стараться обходиться без помощи взрослого. Ребёнок также стремится открыто заявлять о своих правах и правилах.

Этические представления хоть и находятся на стадии развития, однако именно в этом возрасте ребёнок учится сопереживать и понимать чувства других, проявлять сострадание.

Социализация ребёнка в возрасте 3-4 лет становится важнейшей, первостепенной задачей, поскольку, вырываясь из круга общения внутри семьи, ребёнку важно закрепиться в круге общения среди своих сверстников, важно признание с их стороны.

Любознательность – главная черта ребёнка младшего дошкольного возраста. Ребёнок способен расспрашивать обо всём, что видит, его интересует абсолютно каждый момент не только его, но и чужой жизни. Особую значимость здесь приобретает как словесная деятельность – разговор, так и игровая.

Со стороны физического развития важно упомянуть о том, что в возрасте 3-4 лет улучшается координации, движения выглядят увереннее. Скелет ребёнка всё ещё отличается недостаточной сформированностью, он очень гибок, поэтому противопоказаны силовые упражнения, но важно следить за осанкой и правильной дыхательной практикой. Активно развиваются сенсорные способности.

Наблюдается активный рост словаря: именно в возрасте 3-4 лет ребёнок способен усвоить за месяц до 100 новых слов. Можно говорить о том, что родной язык при нормальных показателях практически усвоен. В три года ребёнку достаточно нескольких сотен слов для общения, в четыре это количество увеличивается до нескольких тысяч. Оформляется также звуковая сторона слов, а фразы становятся более развёрнутыми, законченными. Однако уровень произношения слов всё ещё неравномерный и зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка: среди отчетливого произношения слов нередки и очень часты случаи неправильного, не достаточно отчётливого произношения. Наиболее типичны пропуски и замены звуков, их перестановка, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение. Большинство глаголов используется в настоящем времени, понятие о прошедшем и будущем временах не сформировано в должной мере. Структура предложения однотипна: ребёнок на первое место ставит подлежащее, затем сказуемое, затем дополнение. Легко воспринимаются простые назывные предложения. Данный возраст характеризуется особым интересом к внутренней структуре слова, поэтому нередки случаи детского словотворчества, возникающего спонтанно. Однако ребёнок не в состоянии определить звуковой состав слова, определить последовательность звуков в слове, а также разложить слово на его части (слоги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Возрастные особенности развития детей 3-4 года".

Родительское собрание №1,октябрь  Возрастные особенности развития детей 3-4 года.               Провела: Довыд...

Консультация "Возрастные особенности развития детей 5-6 лет"

Данная консультация раскрывает особенности развитя дошкольника 5-6 лет...

Консультация "Возрастные особенности развития детей 4-5 лет"

Данная консультация раскрывает особенности развития дошкольников 4-5 лет, а также обозначает программные задачи по образовательным областям (программа "Детство")...

Консультация «Возрастные особенности развития детей

Консультация для родителей:«Возрастные особенности развития детей...