Экспериментирование с дошкольниками на тему: «Вода»
картотека (старшая группа)

Крестникова Марина Владимировна

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь!
Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей . Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.

Цель экспериментирования:  Знакомство детей с  водой. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. 

Во время игр обязательно нужно комментировать словами все, что делает и видит ребенок. Обращать его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты с водой17.49 КБ

Предварительный просмотр:

«ОПЫТЫ С ВОДОЙ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель:  Знакомство детей с  водой. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. 

Во время игр обязательно нужно комментировать словами все, что делает и видит ребенок. Обращать его внимание на то, как "ведут себя" в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них. 

Как играть с водой? 
1. Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем! 
Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнить количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Использовать в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди. 
2. Попробовать сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки использовать воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется? 
3. Спросить у детей, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз). 
А если ее закрыть и опускать в воду? Взять пустую пластмассовую бутылку завинтить крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там. Потом открыть крышку, наполнить бутылку водой до половины, закрыть и пустить в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.  Потом налить бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если заполнить не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Перевернуть  две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивать из воды. Одну оставить погруженную горлышком, а другую постепенно вытащить дальше. Понаблюдать,  что будет происходить. 
4. В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине. 
Налить в них воду из-под крана (попробовать делать это под разным напором), погрузить их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом достать и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки. 
5. Кидаем в воду всё подряд! 
В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой. 
Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде. 

Попробуем класть в воду предметы из разных материалов: 
1. Металл - ложка обычная .
2. Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр.
3. Пластмасса - любые предметы и игрушки.
4. Резина - в одной резиновой игрушке вырезать дно, а другие бросить, как есть; сравните.
5. Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку грязную вещь, дать ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет. 
6. Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого. 
7. Губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут. 
6. Лёд - это тоже вода 
Можно вместе с детьми заморозить лед в сосудах разной формы, но только, чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело... Это будут стаканчики, формочки для теста, кружки, тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера. 
Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь игрушечку маленькую, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать. 
Оставить один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставьте в комнате, третий - на полке в ванной. Или положить по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте - где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие для старших дошкольников на тему «Вода, огонь и дети!»

Цели:пополнить знания детей о правилах пожарной безопасности, о воде;закреплять знания об элементарных правильных действиях в случае возникновения пожара;способствовать развитию творческих способносте...

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе. Тема: «Вода – растворитель»

Конспект НОД по экспериментированию в средней группе...

Конспект занятия по экспериментированию Вторая младшая группа Тема: «Вода и ее свойства»

Задачи:  Познание:1. ознакомить детей со свойствами воды: вода течет, вода тяжелая, прозрачная; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха2. уточнить знания детей о назначен...