«Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»
план-конспект занятия (старшая группа)

Денисова Анна Юрьевна

Формирование представления о строении русской избы и предметами быта в старину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_izba.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе « О русской культуре. Что такое культурное наследие.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189 «Солнышко»

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами  быта»

(группа общеразвивающей направленности 5-6 лет)

Подготовила: Денисова А.Ю.

2022 год

Цель: формировать представления о строении русской избы.

Задачи:

Образовательные:

- формировать первичные представления о русской избе;

- способствовать формированию эмоционального настроя;

- способствовать становлению национального самосознания; ощущение принадлежности к культуре своего народа.

Развивающие:

- развивать связную речь детей, логическое мышление;

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

- развивать внимание память.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес, воспитывать чувства уважения к культуре русского народа;

- воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: убранство русской избы; куклы обереги; подборка музыкального сопровождения (ансамбль ложкарей); досточки, тесто (для продуктивной деятельности).

Предварительная работа: беседы; разучивание пословиц; поделка кукла оберег.

Интеграция: речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

- Ребята у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.

- А как вы думаете для чего человеку нужен дом?

- А из чего люди раньше могли построить себе дом?

- Какие раньше были дома (из чего строили)? (Как назывались из дерева -деревянные, из камня – каменные, из соломы – соломенные).

- А какие сейчас дома?

- Что изменилось в домах?

- Что было раньше и сейчас?

(картинки для сравнения)

А сейчас соберем с вами пазлы, но работать будем в командах. Кто быстрее соберет? (дети за разными столами собирают пазлы).

Ребята уступайте, помогайте друг другу.

- Что у вас получилось? (убранство старой избы)

Вот и я вас приглашаю к себе в русскую избу.

Проходите гости дорогие.

Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже с давних времен люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы и сейчас тоже приходим домой отдохнуть и набраться сил и духовных и физических.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (если затрудняются ответить дети загадываю загадку).

Почему? Объясни почему ты так думаешь?

 «Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Ребята а как вы думаете для чего нужна печь?

Печь - это сердце дома. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Чаще всего около печи на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Вот и у меня висит колыбелька. А как вы думаете кто в колыбельке?

А для чего его туда положили?

А может кто-то хочет спеть колыбельную для малыша?

(дети подходят к колыбели и поют колыбельную).

Какие же предметы еще находились в русской избе? (Пряха, самовар, лавки)

Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.                                                    И шипит, и кряхтит,                                                                                                  Воду быстро кипятит,                                                                                                 он наелся угольков,                                                                                                    Вот для нас и чай готов,                                                                                         Кран на брюхе открывает,                                                                                         Кипяточек наливает (самовар)                                                                                          За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, баранками и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.                                                                                  Физ.минутка.                                                                                                                      Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, (дети поднимают плечи)                                                       Больше греться не хочу (поворот головы из стороны в сторону)               Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (дети прыгают на месте)                    Вот уже кипит вода, значит чай пить нам пора. (Дети наклоняют голову вперед и назад)                                                                                                      Что за барыня такая?                                                                                                  В гребень шерсть она берет,                                                                                 Тонкой ниточкой пушистой                                                                              Деткам пряжу отдает?» (прялка)                                                                        Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.                                                        «Всех кормлю с охотою,                                                                                         А сама безротая» (ложка)                                                                                                А какие вы знаете поговорки о ложках:                                                                  -Ложкой море не исчерпать-                                                                                     - Едоку и ложкой владеть-                                                                                             - К своему рту и ложка ближе.                                                                                                    В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами послушаем мелодию. Какая музыка?                                                                                                            Вот оказывается ложка может быть и музыкальным инструментом.                                                                                                         «Что хозяйка в печку ставит,                                                                               Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)                                                                 Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.                                                                                               Как же можно было достать из печи горячий горшок? (рассуждают дети)    Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.                  «Не бык, а бодает,                                                                                                  Не ест, а еду хватает,                                                                                               Что схватит – отдаёт,                                                                                                     А сам в угол идёт (ухват)                                                                       Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.                                                                           А еще в доме был сундук и в нем хранились много вещей, а также куклы обереги. А как вы думаете для чего они нужны? Кукла для людей была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Мы с вами знакомились с ними, а давайте вспомним их.                                                                           Обережная кукла Зольная помогает оберегать дом от нечистой силы.                 Обережная кукла Пеленашка - такие обереги клались прямо в колыбель. Они отводили от малышей болезни и неприятности.                                                                                  Обережная кукла Подорожница - делали обереги не только с расчетом на защиту дома, но и для тех, кто путешествовал.                                                                                                                                                  Обережная кукла Колокольчик - сообщала не только добрые новости, но и притягивала их.                                                                                                    Обережная кукла Травница - была одним из самых популярных оберегов. Она становилась семейным оберегом.                                                                                                    Обережная кукла Благополучница - её дарили друзьям и родственникам, чтобы привлечь в их дом достаток и процветание.                                    Пройдите ребята за стол.                                                                                      «Новая посудина, а вся в дырках» (сито)                                                                         А для чего оно нужно?                                                                                       Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.                                                                                                                       А для чего нужна мука?                                                                                           Вот и я вам предлагаю постряпать. В старину к чаю подавали баранки. Вот и мы с вами будем стряпать баранки.                                                                              А для того чтобы замесить тесто что для этого надо как вы думаете? (дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником).                                        Посмотрите ребята каким красивым полотенцем накрыты продукты, а называется это полотенце рушник.                                                                      Да вот печь надо разжечь,                                                                                 Тесто надо замесить                                                                                                 Да баранки надо накрутить.                                                                             Будьте добрее, подсобите,                                                                                          В моем деле помогите.                                                                                     Теперь нам надо замесить тесто.                                                                              А для этого подготовили пальчики.                                                           (пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)                                                                    Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)            Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)                            И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)                Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!                                   Уберите салфеточки, потрогайте тесто. Какое оно на ощупь? (мягкое, податливое, меняет форму)

Практическая часть.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом - выпекать баранки.

Давайте вспомним как мы будим делать баранки. А как вы думаете как надо раскатать баранки? (рассуждают дети)

Нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

Какие красивые у нас получились баранки.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь).

Воспитатель: Богат наш народ русскими традициями, культурой. Наше занятие подошло к концу. Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам запомнилось больше всего? Что вы расскажите дома о сегодняшнем занятии? А давайте посмотрим испеклись ли наши баранки?

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Пройдемте в группу в группу пить чай с баранками. А я была рада видеть вас у себя в русской избе.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По «Социально-коммуникативному развитию» Тема: " Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.Задачи:- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русс...

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»

Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...

Конспект занятий по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Конспект  занятий по  теме  «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»....

"Знакомство детей с русской избой" (старшая группа)

Способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России...

Конспект занятий по теме : «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи....