«Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование представления о строении русской избы и предметами быта в старину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkaya_izba.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в подготовительной группе « О русской культуре. Что такое культурное наследие.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189 «Солнышко»
Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
(группа общеразвивающей направленности 5-6 лет)
Подготовила: Денисова А.Ю.
2022 год
Цель: формировать представления о строении русской избы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать первичные представления о русской избе;
- способствовать формированию эмоционального настроя;
- способствовать становлению национального самосознания; ощущение принадлежности к культуре своего народа.
Развивающие:
- развивать связную речь детей, логическое мышление;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать внимание память.
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, воспитывать чувства уважения к культуре русского народа;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: убранство русской избы; куклы обереги; подборка музыкального сопровождения (ансамбль ложкарей); досточки, тесто (для продуктивной деятельности).
Предварительная работа: беседы; разучивание пословиц; поделка кукла оберег.
Интеграция: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
- Ребята у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.
- А как вы думаете для чего человеку нужен дом?
- А из чего люди раньше могли построить себе дом?
- Какие раньше были дома (из чего строили)? (Как назывались из дерева -деревянные, из камня – каменные, из соломы – соломенные).
- А какие сейчас дома?
- Что изменилось в домах?
- Что было раньше и сейчас?
(картинки для сравнения)
А сейчас соберем с вами пазлы, но работать будем в командах. Кто быстрее соберет? (дети за разными столами собирают пазлы).
Ребята уступайте, помогайте друг другу.
- Что у вас получилось? (убранство старой избы)
Вот и я вас приглашаю к себе в русскую избу.
Проходите гости дорогие.
Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже с давних времен люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы и сейчас тоже приходим домой отдохнуть и набраться сил и духовных и физических.
— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (если затрудняются ответить дети загадываю загадку).
Почему? Объясни почему ты так думаешь?
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Ребята а как вы думаете для чего нужна печь?
Печь - это сердце дома. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Чаще всего около печи на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
Вот и у меня висит колыбелька. А как вы думаете кто в колыбельке?
А для чего его туда положили?
А может кто-то хочет спеть колыбельную для малыша?
(дети подходят к колыбели и поют колыбельную).
Какие же предметы еще находились в русской избе? (Пряха, самовар, лавки)
Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе. И шипит, и кряхтит, Воду быстро кипятит, он наелся угольков, Вот для нас и чай готов, Кран на брюхе открывает, Кипяточек наливает (самовар) За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, баранками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Физ.минутка. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, (дети поднимают плечи) Больше греться не хочу (поворот головы из стороны в сторону) Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (дети прыгают на месте) Вот уже кипит вода, значит чай пить нам пора. (Дети наклоняют голову вперед и назад) Что за барыня такая? В гребень шерсть она берет, Тонкой ниточкой пушистой Деткам пряжу отдает?» (прялка) Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. «Всех кормлю с охотою, А сама безротая» (ложка) А какие вы знаете поговорки о ложках: -Ложкой море не исчерпать- - Едоку и ложкой владеть- - К своему рту и ложка ближе. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами послушаем мелодию. Какая музыка? Вот оказывается ложка может быть и музыкальным инструментом. «Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий горшок? (рассуждают дети) Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. «Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват) Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. А еще в доме был сундук и в нем хранились много вещей, а также куклы обереги. А как вы думаете для чего они нужны? Кукла для людей была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Мы с вами знакомились с ними, а давайте вспомним их. Обережная кукла Зольная помогает оберегать дом от нечистой силы. Обережная кукла Пеленашка - такие обереги клались прямо в колыбель. Они отводили от малышей болезни и неприятности. Обережная кукла Подорожница - делали обереги не только с расчетом на защиту дома, но и для тех, кто путешествовал. Обережная кукла Колокольчик - сообщала не только добрые новости, но и притягивала их. Обережная кукла Травница - была одним из самых популярных оберегов. Она становилась семейным оберегом. Обережная кукла Благополучница - её дарили друзьям и родственникам, чтобы привлечь в их дом достаток и процветание. Пройдите ребята за стол. «Новая посудина, а вся в дырках» (сито) А для чего оно нужно? Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. А для чего нужна мука? Вот и я вам предлагаю постряпать. В старину к чаю подавали баранки. Вот и мы с вами будем стряпать баранки. А для того чтобы замесить тесто что для этого надо как вы думаете? (дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником). Посмотрите ребята каким красивым полотенцем накрыты продукты, а называется это полотенце рушник. Да вот печь надо разжечь, Тесто надо замесить Да баранки надо накрутить. Будьте добрее, подсобите, В моем деле помогите. Теперь нам надо замесить тесто. А для этого подготовили пальчики. (пальчиковая гимнастика «Месим тесто») Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста) Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы) И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки) Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! Уберите салфеточки, потрогайте тесто. Какое оно на ощупь? (мягкое, податливое, меняет форму)
Практическая часть.
Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом - выпекать баранки.
Давайте вспомним как мы будим делать баранки. А как вы думаете как надо раскатать баранки? (рассуждают дети)
Нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.
Какие красивые у нас получились баранки.
(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь).
Воспитатель: Богат наш народ русскими традициями, культурой. Наше занятие подошло к концу. Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам запомнилось больше всего? Что вы расскажите дома о сегодняшнем занятии? А давайте посмотрим испеклись ли наши баранки?
Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Пройдемте в группу в группу пить чай с баранками. А я была рада видеть вас у себя в русской избе.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство детей с русской избой, с ее убранством и утварью».
конспект занятия в старшей группе...
Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русс...
Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...
Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»....
"Знакомство детей с русской избой" (старшая группа)
Способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России...
Конспект занятий по теме : «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи....
Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Предметы народного быта...