Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
методическая разработка (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад No 52 «Аленький цветочек» города Смоленска

 

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы

При реализации ООП ДО может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1. Индивидуализацииобразования(втомчислеподдержкиребенка,построенияегообразовательнойтраекторииили профессиональной коррекции особенностей его развития);

2. Оптимизацииработысгруппойдетей

Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь 2021 г., апрель 2022 г.).

Методика: обследование детей 1,5-3 лет составлено с использованием наблюдений за детьми, предложенных И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Цель: выявить элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.

Критерии:

1. Выявления знаний названий частей тела.

2. Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.

3. Выполнение элементарных умений и навыков личной гигиены (умывание, одевание, умения пользоваться носовым платком, помогать в уборке помещения).

4. Выявления навыков, способствующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью.

 

Описание уровней:

Низкий уровень: дети затрудняются в названиях частях тела. Не умеют пользоваться предметами личной гигиены.

Отсутствуют полностью или частично навыки самообслуживания. Не соблюдают меры безопасности.

Средний уровень: дети владеют основами гигиенической культуры. Бережно относятся к своим вещам, к предметам ближайшего окружения, знают о правилах безопасного поведения. Поддерживают порядок в своих

шкафчиках частично одеваются, следят за своим внешним видом, пользуются предметами личной гигиены.

Высокий уровень: дети называют и показывают части тела. Самостоятельно пользуются предметами личной гигиены. Самостоятельно одеваются, поддерживают порядок в шкафу, прибегают к помощи взрослого лишь в крайних

случаях. Знают о ситуациях, угрожающих здоровью. Соблюдают правила поведения на улице и в группе.

Методика: обследование детей 3-4 лет составлено с использованием наблюдений за детьми, предложенных И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Цель: выявить элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.

Критерии:

1. Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним

Выявления знаний названий частей тела.

2. Сформированность культурно – гигиенических навыков и умений

Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.

3. Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

Выявления навыков, способствующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью

Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:

- организованной деятельности в режимные моменты,

- самостоятельной деятельности воспитанников;

- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников; - образовательной деятельности.

 

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.). Педагогическая диагностика может включать в себя диагностические задания.

Наблюдение:

- за выполнением культурно-гигиеническими навыками (мытьё рук, одевание, прием пищи и др.).

- за общением между сверстниками.

Вопросы для диагностики детей ЗОЖ:

1. Ты чистишь зубы? Зачем ты это делаешь? Чем?

2. Какие части тела ты знаешь, назови и покажи. Для чего нужны уши, глаза?

3. Когда ты моешь руки? Покажи, как ты это делаешь.

4. Что нужно кушать, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми?

5. Выбери, какая одежда нужна зимой, а какая летом?

6. Выбери, в какой обуви можно гулять летом в солнечную погоду? Вдруг пошел дождик, стало много луж, потекли

ручьи, что тогда ты наденешь на прогулку? А если наступила зима, и стало очень холодно, какую обувь выберешь?

Описание уровней:

Низкий уровень: дети затрудняются в названиях частях тела. Не умеют пользоваться предметами личной гигиены. Отсутствуют полностью или частично навыки самообслуживания. Не соблюдают меры безопасности.

Средний уровень: дети владеют основами гигиенической культуры. Бережно относятся к своим вещам, к предметам ближайшего окружения, знают о правилах безопасного поведения. Поддерживают порядок в своих шкафчиках частично одеваются, следят за своим внешним видом, пользуются предметами личной гигиены.

Высокий уровень: дети называют и показывают части тела. Самостоятельно пользуются предметами личной гигиены. Самостоятельно одеваются, поддерживают порядок в шкафу, прибегают к помощи взрослого лишь в крайних случаях. Умеют пользоваться ложкой, вилкой, аккуратны при приеме пищи. Знают о ситуациях, угрожающих здоровью. Соблюдают правила поведения на улице и в группе.

Критерии оценки:

1 – низкий; 2 – средний; 3 – высокий

 

Диагностические задания к программе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников для детей 3-4 лет

1. диагностическое задание: «В гостях у «Мойдодыра»

Цель: выявить уровень сформированности знаний детей об основных правилах ухода за своим организмом. Материал: предметы: расчёска, зубная щётка, мочалка, мыло, шампунь, кукла, мяч, машина, зубная паста. Содержание: педагог предлагает рассмотреть ребёнку лежащие на столе предметы и выбрать те, которые, по их

мнению, помогут им быть чистыми и опрятными.

1 балл – ребёнок затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему предметов. Испытывает потребность

в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности,

предметов необходимыми для сохранения здоровья. Для актуализации представлений ему требуется эмоционально- стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребёнка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ.

3 балла – ребёнок чётко отвечает практически на все поставленные вопросы, его ответ конкретен, по существу, максимально полон; он рассуждает, объясняет своё мнение, приводит примеры из жизни. Ребёнок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

2 диагностическое задание: «В гостях у здоровячков и хлюпиков»

Цель: выявить уровень сформированности представлений детей о пользе физкультуры и спорта для укрепления организма человека.

Материал: набор из 6 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия: занимаются спортом, делают зарядку, играют на улице, катаются на велосипеде, на лыжах; и дети, которые смотрят телевизор, играют на компьютере, читают книгу лёжа.

Содержание: педагог предлагает ребёнку рассмотреть лежащие перед ним картинки, на которых изображены дети, выполняющие различные действия: занимаются спортом, катаются на лыжах, велосипеде, делают

зарядку, играют на улице, читают книгу лёжа, играют на компьютере. И предлагает выбрать те картинки, которые, способствуют здоровому образу жизни. Ребёнок выбирает картинку, сопровождая свои действия объяснениями.

 

1 балл - ребёнок затрудняется объяснить понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. У ребёнка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и ЗОЖ. Ребёнок инициативу не проявляет.

2 балла - ребёнок трактует понятие «здоровье» как состояние человека, когда он выздоравливает после болезни; имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребёнка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ. Ребёнок проявляет инициативу на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет.

3 балла – ребёнок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма. Ребёнок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

3 диагностическое задание: «Помоги Незнайке»

Цель: выявить уровень сформированности представлений детей о полезных для здоровья продуктах.

Материал: набор предметных картинок, на которых изображены: чеснок, лук, яблоко, кефир, молоко, торт, чипсы, кока – кола. Кукла «Незнайка».

Содержание: педагог предлагает рассмотреть ребёнку предметные картинки, на которых изображены: чеснок, лук, яблоко, кефир, молоко, торт, чипсы, кока-кола и говорит: «К нам пришел Незнайка», помоги ему выбрать полезные для здоровья человека продукты».

1 балл - ребёнок затрудняется выбрать полезные для здоровья человека продукты и объяснить их значение. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

2 балла - ребёнок имеет элементарные представления о ЗОЖ. Для актуализации представлений ему требуется помощь взрослого в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. У ребёнка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ.

 

3 балла – ребёнок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Ребёнок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

Методика: обследование детей 4-5 лет составлено с использованием наблюдений за детьми, предложенных И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Цель: выявить элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни и старается следовать им в своей деятельности.

Критерии:

1. Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним

Выявления знаний названий частей тела.

2. Сформированность культурно – гигиенических навыков и умений

Правильно пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок), умывается и моет руки при незначительной помощи взрослого.

3. Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

Выявления навыков, способствующих поддержанию, укреплению и сохранению здоровья, элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих здоровью

Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:

- организованной деятельности в режимные моменты,

- самостоятельной деятельности воспитанников;

- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников; - образовательной деятельности.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.). Педагогическая диагностика может включать в себя диагностические задания.

 

Наблюдение:

- за выполнением культурно-гигиеническими навыками (мытьё рук, одевание, прием пищи и др.).

- за общением между сверстниками.

Вопросы для диагностики детей ЗОЖ:

1. Ты чистишь зубы? Зачем ты это делаешь? Чем?

2. Какие части тела ты знаешь, назови и покажи. Для чего нужны уши, глаза?

3. Когда ты моешь руки? Покажи, как ты это делаешь.

4. Что нужно кушать, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми?

5. Выбери, какая одежда нужна зимой, а какая летом?

6. Выбери, в какой обуви можно гулять летом в солнечную погоду? Вдруг пошел дождик, стало много луж, потекли

ручьи, что тогда ты наденешь на прогулку? А если наступила зима, и стало очень холодно, какую обувь выберешь?

Описание уровней:

Низкий уровень: Дети затрудняются в названиях частях тела. Не умеют пользоваться предметами личной гигиены. Отсутствуют полностью или частично навыки самообслуживания. Не соблюдают меры безопасности.

Средний уровень: Дети владеют основами гигиенической культуры. Бережно относятся к своим вещам, к предметам ближайшего окружения, знают о правилах безопасного поведения. Поддерживают порядок в своих шкафчиках частично одеваются, следят за своим внешним видом, пользуются предметами личной гигиены.

Высокий уровень: Дети называют и показывают части тела. Самостоятельно

пользуются предметами личной гигиены. Самостоятельно одеваются, поддерживают порядок в шкафу, прибегают к помощи взрослого лишь в крайних случаях. Умеют пользоваться ложкой, вилкой, аккуратны при приеме пищи. Знают о ситуациях, угрожающих здоровью. Соблюдают правила поведения на улице и в группе.

Критерии оценки: 1 – низкий;

2 – средний;

3 – высокий

 

Диагностические задания к программе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников для детей 4-5 лет

1. Диагностическое задание: «В гостях у «Мойдодыра»

Цель: выявить уровень сформированности знаний детей об основных правилах ухода за своим организмом. Материал: предметы: расчёска, зубная щётка, мочалка, мыло, шампунь, кукла, мяч, машина, зубная паста. Содержание: педагог предлагает рассмотреть ребёнку лежащие на столе предметы и выбрать те, которые, по их

мнению, помогут им быть чистыми и опрятными.

1 балл – ребёнок затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему предметов. Испытывает потребность

в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

2 балла – ребёнок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности,

предметов необходимыми для сохранения здоровья. Для актуализации представлений ему требуется эмоционально- стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребёнка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ.

3 балла – ребёнок чётко отвечает практически на все поставленные вопросы, его ответ конкретен, по существу, максимально полон; он рассуждает, объясняет своё мнение, приводит примеры из жизни. Ребёнок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

2 Диагностическое задание: «В гостях у здоровячков и хлюпиков»

Цель: выявить уровень сформированности представлений детей о пользе физкультуры и спорта для укрепления организма человека.

Материал: набор из 6 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия: занимаются спортом, делают зарядку, играют на улице, катаются на велосипеде, на лыжах; и дети, которые смотрят телевизор, играют на компьютере, читают книгу лёжа.

Содержание: педагог предлагает ребёнку рассмотреть лежащие перед ним картинки, на которых изображены дети, выполняющие различные действия: занимаются спортом, катаются на лыжах, велосипеде, делают

зарядку, играют на улице, читают книгу лёжа, играют на компьютере. И предлагает выбрать те картинки, которые, способствуют здоровому образу жизни. Ребёнок выбирает картинку, сопровождая свои действия объяснениями.

 

1 балл - ребёнок затрудняется объяснить понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. У ребёнка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и ЗОЖ. Ребёнок инициативу не проявляет.

2 балла - ребёнок трактует понятие «здоровье» как состояние человека, когда он выздоравливает после болезни; имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребёнка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ. Ребёнок проявляет инициативу на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет.

3 балла – ребёнок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма. Ребёнок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

3 Диагностическое задание: «Помоги Незнайке»

Цель: выявить уровень сформированности представлений детей о полезных для здоровья продуктах.

Материал: набор предметных картинок, на которых изображены: чеснок, лук, яблоко, кефир, молоко, торт, чипсы, кока – кола. Кукла «Незнайка».

Содержание: педагог предлагает рассмотреть ребёнку предметные картинки, на которых изображены: чеснок, лук, яблоко, кефир, молоко, торт, чипсы, кока-кола и говорит: «К нам пришел Незнайка», помоги ему выбрать полезные для здоровья человека продукты».

1 балл - ребёнок затрудняется выбрать полезные для здоровья человека продукты и объяснить их значение. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров.

2 балла - ребёнок имеет элементарные представления о ЗОЖ. Для актуализации представлений ему требуется помощь взрослого в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. У ребёнка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ.

 

3 балла – ребёнок способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Ребёнок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер.

Методика: обследование детей 5-6 лет составлено с использованием диагностических заданий «Наши привычки» О.В. Дыбиной, методики «Что я знаю о своем организме», С.Е. Шукшиной.

Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:

- организованной деятельности в режимные моменты,

- самостоятельной деятельности воспитанников;

- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников; - образовательной деятельности.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.). Педагогическая диагностика может включать в себя диагностические задания.

Критерии оценки: 1 – низкий;

2 – средний;

3 – высокий

Диагностические задания к программе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников для детей 5-6 лет

Диагностические задания «Наши привычки» (автор О.В. Дыбина)

Цель: выявить умение детей оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Исследование включает 5 серий заданий:

 

1 серия «Назови знак»

Материал: 5 природоохранных знаков.

Инструкция: ребенку показывают любой знак и просят «Назови этот знак и объясни, о чем он говорит»

2 серия «Звуковые сигналы»

Материал: 5 картинок с изображение предметов, которые при необходимости могут издавать звуковые сигналы: будильник, чайник, телефон, поезд, машина со специальными сигналами).

Инструкция: ребенка просят рассмотреть картинки и задают вопрос «Скажи, о чем предупреждают и сообщают звуковые сигналы этих предметов и машин? Какие привычки могут быть связаны с ними?»

3 серия «Что полезно и что вредно для кожи»

Материал: 5 карточек – трава, осколки стекла, панамка, булавка, спички.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть эти предметы. «Расскажи, какую пользу или какой вред могут принести коже изображенные предметы?»

4 серия «Что мы вдыхаем»

Материал: 5 картинок: выхлопной газ, табачный дым, лакокрасочные вещества, заводские трубы, непроветренное помещение.

Инструкция: ребенку дают следующую инструкцию: «Объясни, какое влияние на человека оказывает каждое изображенное явление?».

5 серия «Полезные продукты»

Материал: таблица с полезными и вредными продуктами.

Инструкция: ребенку дают следующую инструкцию: «Отметь красной фишкой полезные для здоровья продукты».

За каждый правильный ответ или действие ребенок получает +. Результаты исследований:

3 балла: ребенок самостоятельно без помощи взрослого набрал 20-25 плюсов за правильные ответы и действия по всем сериям заданий.

2 балла: ребенок при незначительной помощи взрослого получил 14-19 плюсов за правильные ответы и действия по всем сериям заданий.

1 балл: ребенок даже при значительной помощи взрослого набирает не более 13 плюсов.

 

Методика «Что я знаю о своем организме» (автор С.Е. Шукшина)

Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы детям:

1 Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?

2 Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, которую можно приставить к животику и посмотреть, что там находится. Что ты там

увидишь?

3 Нужно ли помогать своему организму? Чем и как ты ему помогаешь?

4 Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает? Что было бы с человеком, если бы он не чувствовал боли?

5 Какая твердая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений?

6 Если предположить, что скелет «убежал» из твоего тела, не оставив ни одной косточки, то:

а) твое тело осталось бы прежним или стало другим?

б) ты бы смог жить без скелета? Почему?

7 Какие «силачи» находятся в твоем теле и заставляют двигаться твой скелет?

8.Что могут делать мышцы?

9.Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?

10.Для чего человеку необходимо сердце?

11 Для чего человеческому организму нужна кровь?

12.В каком состоянии находится кровь человека: в неподвижном состоянии или в постоянном движении:

а) когда ты ходишь, бегаешь?

б) когда ты сидишь?

в) когда ты лежишь (спишь)?

13 Что заставляет кровь постоянно двигаться? Зачем мы дышим?

14 Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом?

15 Для чего мы должны питаться?

16 Куда попадает пища и что с ней происходит после того, как ты взял ее в рот?

17 Покажи, где находится головной мозг.

18 Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?

 

19.Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)? 20 Кто такие - инвалиды? Как и чем мы им можем помочь?

21 Почему люди болеют?

22 Что ты должен делать, как себя вести, чтобы:

а) быть здоровым и никогда не болеть?

б) не причинять боли другим людям, не стать причиной их болезни?

Методика: обследование детей 6-7 лет включительно составлено с использованием диагностических заданий «Наши привычки» О.В. Дыбиной, методики «Что я знаю о своем организме», С.Е. Шукшиной, методики «Неоконченные предложения» В.А. Деркунской.

Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение при:

- организованной деятельности в режимные моменты,

- самостоятельной деятельности воспитанников;

- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников; - образовательной деятельности.

При необходимости педагог может применять и иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.). Педагогическая диагностика может включать в себя диагностические задания.

Критерии оценки: 1 – низкий;

2 – средний;

3 – высокий

 

Диагностические задания к программе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников для детей 6-7 лет (включительно)

Диагностика по методике В.А. Деркунской «Неоконченные предложения»

Цель: изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека.

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

Здоровый человек — это...

Мое здоровье...

Иногда я болею, потому что...

Когда я болею, мне помогают...

Когда у человека что-то болит, он...

Я хочу, чтобы я всегда был здоров, потому что...

Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал... Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

Когда мои друзья болеют, то я ...

Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Диагностические задания «Наши привычки» (автор О.В. Дыбина)

Цель: выявить умение детей оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Исследование включает 5 серий заданий:

1 серия «Назови знак»

Материал: 5 природоохранных знаков.

Инструкция: ребенку показывают любой знак и просят «Назови этот знак и объясни, о чем он говорит»

 

2 серия «Звуковые сигналы»

Материал: 5 картинок с изображение предметов, которые при необходимости могут издавать звуковые сигналы: будильник, чайник, телефон, поезд, машина со специальными сигналами).

Инструкция: ребенка просят рассмотреть картинки и задают вопрос «Скажи, о чем предупреждают и сообщают звуковые сигналы этих предметов и машин? Какие привычки могут быть связаны с ними?»

3 серия «Что полезно и что вредно для кожи»

Материал: 5 карточек – трава, осколки стекла, панамка, булавка, спички.

Инструкция: ребенку предлагается рассмотреть эти предметы. «Расскажи, какую пользу или какой вред могут принести коже изображенные предметы?»

4 серия «Что мы вдыхаем»

Материал: 5 картинок: выхлопной газ, табачный дым, лакокрасочные вещества, заводские трубы, непроветренное помещение.

Инструкция: ребенку дают следующую инструкцию: «Объясни, какое влияние на человека оказывает каждое изображенное явление?».

5 серия «Полезные продукты»

Материал: таблица с полезными и вредными продуктами.

Инструкция: ребенку дают следующую инструкцию: «Отметь красной фишкой полезные для здоровья продукты».

За каждый правильный ответ или действие ребенок получает +.

Результаты исследований:

3 балла:

Ребенок самостоятельно без помощи взрослого набрал 20-25 плюсов за правильные ответы и действия по всем сериям заданий.

2 балла:

Ребенок при незначительной помощи взрослого получил 14-19 плюсов за правильные ответы и действия по всем сериям заданий.

1 балл:

Ребенок даже при значительной помощи взрослого набирает не более 13 плюсов.

 

Методика «Что я знаю о своем организме» (автор С.Е. Шукшина)

Цель: выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы детям:

1 Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?

2 Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, которую можно приставить к животику и посмотреть, что там находится. Что ты там

увидишь?

3 Нужно ли помогать своему организму? Чем и как ты ему помогаешь?

4 Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает? Что было бы с человеком, если бы он не чувствовал боли?

5 Какая твердая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреждений?

6 Если предположить, что скелет «убежал» из твоего тела, не оставив ни одной косточки, то:

а) твое тело осталось бы прежним или стало другим?

б) ты бы смог жить без скелета? Почему?

7 Какие «силачи» находятся в твоем теле и заставляют двигаться твой скелет?

8.Что могут делать мышцы?

9.Какой неутомимый мастер стучит у тебя внутри?

10.Для чего человеку необходимо сердце?

11 Для чего человеческому организму нужна кровь?

12.В каком состоянии находится кровь человека: в неподвижном состоянии или в постоянном движении:

а) когда ты ходишь, бегаешь?

б) когда ты сидишь?

в) когда ты лежишь (спишь)?

13 Что заставляет кровь постоянно двигаться? Зачем мы дышим?

14 Куда попадает воздух после того, как ты вдохнул его носом?

15 Для чего мы должны питаться?

16 Куда попадает пища и что с ней происходит после того, как ты взял ее в рот?

17 Покажи, где находится головной мозг.

18 Для чего нам нужен мозг, как он помогает человеку?

 

19.Как устроены все люди? Одинаково или каждый по-разному (по-своему)? 20 Кто такие - инвалиды? Как и чем мы им можем помочь?

21 Почему люди болеют?

22 Что ты должен делать, как себя вести, чтобы:

а) быть здоровым и никогда не болеть?

б) не причинять боли другим людям, не стать причиной их болезни?

Сводная таблица результативности освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни за 2021-20222 учебный год

 Первая младшая группа

Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним

Кол-во детей Проценты % НКНКНКНКНКНК

0 13 0 65 0 13 0 65 0     13 0 65

14 7 70 35 14 7 70 35 14     7 70 35 Низкий 6 0 30 0 6 0 30 0 6     0 30 0

Итого 20 20 100 100 20 20 100 100 20     20 100 100 Вторые младшие группы

    Уровень развития ребенка

Сформированность культурно- гигиенических навыков и умений

Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

      Кол-во детей Проценты %

Кол-во детей Проценты %

                       Высокий Средний

                                                  Уровень развития ребенка

Высокий Средний

Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним

Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

Сформированность культурно- гигиенических навыков и умений

Кол-во детей Проценты % НКНКНКНКНКНК

0 19 0 68 0 19 0 68 0 19 0 68 22 9 79 32 22 9 79 32 22 9 79 32

      Кол-во детей Проценты %

Кол-во детей Проценты %

                                                   Низкий 6 0 21 0 6 0 21 0 6 0 21 0 Итого 28 28 100 100 28 28 100 100 28 28 100 100

                          

 Средние группы

Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним

Кол-во детей Проценты % НКНКНКНКНКНК

7 51 12 89 3 49 5 86 3 51 5 89 49 6 86 11 52 8 91 14 52 6 91 11

    Уровень развития ребенка

Высокий Средний

Сформированность культурно- гигиенических навыков и умений

Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

      Кол-во детей Проценты %

Кол-во детей Проценты %

                                                   Низкий 1 0 2 0 2 0 4 0 2 0 4 0 Итого 57 57 100 100 57 57 100 100 57 57 100 100

                          Старшая группа Сформированность представлений о

    Уровень развития ребенка

Высокий Средний

Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

Сформированность культурно- гигиенических навыков и умений

Кол-во детей Проценты %

НГ КГ НГ КГ

28 76 35 94 19 69 23 85 20 75 25 93 53 5 65 6 62 12 77 15 61 6 75 7

своем теле, правилах ухода за ним

Кол-во детей Проценты %

НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ

      Кол-во детей Проценты %

                                                   Низкий 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 81 81 100 100 81 81 100 100 81 81 100 100

                          Разновозрастная группа

Сформированность представлений о своем теле, правилах ухода за ним

Кол-во детей Проценты %

НГ КГ НГ КГ

15 31 44,1 91,14 16 32 47,04 94,08 17 31 49,98 91,14 19 3 55,86 8,82 18 2 52,92 5,88 17 3 49,98 8,82

    Уровень развития ребенка

Высокий Средний

Сформированность культурно- гигиенических навыков и умений

Сформированность представлений о полезных и вредных привычках, факторах ЗОЖ

      Кол-во детей Проценты %

НГ КГ НГ КГ НГ КГ НГ КГ

Кол-во детей Проценты %

                                                   Низкий 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 34 34 99,96 99,96 34 34 99,96 99,96 34 34 99,96 99,96

Вывод: анализ освоения детьми программы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в конце 2021-2022 учебного года показывает положительную динамику. Страница

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы  формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников в старшей группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников 6-7 лет (включительно) в подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчики» по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного год

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни  у дошкольников 6-7 лет (включительно) в подготовительной к школе группе № 5 «Колокольчик...

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики

Формирование культуры здорового образа жизни является одним из важнейших аспектов воспитания гармоничной личности ребенка....

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики

Формирование культуры здорового образа жизни является одним из важнейших аспектов воспитания гармоничной личности ребенка....

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики

Формирование культуры здорового образа жизни является одним из важнейших аспектов воспитания гармоничной личности ребенка....

Мониторинг результатов освоения обучающимися программы формирования культуры здорового образа жизни у воспитанников по итогам диагностики материал

Формирование культуры здорового образа жизни является одним из важнейших аспектов воспитания гармоничной личности ребенка....