Мир сказок
проект (средняя группа)

Григорьева Алина Федоровна

Приобщение детей к театральной культуре. Развитие устойчивого интереса к сказкам как к произведениям искусства. Обобщение знаний о прочитанных художественных произведениях и создание предпосылок для творческого развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»

Чебоксарского района Чувашской Республики

Краткосрочный проект

 «МИР СКАЗОК»

Воспитатель первой квалификационной категории: Григорьева А.Ф.

Кугеси 2022г

Вид проекта: Информационно-творческий.

Срок реализации: краткосрочный, 2,5 недели, месяц- март, 2022г.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети.

Актуальность проекта: 

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованные игры актуальны в том, что они могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Роль, диалог с другим персонажем, ставит перед необходимостью ясно и понятно изъяснятся, чётко формулировать свои мысли. Улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует артистические навыки детей, развивает эмоциональную сферу, заставляет его сочувствовать персонажам. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.).

Цель проекта: Приобщение детей к театральной культуре. Развитие устойчивого интереса к сказкам как к произведениям искусства. Обобщение знаний о прочитанных художественных произведениях и создание предпосылок для творческого развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

  • Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации, мимики, жеста и т.д.).
  • Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
  • Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  • Продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей, семейных традиций. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Предполагаемый (ожидаемый) результат:

  • Знакомство со сказочными сюжетами разовьет у дошкольников нравственные нормы, шаг за шагом сформирует интерес и любовь к литературе, театру.
  • Дети должны проявлять любовь к сказкам и знать, называть прочитанные сказочные произведения, тексты, охарактеризовать персонажей. Уметь использовать различные средства выразительности.
  • У детей воспитывается эмоционально – положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

С детьми:

  • создание в группе условий для театрализованной деятельности,
  • показ детям различных видов театра,
  • рассматривание иллюстраций к сказкам,
  • чтение и обсуждение содержания сказок,
  • подвижные игры,
  • игры-превращения,
  • артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мимики, детской пластики элементов искусства пантомимы,
  • просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях,
  • драматизации русских народных сказок.

С родителями:

  • опрос родителей «Любите ли вы театр?»
  • консультация «Театральная деятельность в детском саду»
  • индивидуальные беседы
  • помощь в пополнении изготовлении костюмов и декораций
  • папка-передвижка «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг»

Предварительная работа:

  • опрос родителей;
  • обсуждение целей и задач проекта;
  • создание условий, необходимых для реализации проекта (предметно-развивающая среда, уголок театрализованных игр с видами театра: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, теневой, на палочках. Реквизит: маски, костюмы в уголок ряженья, подставка для кукол бибабо, набор кукол);
  • в литературном уголке есть детская художественная литература с любимыми сказками;
  • создан уголок для самостоятельной художественной деятельности детей, есть музыкальные инструменты и атрибуты, картотека игр.

1 этап подготовительный:

  • определение целей и задач
  • разработка проекта: подбор игр, загадок, сказок, сюжетных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, наглядного материала, информации, литературы.

2 этап –основной:

  • реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

3 этап –итоговый:

  • Сбор и обработка методических, практических материалов, сравнение поставленных результатов с полученными; обобщение материалов.
  • Показ сказки «Колобок».

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта

Содержание работы

Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Опрос родителей «Любите ли вы театр?»

Беседа с детьми «Что такое театр?». Рассказать о театре, с  правилами поведения. Показать, какие бывают: бибабо, магнитный, на палочке, пальчиковый, теневой….

Рассматривание иллюстраций к произведениям (Виктор Михайлович Васнецов, Евгений Михайлович Рачев)

Работа с раскрасками «Сказочные персонажи» (по русским народным сказкам). Актуализировать и дополнять представления о сказочных персонажах. Учить закрашивать контурный рисунок.

Подвижные игры с сюжетом (ежедневно чередуя): «У медведя во бору»«Лохматый пес»«Зайчик беленький сидит.

Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…» Знакомить с народным фольклором.

Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка». Учить при помощи мимики передавать эмоциональное состояние, характер персонажа

Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки….», «Покажи, как ходит мишка, лисичка….»

Инсценировка сказок совместно с воспитателем. «Курочка Ряба». (Бибабо)

Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?»«Кто как голос подает?»

Д/игра «Собери сказку» (пазлы).

Чтение стихотворений, потешек. Отгадывание загадок.

Игра-загадка «Угадай и скажи, о ком я говорю»- развивать образное мышление, узнавать персонажа по характерным признакам.

Просмотр сказки в театрах родителям с детьми. Учить вести себя в общественном месте. Сопереживать героям.

Театр на палочке «Теремок». Расширять словарный запас, творческие и артистические способности

Папка-передвижка «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг». Консультация «Театральная деятельность в детском саду»

Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Игры с кубиками «Собери с».

Инсценировка детьми сказки «Колобок». Стимулировать творческие способности детей, развивать диалогическую речь.

Лепка детьми колобка. Мисок для «Трех медведей».

Игры-импровизации с пальчиковыми персонажами.

Пальчиковые игры

Просмотр театра «Репка». Развивать эмоционально-чувственный опыт. Различать и называть персонажей.

Викторина по сказкам.

Артикуляционная гимнастика. Выработка полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов (язык, губы, щеки).

Постановка детьми русской народной сказки «Колобок». Развивать речь, чувственный опыт.

Итоги проекта:

  • у родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности
  • в самостоятельной деятельности дети пробуют импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра
  • у детей появляется уверенность в себе.

Литература.

  • А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
  • Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст 2 выпуск)».
  • Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей».
  • Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук, у детей раннего возраста».
  • В. В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2 -4 лет»
  • Хрестоматия для маленьких. Составитель Л. Н. Елисеева.

Консультация для родителей

«Театральная деятельность в детском саду»

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству».

(В. А. Сухомлинский).

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Театрализованные игры актуальны в том, что они могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя.

Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, а умелые поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимой ясно и понятно изъяснятся, чётко формулировать свои мысли. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, прививает устойчивый интерес к литературе, совершенствует артистические навыки детей. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу, заставляют его сочувствовать персонажам.

А также, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.).

Как правило, скромный, стеснительный и неуверенный в себе ребенок, сыграв небольшую роль в сказке, становиться более открытым, более уверенным в себе, особенно если ребенка похвалили. Он овладевает навыками общения и коллективного творчества, совершенствованием артистических навыков, развитием чувства соучастия и сопереживания.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют следующие признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.

Принципы работы с детьми:

• Доступности;

• Гуманность;

• Системность знаний;

• Учет индивидуальных способностей каждого ребенка

Содержание театрализованной деятельности включает:

• Чтение и совместный анализ сказок.

• Театральные этюды;

• Игры – превращения;

• Просмотр и показ кукольных спектаклей;

• Игры-драматизации;

• Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук;

• Упражнения на развитие дикции (артикуляционная гимнастика);

• Разучивание чистоговорок;

• Игры на развитие дыхания, слухового внимания, восприятия;

•Упражнения на формирование выразительности мимики, жестов, интонации;

• Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок.

С малышами мы уделяем большое внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы. Предлагаем детям игрушки, атрибуты, маски для разыгрывания «Репки», «Курочки - рябы», добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Дети проявляют большой интерес и желание двигаться в различных образах – зверушек, персонажей: бабы, деды, петрушки. Мы стараемся подобрать такое художественное произведение, которое бы заинтересовало детей, вызвало чувства и переживания, имело занимательно – развивающийся сюжет. У детей есть возможность самостоятельно импровизировать на разные темы, таким образом, дети учатся более точно выражать свое отношение к происходящему.

В группе активно используем игры – драматизации. Они основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы или персонажи, одетые на пальцы. Участвуя в которых, дети входят и перевоплощаются в образ, используют свои средства выразительности – интонацию, мимику и пантомимику.

С детьми использовали такой приём, как импровизация (разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки).

К театрализации мы обязательно привлекаем родителей, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместно с родителями изготавливаем атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, музыкальные инструменты.

Театрализованные игры всегда радуют, увлекают детей, пользуются у них неизменной любовью. Они воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие. В игре формируется личность ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые творческие проявления.

ИГРЫ-ПРЕВРАЩЕНИЯ

В. – Ребята, у меня волшебный мешочек есть! Что там, угадайте! Да, здесь колокольчик. Это не простой колокольчик – волшебный. Он умеет превращать ребяток в зверят.

В. – Колокольчик, позвени, нас в мышат ты преврати!

Мышка серая бежит по лесной дорожке

И от страха вся дрожит: Испугалась кошки.

Мышки маленькие, пугливые, кошки бояться, тоненько пищат.

В. – Колокольчик, позвени, нас в зайчаток преврати!

На лесной лужайке танцевали зайки,

Прыгали, скакали, Лапками стучали.

Кто-то заек испугал, и они спрятались за кустик и задрожали…, наверное, почуяли волка.

В. – Колокольчик, позвени, ты нас в волка преврати!

Серый волк – зубами щёлк, по лесу рыщет, добычу ищет!

А волк какой? Большой, сердитый, у него длинные лапы, он никого не боится, ищет добычу. Покажите сердитого волка

В. – Колокольчик, позвени, нас в лисичек преврати!

У лисицы острый нос, У неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы Несказанной красоты!

Лисички какие? Хитрые, быстрые, хвастливыеПокажем, какие мы лисички – хвостиком помахиваем, следы заметаем, вот так

В. – Колокольчик, позвени, нас в медведей преврати!

Медведь по лесу бродит, От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт!

Мы - медведи. Какие мы? Большие, неуклюжие, косолапые. Ходим, широко расставив лапы, головой поворачиваем, ищем, чем бы полакомиться!

Загадки:

- Под полом таится, кошки боится. (Мышь)

- По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)

-Прыгает ловко, любит морковку (Заяц)

-Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

-Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый — краса! А зовут её. (Лиса)

-Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд, ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)

(После каждой загадки воспитатель предлагает найти картинку с отгадкой).

Вариант сказки «Теремок»

В. –В моем чудесном мешочке шапочки зверят есть. Давайте примерим. Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, из сказки «Теремок»! Хотите в «Теремок» поиграть?

Хороводная игра «Теремок»

В. – Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, увидала теремок и говорит.

Игра заканчивается словами:

-Дружно жили, не тужили, Печку в домике топили.

Мишка домик развалил, Чуть друзей не раздавил.

По окончании игры ставится проблемный вопрос детям:

«Что же делать? Как нам быть? Из чего построить новый теремок?»

Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

  • Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду».
  • Загадки.
  • Игры-превращения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...