Формирование эстетического восприятия мира у детей в старшей группе
статья (старшая группа)

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.  Учеными доказано что, именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование эстетического восприятия мира у детей в старшей группе

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.  Учеными доказано что, именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества.     Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, безобразное отталкивает, а трагическое учит сочувствию.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок развивается, но не осознаёт эстетическую сущность предметов. Без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах. Общение с взрослыми, поведение окружающих, взгляды, жесты, мимика – всё это фиксируется и откладывается в его сознании.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта: чистота, порядок, удобства, красота, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине. Уже с 2 лет детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды. Так у ребенка сформируется понимание того, что красота - дело рук человека. Познание цвета, формы и величины происходит через манипуляции с предметами, возможность моделировать и конструировать. Поэтому большое значение имеет наличие разнообразных и ярких игрушек и предметов в окружающей ребенка среде. Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем возрасте.  В этом возрасте начинается формирование эстетического идеала, представления о совершенном.    

Задачи эстетического воспитания связаны с формированием морального облика ребенка. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Эстетическое воспитание тесно связано с другими формами воспитательной деятельности - с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Предметом совместного эстетического переживания взрослого и ребенка могут быть не только произведения искусства, но и проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу, ваза на столе, разноцветные чашки для чая, нарядная одежда с детьми картинки в книжках, полезно обращать их внимание на одежду персонажей (красивые красные сапожки у петушка, яркий, веселый узор на сарафане у матрешки). Также следует привлекать внимание детей к противоположным персонажам: аккуратная девочка и девочка-грязнуля. С целью ознакомления малышей с эталонами «красивый – некрасивый» можно заранее подобрать соответствующие картинки и обсудить их с малышами. При этом в качестве негативного примера нельзя использовать особенности внешнего облика детей.

Очень важно обращать внимание малышей на красоту природы во всех ее проявлениях (например, деревья и трава осенью и весной; сверкающий снег или иней, узор ледяных лужиц, прозрачные сосульки; разноцветная радуга и т.д.). Можно заранее подобрать соответствующие стихи или отрывки из них, записи музыкальных фрагментов, картинки, которые будут способствовать эмоциональному отклику ребенка на окружающее, закрепят полученные им впечатления. Во время прогулки нужно побуждать детей играть с разнообразными природными материалами: листьями, травой, снегом, песком, камешками, водой и т.д.

Дети чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление при встрече с прекрасным всегда находят у детей отклик. Любые попытки малыша выразить свои эстетические переживания должны находить поддержку и одобрение взрослого. Следует учитывать, что эстетические эмоции не могут возникнуть у ребенка по указанию педагога, для этого требуется особый настрой. Взрослый может лишь способствовать его возникновению. Необходимо проявлять чуткость и деликатность по отношению к чувствам ребенка.

Особое значение в эстетическом воспитании имеет знакомство детей с произведениями искусства . Чем раньше состоится встреча ребенка с миром искусства – тем лучше. При этом необходимо соблюдать меру, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его желаний, предпочтений. Если малышу не хочется слушать музыку, стихотворение (он устал, отвлекся) – не стоит настаивать, можно привлечь его внимание в другой раз или подобрать для совместного восприятия с ним другое произведение.

Для обогащения запаса детских художественных впечатлений полезно прослушивать фрагменты классических поэтических и музыкальных произведений.

Дети любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской эстетической жизни заключается в творческом ее характере: дитя никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами. Таким образом: эстетическое воспитание способствует развитию ребенка и становлению его личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»

Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...

Конспект проведения ООД: интегрированное занятие по формированию целостной картины мира и рисованию в старшей группе. Тема: «Моя семья»

На занятии ребята учатся по-новому понимать слово "семья". Рисуночный тест "Моя семья", проведеный в конце занятия, интересен как воспитателям, так и педагогам-психологам ДОУ....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Зимующие птицы» в старшей группе

Занятие способствует развитию познавательно-иследовательской деятельности детей.Дети учатся выделять характерные особенности  зимующих птиц....

Конспект по формированию целостной картины мира «Домашние птицы» в старшей группе.

Программное содержание: Закреплять и расширять представления детей о домашних птицах, их семьях.Уточнить, где они живут, какую пользу приносят.Развивать мышление, память.Закреплять навыки детей отвеча...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Посуда»

Описание интерактивного занятия по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе по теме "Посуда"...