Проект в старшей группе. Тема "Азбука бережливости".
проект (старшая группа)

Актуальность проекта.

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_st_gr._8_azbuka_berezhlivosti.docx126.98 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ города Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка»

607062, Нижегородская область, г. Выкса, м-н Гоголя, здание № 56- А

телефон 8 (83177) 30158;, E-Mail: detcad25@yandex.ru

                               ПРОЕКТ

    «УРОКИ БЕРЕЖЛИВОСТИ».

    https://xn--80ajjine0d.xn--p1ai/sites/default/files/works/konkurs/img-20180717-wa0004.jpg

                                               

                                                                      Воспитатели:

                                                                      Щеглова Т.И.

                                                                      Сафронова Е.Г.

                                        2021 г.

Вид проекта: исследовательский - информационный, долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель

Продолжительность проекта: декабрь – май.

Актуальность проекта.

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

Цель: - воспитание культуры потребления и энергосбережения у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности; формирование бережливого мышления.

 Задачи: 

- формировать у дошкольников представления о бережливости;

  развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

 -  воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;

- развивать коммуникативные навыки;

- вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.

План реализации проекта.

   

       Этап

     

               Мероприятия

      Сроки

Подготовительный

- изучение необходимой литературы; подбор и систематизация методических материалов к проекту;

- подбор методов и приёмов;

- подготовка конспектов игр – занятий, медиа-презентаций, материалов, оборудования;

- разработка перфокарт;

- пополнение РППС для реализации проекта по данной теме;

- изготовление карточек-символов, алгоритмов для использования в режимных моментах и игровой деятельности;

- подготовка информации для родителей по теме «Бережливые технологии в детском саду».

Формы и методы работы с детьми и родителями.

декабрь

 Основной

               С детьми

январь – апрель

       Игровая деятельность.

Составление дидактических игр:

«Найди подходящие предметы»,

 «Сортировка мусора»,  

«Прошлое и настоящее»,

Словесная игра 

«Закончи предложение».

Тематические игры – занятия:

«Путешествие по реке времени (электрическая лампочка)»,

«Как сохранить воду чистой»; «Уроки волшебницы –

природы».

  Наблюдения:

«Как мы бережём тепло в детском саду»,

 «Кому нужна вода?»,

 «Кто из взрослых следит за электроэнергией в детском саду?»,

«Наши помощники».

Обсуждение проблемных ситуаций:

- «Что будет, если исчезнет электричество?»,

- «Что будет, если исчезнет вода?»,

- «Если стал холодным дом?»,

- «Из крана исчезла вода»,

- «Как сберечь тепло в доме?».

Беседы:

- «Надо вещи убирать – не придётся их искать»;

- «Уроки бережливости» (об аккуратном отношении к игрушкам и книгам).

Просмотр мультфильмов и презентаций по теме:

- «Уроки бережливости для трёх поросят»;

- «Электрический ток» («Школа безопасности»);

- «Уроки тётушки Совы».

Оформление визуализации безопасности:

- определение пунктирными линиями опасных мест (дверей, углов кроватей);

- использование алгоритмов в РППС группы (как правильно мыть руки, схема дежурства, раздевания и раздевания, правила посещения туалета;

 -оформление и использование напольных игр «Классики».

            С родителями.

 Консультации:

-«Внедрение бережливых технологий в ДОУ»;

- Как воспитывать бережливость?»;

- «Ребёнок и экономика»;

- совместные рисунки по теме;

- участие в итоговом мероприятии: развлечение «Полезные советы от Маши и Медведя»;

- наблюдение с детьми во время прогулок «Как освещаются улицы и дома в разное время суток»;

- участие в конкурсе на лучший авторский рассказ по теме «Как мы бережём дома тепло, воду, свет»;

- участие в изготовлении игр и атрибутов для наблюдений и игр.

Заключительный

- Выставка семейного творчества «Азбука бережливости»;

- оформление альбома «Пословицы и поговорки о бережливости»;

- создание картотеки проблемных ситуаций;

- разработка памяток для родителей с правилами экономного пользования водой, теплом и электроэнергией;

 -организация выставки методической и детской литературы «Давайте экономить вместе»;

- участие в итоговом мероприятии – развлечении «Полезные советы от Маши и медведя»;

- совместные рисунки по теме;

Участие в конкурсе на лучший авторский рассказ по теме «Как мы бережём дома свет, тепло, воду»;

-участие в изготовлении дидактических игр и атрибутов для наблюдений и игр.

май

Ожидаемый результат:

- воспитанники владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к энергетическим ресурсам;

- воспитанники проявляют творческие способности, любознательность, познавательную активность, способность использовать полученные представления и навыки в различных видах деятельности и в быту;

- родители участвуют в совместных мероприятиях, оказывают содействие педагогам в вопросах энерго-и ресурсосбережения, формируют у детей основы энергоэффективного поведения.

Приложение 1

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ Техника безопасности

Каким бы простым не был эксперимент, нельзя оставлять детей одних, начинать надо с инструктажа. Выдаем детям фартуки, объясняя, что настоящие учены (физики-химики) работают только в специальной одежде. Обращаем внимание детей на то, что опыты нужно проводить аккуратно и осторожно, ведь это не «игрушки, а настоящее взрослое занятие!» Ингредиенты нельзя пробовать на вкус и разливать, ведь среди них могут оказаться и «опасные». Малыши с первой минуты исследовательской работы должны знать правила и стараться не нарушать их. Однако помните, что нельзя запугивать ребенка, иначе отобьете у него всякую охоту что-то делать.

 Опыт на тему: «Газ» Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое газ? Это вполне доступно можно разъяснить и показать в ходе опыта «Вулкан». Его можно провести с помощью научно-познавательного набора «Могучий вулкан», а можно и самим сделать вулкан в условиях детского сада. И не только удовлетворить любопытство юных исследователей, но и пробудить интерес к географии, химии и геологии. Итак, нам понадобится материал для самого вулкана: им может быть пластилин, глина, соленое тесто или стеклянная банка, закопанная в песок соответствующим образом. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена. Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края кратера. Все совершенно безвредно и безопасно: NaHCO3 (бикарбонат натрия, или сода) + HC2H3O2 (уксусная кислота) = NaC2H3O2 (ацетат натрия) + CO2 (углекислый газ) + H2О (вода). Средство для мытья посуды заставит «лаву» сильнее пузыриться. Этот опыт вполне безвреден и гарантирует ребенку полную безопасность от ожогов, отравлений и прочих неприятностей. Единственный минус – это запах уксуса, который можно исправить, проводя опыт в хорошо проветриваемом помещении или на улице. И, безусловно, нужно объяснить ребенку, что «делать» вулкан можно только вместе с взрослыми.

Цикл опытов на тему: «Электричество» «Как увидеть молнию?» Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор. Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества). «Почему лампочка светит?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта.

Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

 Цикл опытов на тему: «Тепло» Опыт «Тёплый — холодный»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый. Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы. Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше. Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «Где живёт теплота?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи). Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение «Кому нужно тепло?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

Приложение 2

Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.

 Материал: картинки для игры «История лампочки».

Ход игры. Воспитатель. Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями. Примерные рассказы детей: Ребенок выставляет первой картинку «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой». Вторая картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников». Третья картинка – «лучина»: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар». Картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня в торжественных случаях, например, в Новогодний праздник». - Как вы думаете, чем неудобна свеча? Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света. Картинка «керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно». - Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь. Картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры). Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал… Воспитатель. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда его не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек все лампочки). Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.). - Где еще мы можем встретить лампочку?

Игра «Где живет Лампочка?»

 Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

 Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.

 Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

 ХОД ИГРЫ

Воспитатель. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др. Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора. Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет и т.д.) Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Включено одновременно электроприборов) Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

 Игра «Закончи предложение»

 Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

 Ход игры.

 Воспитатель. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами. - Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.т.) - Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что…….. - Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что …….. - Электроэнергию надо беречь, так как ……………. - Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…. - Если не выключать свет днем и ночью, то….. - Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то… - Фонари на улице перестали светить, поэтому….и т.д.

 Приложение 3

 Анкета для родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»

 1. Вы записываете ваше энергопотребление?

2. Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё?

 3. Стиральная машина всегда заполнена полностью, когда вы её используете?

4. Холодильник стоит в прохладном месте?

 5. Вы не ставите мебель перед обогревателем?

 6. Вы начали использовать энергосберегающие лампочки?

 7. Вы используете местное освещение (бра, торшер, настольную лампу)?

 8. Вы проветриваете быстро и эффективно, всего несколько минут за раз?

9. Вы утепляете дом на зиму?

10. Вы зашториваете окна на ночь, чтобы удержать тепло?

 11. Вы кладёте крышку на кастрюлю, когда варите?

12. Вы часто размораживаете холодильник?

13. Вы используете раковину для мытья посуды?

14. Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну?

 15. Вы ходите пешком или ездите на велосипеде в школу и на работу?

16. Вы снижаете температуру в помещении, когда выходите?

17. Вы снижаете температуру в помещении ночью?

 18. Вы повторно используете стекло, бумагу, металл?

 19. Вы не покупаете товары, которые могут использоваться один раз?

20. Вы не покупаете товар в больших обёртках?

21. Вы чините вещи, вместо того чтобы заменить их?

 Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось:

От 1 до 5 – вам ещё многому нужно научиться. Начните прямо сейчас. От 6 до 10 – у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 15 – вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 – кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране окружающей среды.