Семинар - практикум для педагогов детского сад на тему: "Театрализованная деятельность в развитии детей"
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

 

  • Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
  • Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
  • Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
  • Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.
  • Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 15 с. Октябрьское" муниципального образования

Пригородный район РСО - Алания

Семинар - практикум для педагогов детского сад
на тему: "Театрализованная деятельность в развитии детей"

Подготовила и провела воспитатель:
Габаева Ф.М.

05.04.2022г.

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширить представления воспитателей о разновидностях театров для детей.
  • Систематизировать знания педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста.
  • Закрепить знания о педагогическом руководстве театрализованной деятельностью в детском саду.
  • Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.
  • Развивать творчество и фантазию воспитателей, детей и родителей в процессе изготовления театральных кукол.

Предварительная работа:

  • Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре».
  • Оформление музея театральных кукол.
  • Подготовка к конкурсу «Театральная мастерская». Изготовление театральных кукол своими руками (педагоги-дети-родители).
  • Разработка методических рекомендаций для занятий театральной деятельностью.

Вопросы для педагогов к семинару-практикуму:

  • Какой комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО, решаем с помощью театрализованной деятельности в системе обучения детей ДОУ?
  • Каково значение театрализованной деятельности в детском саду?
  • Как в своей работе вы используете театрализованную деятельность?
  • Какие виды кукольных театров вы знаете?
  • Как вы понимаете понятие «игра-драматизация»?
  • Как вы понимаете понятие «режиссерская игра»?
  • Как вы понимаете «Использование театрализованной игры в НОД?
  • Как вы понимаете «Использование ТИ в свободной совместной деятельности детей и воспитателей во время режимных моментов»?
  • Как вы понимаете «Использование ТИ в самостоятельной деятельности детей?»
  • Каким опытом работы по данной проблеме вы можете поделиться с коллегами?

План семинара - практикума

  • Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)
  • Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка - дошкольника и организация театральной деятельности в ДОУ.
  • Организация театральной деятельности в ДОУ.
  • Презентация «Театрализованная деятельность в системе обучения детей ДОУ».
  • Блиц — опрос воспитателей по теме семинара-практикума.
  • Экскурсия в музей театральных кукол.
  • Практическая работа с куклами разных систем.
  • Презентация театральных кукол, изготовленных своими руками (педагоги ДОУ)
  • Антракт.
  • Подведение итогов семинара-практикума и конкурса «Театральная мастерская», определение победителей конкурса, награждение.

Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран для презентаций; выставка театральных кукол «Театральная мастерская» (педагоги - дети - родители) сделанных педагогами; музей театральных кукол;
Ход проведения.

  • Выставка театральных кукол (педагоги-дети-родители)
  • Значение театрализованных игр в развитии дошкольников

- Сегодня мы с вами в очередной раз собрались в театральной гостиной, чтобы поговорить о великой силе театрального искусства. Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательною процесса ДОУ и является его приоритетным направлением.

Художественно-эстетическое развитие согласно ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Театр — это синтез всех видов искусства.

Театр один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии

Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры»,
А. Асмолов. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

«Театр — это волшебный край в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир"

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, — все это помогает осуществить театр.

  • Организация театральной деятельности в ДОУ.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в соответствии с ФГОС

  • в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой коммуникативной, художественно-эстетической и т.д.);
  • в образовательную деятельность в ходе режимных моментов;
  • в самостоятельную деятельность детей; Как вы понимаете?
  • Включение театрализованной деятельности в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности?

во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонам, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы в игре.

  • Включение театрализованной деятельности в ходе режимных моментов?

это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, ИГРЫ-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

  • Театрализованная деятельность в самостоятельной деятельности детей?

в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, так же способствуют ВОЗНИКНОВЕНИЮ самостоятельной театрализованной игры детей

  • Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

- Объясните, пожалуйста, какие задачи педагоги могут решать по каждому направлению.

Социально-коммуникативное развитие

  • формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
  • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
  • развитие эмоций;
  • воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Познавательное развитие

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре—драматизации)
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений;
  • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Речевое  развитие

  • содействие развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
  • овладение выразительными средствами  общения: словесными (регулированием темпа, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно - эстетическое развитие

  • приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
  • развитие воображения;
  • приобщение к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; создание выразительного художественного образа;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие

  • Согласование действий и сопровождающей их речи;
  • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
  • выразительность исполнения основных видов движений;
  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.

  • Блиц- опрос по теме семинара - практикума.

Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 группы.

Назовите их. Сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

  • Какие игры относятся к играм с правилами? (дидактические и подвижные игры)
  • Какие игры относятся к сюжетно-ролевым (творческим)? (игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, театрализованные игры)
  • Театрализованная игра очень тесно связана с сюжетно — ролевой игрой и является её разновидностью. Они обе имеют общую структуру (строение).
  • Назовите основные элементы этой структуры? (творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила).
  • Назовите различие между сюжетно - ролевой и театрализованной игрой. В сюжетно-ролевых играх дети отражают жизненные явления, а в театрализованных играх берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной игре продуктом является поставленный спектакль или инсценировка.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми.

Все театрализованные  игры делятся  на 2 основные группы:

  • режиссерские  игры
  • игры — драматизации.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

К режиссёрским играм относится:

  • настольный театр,
  • теневой театр,
  • театр на фланелеграфе.

В этих играх ребёнок или взрослый действует за всех персонажей (как режиссёр). В настольном театре традиционно используется театр игрушек, театр картинок. Сейчас появляются и другие виды театра: вязаный театр, театр ложек, театр кружек, театр коробочек и др. К стендовым видам театра исполнителя роли (взрослого или ребёнка), который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а так же элементы костюма. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:

  • игры-имитации образов животных,
  • людей,
  • литературных персонажей;
  •  ролевые диалоги на основе текста;
  • Инсценировки произведений;
  • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки;
  • игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа.

(Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

  • Игры-драматизации с куклами бибабо — в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
  • Импровизация - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем.

И сейчас, я приглашаю Вас на экскурсию в музей театральных кукол.

  • Экскурсия  в музей театральных  кукол.
  •  Практическая работа с куклами разных систем.
  •  Презентация театральных  «кукол"

Сегодня вы, уважаемые коллеги, превратились в волшебников. Вы своими руками создали прекрасных кукол. Такая кукла удивит ребенка, привлечёт его внимание, а главное — ребёнок получит радость от игры с куклой.

Педагоги презентуют своих кукол.

Жюри оценивает работы педагогов.

Работы оцениваются по следующим критериям:

Оригинальность

Эстетичность

Качество исполнения.

Использование в педпроцессе.

  • «Антракт».

Как известно, в любом театре есть время для отдыха зрителей и артистов. И оно называется (все вместе) АНТРАКТ!
Приглашаю вас посетить наш фитобар и отдохнуть, пока жюри будет работать.

  • Подведение итогов семинара.

(Подведение итогов конкурса «Театральная мастерская», определение победителей, награждение победителей) Уважаемые педагоги! Разрешите поблагодарить вас за активное участие, за вашу фантазию и творчество, которое вы проявили.

В ходе нашего семинара-практикума мы еще раз убедились в огромном развивающем потенциале театрализованных игр в детском возрасте. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной, художественной. Через различные виды детской театральной деятельности проходит самореализация ребенка, он переносится в сказочный, увлекательный мир познает, что такое дружба, доброта, честность, правдивость; учится перевоплощаться в роль, используя разные средства выразительности: мимику, пантомимику, интонацию.

Закончить нашу встречу замечательными словами

Б.М.Теплова
"Театр — это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
Духовного мира Детей ... "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»Цель: освоение организации  поисково – исследоват...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...

Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование как особая форма поисково-исследовательской деятельности ребенка»

Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность....

Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»

Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...