Проект в подготовительной к школе группе «Что такое снег?» и «Что такое лёд?»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Чегаровская Екатерина Евгеньевна

Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektzima.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Что такое снег?» и «Что такое лёд?»

       Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности. Любознательность, жажда новых впечатлений, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, всё это распространяется на все сферы деятельности ребёнка.

     Тип проекта – исследовательско-творческий

     Вид проекта – групповой, краткосрочный -1 неделя

     Вид детской деятельности – познавательно-исследовательский

     По составу участников: дети подготовительной  группы

Цель:

-  Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

 - Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

-  Активизация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Задачи исследования:

- Узнать, что такое снег и как он образуется.

- Узнать, почему скрипит снег.

- Изучить свойства снега.

- Рассмотреть формы снежинок.

- Месторождения и образование льда.

- Структура льда.

- Что такое снежинка.

Методы исследования:

- Изучение природоведческой литературы по данной теме;

- Наблюдения;

- Проведение опытов;

- Анализ полученных результатов путем сравнения.

Объект исследования: снег и лед.

I этап – Информационно-технологический:

- Подбор материала по теме проекта;

- Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.

I I этап – Практический:

  • Экскурсия на участок с целью наблюдения за зимними природными явлениями (снег, иней на деревьях, гололед);
  • Работа с иллюстрациями «Природные явления»;
  • Целевая прогулка – эксперимент: свойства снега: легкий, рыхлый; изготовление снеговика;
  • Составление рассказов детьми «За что я люблю зиму»;
  • Научно - экспериментальная деятельность «Свойства снега»;
  •  «Зимняя лаборатория» - экспериментирование со льдом.

III этап – Результативный:

-  Папка-передвижка «Снежные забавы»;

- Фотогазета « Мы - исследователи»;

- Снежный городок на территории детского сада.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

  • Расширение экспериментальным путем знаний у детей о свойствах снега и льда.
  • Возможность найти решение познавательной задачи и умение делать выводы.
  • Проявление интереса к исследовательской деятельности.

Свойства снега и льда.

Наблюдение 1. "Какая вода льется из крана?"

В водопроводе, который имеется во всех домах в городе, вода бывает разная: холодная, горячая. И та и другая вода чистая, прозрачная, льется, принимает форму любого сосуда. В прозрачной посуде (стакане, банке) через воду все видно.

Наблюдение 2. "Как из снега получить воду?"

Снег – это тоже вода, только замерзшая в виде кристаллов-снежинок. Из снега можно получить воду, если его нагреть: он растает и получится вода. Согреть снег можно по-разному: подержать в горячей руке, подышать на снежинки, можно принести в группу, согреть в посуде на огне. В любом случае от нагревания снег превратится в воду.

Наблюдение 3. "Снег – он какой?"

Снег бывает разный. Цвет снега зависит от чистоты: белый – это чистый снег; серый, бурый – очень грязный, такой бывает на проезжих дорогах; цветной – от цветного дыма из заводской трубы, это ядовитый снег. В морозную погоду снег пушистый, легкий, искрится на солнце, скрипит под ногами; в оттепель снег тяжелый, мокрый, липнет к ногам и лыжам, из него можно лепить снежки и скульптуры.

Наблюдение 4. "Можно ли пить талую воду?"

Даже самый белый, чистый снег грязнее водопроводной воды. Проводится опыт: в две белые тарелки кладут снег и наливают воду. Через два часа дети рассматривают воду в тарелках, сравнивают ее, отгадывают, в которой из них был снег (по мусору на дне). Убеждаются, что чистый снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талой водой хорошо поливать растения, ее можно давать животным.

Наблюдение 5. "Если воду замораживать…"        

Воду можно заморозить на улице в мороз, в холодильнике (в морозильном отделении), она превращается в лед. Он твердый, холодный, прозрачный, имеет форму сосуда; он хрупкий, как стекло, легко раскалывается от удара. Замораживая воду разной окраски в песочных формочках, можно сделать красивые цветные льдинки.

Опыт 1. Снег мягкий, легкий. Лед плотный и хрупкий.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок. Лед легко раскалывается.

На мягком снегу видны следы. Снег очень легкий.

Опыт 2Снег скрипит.

Вывод: Скрип снега слышен при морозе. Основной причиной хруста снега считается ломание кристалликов, из которых состоит снежинка.

Опыт 3. Определение прозрачности и цвета.        

Вывод: Картинку под снегом не видно. Лед прозрачный, а снег – непрозрачный. Снег белый, лед бесцветный

Сквозь льдинку видно друга!

Опыт 4. Снег и лед легче воды.

Лед плавает в воде.

Опыт 5. Воздействие температуры.

Вывод: Под действием тепла снег и лед превратились в воду. В тепле снег и лед быстро тает. Но снег тает быстрее льда.

Ладошки холодные и мокрые!

Наливаем цветную воду и …на мороз.

Опыт 6. Образование льда. Изготовление цветных льдинок.

Вывод: На морозе вода превращается в лед.

Ура! Льдинки готовы!

Опыт 7. Что такое иней.

Вывод: Снег и иней − одно и тоже. Только есть разница в том, что снежинки − это пар, который замерз в облаках, а иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках.

Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)

Опыт 8. Ледяной секретик.

Вывод: Лед прозрачный и хрупкий, скользкий. Поэтому очень опасный для человека, если не соблюдать осторожность.

Где можно встретить лед?

Существуют такие разновидности льда, как озерный лед, морской, речной.

Всем знакомы ледяные сталактиты, по-простому названные «сосульками». Эти сосульки растут везде на поверхности при медленной кристаллизации (замерзании) капающей и стекающей воды при разнице температур. «Сосульки» обыденны и в ледяных пещерах.

Выводы исследования:

Снег − это вид атмосферных осадков, выпадающих на земную поверхность, состоящий из мелких кристаллов льда. При низкой температуре вода превращается в лёд. Лёд, как и вода тоже испаряется. Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый и холодный, в тёплую погоду хорошо лепится, а в тепле быстро тает.

Иней − это пар, который замерз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. Но иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах, это − изморозь.

Лед - является кристаллическим состоянием воды. Лед бесцветный, стеклянный блеск, прозрачный.

Снежинка – снежный кристалл в форме шести лучевого многогранника.

В результате проведенных опытов и наблюдений, мы узнали, что снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано.

Снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы. Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

 «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.

  Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»

Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной  к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...

Проект в подготовительной к школе группе "Кто такие динозавры?"

Проект в подготовительной к школе группе "Кто такие динозавры?"...

Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе группы «Кто такие коллекционеры?»

Исследовательский проект с детьми подготовительной к школе    группы «Кто такие коллекционеры?»  Срок реализации проекта: краткосрочный.Участники пректа: дети , педагоги,...

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе №7 «Такие разные колокольчики».

Актуальность проектаСоздание мини-музея «Колокольчики» поможет детям сформировать первичные представления о музеях, о том, как собираются экспонаты.Увидеть то, что стоит за вещью, понять е...

Познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Что такое новый год»

Актуальность: Дети подготовительной группы продолжают знакомиться с народными традициями, в том числе и праздниками. Одним из самых любимых праздников дети называют Новый год. Однако, как показывает п...

Проект в подготовительной к школе группе "Такие разные календари"

Проектная деятельность в подготовительной к школе  группе на тему: «Такие разные календари» Участники: дети подготовительной к школе группы  №16 «Звездочки&r...