«Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».
статья (младшая группа)

«Ум ребёнка  на кончиках  пальцев», - писал  В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

            «Игровая деятельность как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ».

               

             Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Все мы знаем, что в игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. И я не случайно выбрала эту тему, т.к. пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики детей; они увлекательны и нравятся детям. А мелкая моторика –  как  известно, это тонкие и точные движения пальцев. У пальчиковых игр есть ещё одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт воспитателя с ребёнком, что не мало важно для детей 3-4 лет.

«Ум ребёнка  на кончиках  пальцев», - писал  В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

 Специалистами давно  доказано, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

 Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики. Для более эффективного развития мелкой моторики я выбрала следующие средства:

-пальчиковая гимнастика

-лепка из пластилина

-конструирование из прищепок

-игры со счётными палочками

-мозаика

-пальчиковый театр

-шнуровка

Ребёнок 3-4 лет в силу своих биологических особенностей не в состоянии долго концентрировать своё внимание на чём-то одном, поэтому работу с детьми начала с  системы игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений. Другими словами использовала игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов. Занималась сначала по 2-3 минуты в день, а затем столько, сколько ребёнок пожелает.

Выполняя упражнение, сначала следует объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку или помогать свободной рукой действиям работающей.

 Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины или соленого теста.  Лепка – превосходная тренировка маленьких непослушных пальчиков, развитие фантазии, творческих способностей ребёнка. Лепка из  пластилина, теста или другой пластической массы имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики и даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Чем больше ребёнок занимается лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев.

Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтоб материал для лепки был мягким и пластичным Для малышей я провожу  такие приёмы лепки, как

-скатывание шариков

-раскатывание колбасок

-сплющивание

-оттягивание

-размазывание

Большинство деток уже научились скатывать шарики и расплющивать их, раскатывать колбаски и размазывать пластилин на картинке.

Очень нравится малышам играть с прищепками. Прищепки – настоящая находка для воспитателей, которые хотят развить у ребенка умственные способности.  Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному). Картинки для этой игры скачала с интернета, распечатала, наклеила на картон, вырезала. Приобрела  цветные прищепки, которые  могут выступать в роли лапок и хвостов у животных, насекомых; иголок у ежика; лучиков у солнышка; крыльев и хвоста у самолета; плавников и хвоста у рыбки;  верхушек у репки и моркови.  Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал.

Выкладывание из счётных палочек прекрасно тренирует пальчики ребёнка, совершенствует точность мелких движений руки. А нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами.  В качестве образца  сделала заранее заготовки фигурок, которые будут выкладывать дети.  Начинать советую с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника и т.п. «Рисование» палочками  понравившейся фигуры лучше сопровождать стихотворением:

Дом я строю во Вселенной.

Есть в нём крыша и антенна.

Есть в нём дверь и есть окошко –

Пусть живёт в нём наша кошка.        

В играх со счётными палочками ребёнок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку.

Развитие мелкой моторики у детей очень стимулирует обычная мелкая мозаика. Здесь ребёнку приходится вовсю задействовать логику, фантазию, память, а также совершенствовать очень сложные движения пальцами и кистями, чтобы не сломать уже сложенную картинку (дорожку, цветочек и др.) Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка играть в мозаику, посредством которой он развивал бы себя самостоятельно

На первом этапе реализации технологии проводится работа с деталями мозаики без использования игрового поля. Это дает детям возможность познакомиться с разнообразием цветов, размеров и форм деталей. На этом этапе детей учат брать в руку только одну деталь мозаики и держать её правильно, т. е. за шляпку. Затем предлагаются игры на сортировку деталей: по цвету, величине, количеству.

Потом можно сопровождать такими игровыми ситуациями:

Игровая ситуация «Идет дождь»-одиночное выкладывание (т. е. произвольно по всему полю)

Игровая ситуация «Дорожка» - выкладывание вплотную друг к другу (по горизонтали и вертикали)

Игровая ситуация «В лужице плавает уточка»- выкладывание вплотную друг к другу (без просветов)

Постепенно увеличивайте количество элементов и сложность композиций. При этом помогайте ребенку, если у него что-то не получается, но при этом не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий. Обязательно хвалите малыша за его старание. Радуйтесь успеху ребенка вместе с ним. А самое главное убедите ребенка, что он все сможет, что у него все получится. Это очень важно.

В мозаику детки играют каждый день, поэтому движения их пальчиков стали более точными и скоординированными.

 Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения.  

Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка.

Сначала можно просто познакомить детей с куколками, дайте потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с детьми от их имени. Затем предложите детям одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Как только дети усвоят, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите детей играть одной рукой, по мере их взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь - басом и т.д.). Нужно развивать  активную речь с яркой интонационной выразительностью.

От сюжетной игры постепенно переходить надо к режиссёрской. Фантазируйте вместе с детьми, придумывайте новые истории, поощряйте ребёнка за любое добавление к сюжету.

 Основные направления развития театрализованной игры с детьми младшего дошкольного возраста состоят в постепенном переходе ребенка:

- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;

- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

 Игры-шнуровки – это отличные развивающие игрушки для детей. Они укрепляют и развивают мелкую моторику пальцев рук, развивает зрительно – моторную координацию; воспитывает усидчивость, внимание, аккуратность; обучает способам переплетения и завязывания шнурков. Сначала для детей

Для дошкольников младшей возрастной группы важно получить навык заполнения шнуром каждой дырки. За аккуратностью и художественностью шнурования пока следить рано. Важно улучшить координацию кистей и пальцев, усовершенствовать глазомер. А вот для старших дошкольников обретает значение упорядоченность шнуровки.

Нельзя заставлять ребенка играть со шнурами. Игру следует предлагать, когда дошкольник готов к ней, пребывает в подходящем настроении. Если ребенок капризничает, лучше отложить шнурки до подходящего времени.

Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.

 Игра «Собери бусы»- нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст детей, теи крупнее должны быть бусины. Сначала ребенок учится просто нанизывать бусины на веревку. Потом нужно усложнить задание бусина по цвету, форме размеру. Можно нарисовать разные схемы и дать задание ребенку собирать по образцу. Это задание требует большой усидчивости и внимания.

Развитие мелкой моторики у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научится понимать многие  явления окружающего мира.

      Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.

Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Доклад на тему :"Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация "Средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"

Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. М.И.Сеченов писал:«Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе во...

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подгот...

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.    Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всесторонне...

Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....

Презентация "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника Пластилинография имеет два смысловых корня:"ГРАФИЯ"- создавать, изображать."ПЛАСТИЛИН" - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла....