Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста
презентация

Пилипенко Марина Петровна

Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx31.3 КБ
Файл prezentatsiya_igra.pptx769.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 45 детский сад «Семицветик» г. Южно-Сахалинска

693013, Российская Федерация, Сахалинская область,

 г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева М.А. 47А

🕾(4242) 45-75-20; 🕾(4242) 45-75-19 🖂 mbdou45@yuzhno-sakh.ru

Сообщение для воспитателей

«Игра, как приоритетное средство развития детей дошкольного возраста»

 

                                                                                                                                                                                     

                                                                            Выполнила воспитатель:

                                                                                         Пилипенко М.П

                                                           

                                                        2020 г.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков в реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. 

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики детей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.

Учитывая огромное воспитательное воздействие игры на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для возникновения и развития игр.

Мы, как педагоги, в процессе игры должны:

  • создать условия для обогащения детей впечатлениями;
  • развивать у детей умение общаться в процессе игры;
  • предоставлять детям возможность выбора в процессе игры;
  • стимулировать детей пользоваться предметами-заместителями;
  • организовать сюжетно-ролевую игру;

С. Л. Новосёлова выделяла 4 вида игр:

  • сюжетно-ролевые:
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.

Игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками. В группе дети играют в игры«Магазин»«Семья»«Почта»«Больница»«Парикмахерская»«Строители»«Моряки» и др. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Так как содержание ролей направлено, в первую очередь, на нормы отношений между людьми, то основным содержанием игры являются нормы поведения в обществе. Для того чтобы развернуть сюжет игры, дети должны сначала понять ее смысл, мотивы. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; не распределяем роли, а способствуем самостоятельному определению ребёнка на роль; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений.

Формирование коммуникативного опыта у детей требует от нас, во-первых, умения создавать в совместных играх условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, обидчивость, высокое самолюбие и прочие. Во-вторых, мы специально ставим перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов.

Игра дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др., т.к. играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике.

В играх с правилами требуется обобщение знаний, самостоятельный выбор в решения поставленной задачи.

Иногда родители, желая воспитать своего ребенка очень ответственным, грамотным, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например, наняв репетитора и «усадив» его за изучение иностранных языков), не оставляя времени на игры, тем самым снижая социальность в развитии ребенка. Развитие ребенка становится дисгармоничным (например, ребенок очень хорошо умеет считать, писать, но оказывается совершенно не умеет налаживать контакт со сверстниками; в худшем случае - у ребенка может случится нервное перенапряжение, могут возникнуть проблемы с поведением, навязчивые страхи и т.п.).

Неблагополучие в коммуникативной сфере может привести к негативному эмоциональному состоянию: ребенок становится пассивным, замкнутым, или наоборот, агрессивным. Поэтому при возникновении ссор и конфликтов между детьми мы стараемся продумать, стоит ли вмешиваться в игру, какую психологическую поддержку оказать ребенку в данный момент. Например, в игре «Цирк» объясняю обидчивому ребенку, что дети смеются не конкретно над ним, а их смешит «веселый клоун», роль которого он выполняет. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Дидактическая игра - это тоже средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятий решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Играя в такие дидактические игры, как «Секрет»«Волшебные слова», мы содействуем решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания, характера человека. Во время игр мы учим детей объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий, например, «Найди себе пару»«Найди свой цвет»«Пробеги тихо». В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие.

Ребёнок нуждается в такой предметной среде, которая позволяла бы что-то домысливать и воображать. Если же ребёнок находится в ситуации, где все предметы чётко и однозначно определены в своих функциях и значениях, это препятствует развитию творческого начала и воображения.

Для построения предметно-развивающей игровой среды мы выделяем следующие принципы:

Принцип свободного выбора: реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры.

Это означает, что, создавая в дошкольной организации условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Принцип универсальности: позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.  Именно поэтому предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е. она должна функционально моделировать развитие игры и ребенка через игру.

Принцип полифункциональности - это возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.), наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления предметов.  

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу системности, который представлен самостоятельностью ее отдельных элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность предметно-развивающей среды.
Предметно-игровая среда не должна быть перенасыщена, а ее пополнение зависит от приоритетности игр детей в соответствии с возрастом и от развивающей сущности игры. При организации предметно-игровой среды необходимо учитывать проявление интересов у детей к проблемам, выходящим за рамки из личного опыта. Для многих сюжетных  игр вносить оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек). Каждый из этих типов игрушек (игрового материала) отчасти, или все они вместе определяют смысл воображаемой ситуации.                        Типы игрового материала.

«Предметы оперирования» — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

«Игрушки-персонажи» — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса).

Особое значение уделяется макетам - особых игрушек-маркеров игрового пространства для игры старших дошкольников.

Макет, как особый маркер игрового пространства, служит организующей основой для остального игрового материала – мелких игрушек-персонажей и игрушек-предметов оперирования. Были выделены два типа макетов: 1) макеты-модели, представляющие собой целостные объекты, ориентирующие ребенка на сюжетные события, происходящие внутри них («кукольный дом», «крепость-замок/дворец); 2) макеты-карты, отображающие определенную территорию, и направляющие воображение ребенка на события «снаружи», вокруг находящихся в этом пространстве объектов (различные «ландшафтные» макеты).

Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен» по желанию играющих). Педагоги привлекают к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу надёжности и безопасности их использования.   

Принцип доступности: обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды: расположения игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка. Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным: ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развертывания сюжетных игр. Для организации   сюжетных игр создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор, для самодеятельных игр сделать надписи с названием игры и картинки, обозначающие ее тематику. Таким образом, дети будут иметь возможность выбирать игру по своим интересам. Игры, развернутые детьми, остаются на определенный период времени, до тех пор, пока к ним сохраняется интерес.

Принцип гибкого зонирования:      организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой, творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры и игр с двигательной активностью. Это позволяет детям одновременно организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны  позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам.  

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; вариативное использование предметов (н-р, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).

Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).

  Гендерный принцип: учёт половых различий детей, т.е. учёт в равной степени интересов, как девочек, так и мальчиков. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон: следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, мальчикам: детали военной формы,  разнообразные технические игрушки.  

 Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Это «уголки уединения»; уютный уголок с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху; личное пространство ребёнка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему и т. д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

Таким образом, организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.  

Вывод: В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наименование учреждения Выполнила воспитатель: Игра, как приоритетное средство развитие детей дошкольного возраста

Слайд 2

Основной вид деятельности дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются: Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. внимание, память, воображение дисциплинированность ловкость Личностные качества духовные и физические силы ребенка духовные и физические силы ребенка

Слайд 3

Разберём виды игр и их значение Л.С. Новосёлова выделяла 4 вида игры: Сюжетно-ролевые игры Театрализованные Подвижные Дидактические

Слайд 4

Сюжетно-ролевая игра Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. Сюжетно-ролевые игры выступают важным средством социально-коммуникативного развития детей. Они способствуют усвоению норм и правил поведения в социуме, овладению определёнными умениями и социальными навыками.

Слайд 5

Театрализованная игра Они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения

Слайд 6

Подвижная игра Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию , удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей

Слайд 7

Дидактическая игра Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры . Они также способствуют развитию органов чувств , внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила , без который деятельность приобретает стихийный характер. Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности ).

Слайд 8

Творческая коллективная игра Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные чувства, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.

Слайд 9

Конструкторская игра Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства , содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

Слайд 10

Учитывая огромное воспитательное воздействие игры на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для возникновения и развития игр. Мы, как педагоги, в процессе игры должны: создать условия для обогащения детей впечатлениями развивать у детей умение общаться в процессе игры предоставлять детям возможность выбора в процессе игры стимулировать детей пользоваться предметами-заместителями организовать сюжетно-ролевую игру

Слайд 11

Вставить сюда ваши фото организации разных игр с группой

Слайд 12

РПСС группы игровые центры

Слайд 13

РПСС группы игровые центры

Слайд 14

Подведение итогов В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы выполнить эту задачу, необходимо создать в детских садах все условия для разнообразных игр, внимательно, с уважением относиться к ним, вдумчиво, умело руководить ими.

Слайд 15

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития детей дошкольного возраста

Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....

Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.

Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....

Дидактическая игра - как средство развития детей дошкольного возраста.

Этот материал предназначен для консультации педагогов или родителей. Материал говорит о значимости дидактической игры в жизни ребенка дошкольного возраста и о всестороннем развитии детей.  ...

презентация "Игра, как приоритетное средство развитие детей дошкольного возраста"

игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта....

Игры Воскобовича, как средство развития детей дошкольного возраста

Материал по развитию детей с помощью игр Воскобовича...

"Развивающие игры и игры на липучках, как перспективное средство развития детей дошкольного возраста"

В статье расскрываются понятия об развивающих играх, играх на липучках их особенности и значение в развитии детей дошкольного возраста. Игры на липучках разной тематической направленности, используютс...