консультация для родителей. "Опыты и эксперименты дома и на прогулке"
консультация

Шатрова Кристина Артуровна

Как поддержать активность ребенка? 

Как создать дома уголок для экспериментов? 

Что изучить с детьми?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опыты и эксперименты дома и на прогулке»

Дорогие родители!

«Часто ли вы, выходя с ребенком на прогулку, обращаете его

внимание на такие для вас простые и обыденные вещи: " почему качаются деревья, почему дует ветер, почему на солнышке лужи высыхают быстрее, чем в тени? Вы можете ответить, что это слишком

сложные вещи для восприятия вашего ребенка. Но даже самые сложные вещи, можно объяснить маленькому человечку. Мы предлагаем вам простые опыты и эксперименты, которые вы может провести с

вашими детьми, как во время совместных прогулок, так и дома. Надеемся, что они помогут вам открыть для ваших детей этот огромный, но удивительно интересный мир!

Как поддержать активность ребенка?

  1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
  2. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту.
  3. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
  4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
  5. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
  6. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

Как создать дома уголок для экспериментов

Для проведения опытов необходимы: увеличительные стекла, мерные стаканы, линейки, магниты, часы, весы, можно использовать разные упаковочные материалы: стаканчики разной степени прозрачности и цвета из-под йогуртов, мороженного и других молочных продуктов.

Желательно приобрести песочные часы, лупы, комплекты для игр с водой и песком. Опыты с использованием лупы интересное занятие для ребенка.

Дома можно использовать природные материалы: глину, камни, песок, морские камушки и ракушки, шишки, предназначенные для проведения различных исследований.

Каждому ребенку необходимо предоставить возможность провести опыты самостоятельно. Например, «Волшебный магнит» позволит ребенку найти среди окружающих предметов железные; а увлекательная игра с мыльными пузырями поможет «обнаружить» воздух внутри нас.

Для развития исследовательской деятельности можно использовать

высевание семян на рассаду. Привлечение к этой деятельности ребенка позволит наблюдать за развитием растения, а также устанавливать зависимость от условий (вода, свет, тепло).

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ –

БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Варианты совместной исследовательской деятельности в ходе использования естественных ситуаций дома

  1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ. В ванной комнате разрешать играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность,
  2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
  3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ. Поинтересуйтесь у малыша: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
  4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
  5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ... Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

Что изучить с детьми?

  1. О материалах (пластик, ткань, бумага, стекло, керамика, фарфор, металл, поролон).
  2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
  3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни, как образуется град,

иней, снег, лёд, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

  1. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
  2. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
  3. О геометрических эталонах (ромб, овал, трапеция, призма, конус, шар).

ОСЕНЬ.

«Опыты с воздухом»

Помогите ребенку «увидеть» воздух, покажите, что он повсюду, Опыт 1. «Солнце сушит»

Берете резиновую игрушку, моете ее. Выносите на солнышко, Ребенок самостоятельно наблюдает и видит, что игрушка на солнце постепенно Высыхает.

Вывод: Солнце сушит. Опыт 2. «Что умеет ветер?»

а). Предложите ребенку пробежаться против сильного ветра. Ребенок делает Вывод, что это не легко.

б). Дайте ребенку цветные флажки и бумажные ленточки. Предложите поднять предметы вверх и посмотреть, как они колышутся на ветру. Очень хорошо слышно шорох бумажных ленточек.

в). Почему качаются деревья? Ребенок делает вывод, что ветер их качает. г). Дома налейте таз с водой и подуйте на воду. Ребенок делает вывод, что создаются волны. Чем сильнее дуем, тем больше волны.

Опустите в воду кораблик - игрушку и подуйте вентилятором, но не сильно. Что происходит? Ребенок говорит- кораблик качается. А если ветер

очень сильный, начинается буря и кораблик может потерпеть крушение. Если ветра нет - все тихо и спокойно.

д). Еще можно продемонстрировать что сильный ветер может сорвать шляпу с головы. Ребенок на опыте самостоятельно убеждается. Дуете вентилятором на

голову со шляпой, шляпа под потоком ветра срывается. Опыт3. «Листопад»

Возьмите букет сухих листьев и подбросьте их вверх. Наблюдаете с ребенком, как они кружатся и летят далеко. Почему? Ребенок делает вывод, что

дует ветер и поэтому листья летят и кружатся. А если ветра нет, то листочки тихо падают на землю.

Опыт 4. «Как поймать ветерок?»

Наберите в пакет воздух. Проделайте дырочку в пакете, подставьте к отверстию руки. Что ты чувствуешь? Ребенок отвечают - ветерок. Это воздух

«убегает» из пакета получается ветерок. Опыт 5. «Воздух легче воды»

Возьмите тазик с водой. Предложите ребенку «утопить мячик в воде. Мячик не тонет как не старались его утопить.

Вывод: Воздух легче воды. Опыт 6. «Мыльные пузыри»

Поставить стакан с мыльным раствором и предложить детям выдуть через соломинку мыльные пузыри. Внутри пузырьков воздух, поэтому они такие легкие и летают,

Воды обыкновенной в стаканчик набери. Сейчас из мыльной пены надуем пузыри. Соломинку простую сейчас возьму я в рот, Воды в нее втяну я, потом слегка подую

В соломинку- и вот, сияя гладкой пленкой, Растягиваясь в ширь, выходит нежный, тонкий, Раскрашенный пузырь.

Он воздухом надутый по воздуху плывет, Но ни одной минуты на свете не живет.

ЗИМА.

«Снег и лед»

Сравнение снега и льда - что общего и чем отличаются. Опыт 7. «Метель»

B банку или большую прозрачную коробку насыпьте частички пенопласта (он белый и похож на снег). Закройте крышкой и проделайте отверстие, в которое вставьте трубочку и подуйте в нее. Создается видимость метели. Наблюдаем за метелью и за получаемыми в результате искусственные сугробы.

Опыт 8. «Снег»

Снег - белый, холодный, липкий, рассыпчатый, от тепла тает. Из липкого снега можно сделать снеговика, пирожки и др.

Наберите в баночку снег и поставьте в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратите внимание ребенка на то, что снег грязный, поэтому есть его нельзя. Рассмотрите под микроскопом (лупой). Процедите его через марлю и еще раз покажите ребенку, что снег грязный. Опыт 9. «Лед»

Сравнение снега и льда. Лед - холодный, твердый, бесцветный, хрупкий, выскальзывает из рук. Лед под действием тепла также как и снег превращается в воду, но медленнее. Его тоже брать в рот нельзя из-за грязи. Затем также как и снег, воду процеживаете через марлю.

Опыт 10. «Цветные льдинки»

Берем формочки с подкрашенной водой и опущенными в них ниточками.

Ставим их на мороз и наблюдаем, как они замерзают и превращаются в лед. После замерзания получаются цветные льдинки, которыми можно украсить елочку на прогулке.

ВЕСНА.

«Какой бывает вода?»

Познакомьте ребенка с некоторыми свойствами воды, обратите внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Опыт 11. «Вода прозрачная»

Стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки. В каком стакане они видны, а в каком нет? Почему? Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 12. «У воды нет вкуса»

Предложите выпить немного воды. Какого она вкуса? Да - никакого, она безвкусная. Затем положите в воды сахар. Размешайте и дайте ребенку попробовать. Какой вкус приобрела вода? Правильно, сладкий.

Вывод: вода безвкусная. (можно добавить соли)

Опыт 13. «Пар-это тоже вода»

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы был виден пар. Возьмите зеркало и подержите его над паром. Через некоторое время на нем выступают капельки воды.

Вывод: пар-это тоже вода.

Опыт 14. «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Поставить два стакана с водой разной температуры. Пальчиком попробовать и определить, в каком стакане самая холодная вода, а в каком самая теплая. Вывод: вода может быть теплой, горячей и холодной.

Может быть теплой от солнечных лучей.

Может быть горячей при нагревании приборами.

Может быть холодной от холодного места, возможно холодильника Опыт 15.«Где быстрее тает снег»

В тени снег тает медленнее. Предложите убедиться в этом вашему ребенку. Приложите ладонь к поверхности скамейки, к стволу дерева, к своей одежде. Протяните ладошки к солнцу, чтобы ощутить тепло. Это солнышко греет и все согревает. Наберите в формочку снега и поставьте на солнышко. Вскоре в формочке будет вода, а в тени снег тает медленнее. Делаем вывод, что солнце сильно греет, поэтому снег быстро тает, а в тени солнца нет - там снег тает медленнее.

Опыт 16. «Тонет или нет» Свойства камня и щепки. Что тонет?

Бросьте в лужу щепочку - она держится на плаву. Бросаем камень - он тонет.

Вывод: камень тяжелый, поэтому он утонул, а щепочка легкая, поэтому она плавает. Можно сравнить их на ощупь, подержав в руке.

Опыт 17. «Есть ветер или нет»

С помощью вертушек и ленточек. Действие ветра. Вместе с детьми определить силу ветра. И наблюдать за их движением. Меняется ли положение вертушки? Предложить детям поднять ленточки и посмотреть, что с ними происходит?

Вывод: они колышутся. Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон. В ветреные дни понаблюдать, как падают листья с деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Опыты и эксперименты дома»

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения о...

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты можно организовать дома».

Здесь собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребё...

Консультация для родителей «Опыты и эксперименты дома»

Консультация для родителей«Опыты и эксперименты дома»...

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты дома"

Сборник занимательных, интересных детям 5-6 лет опытов и экспериментов. Доступных для проведения дома совместно с родителями....

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты для детей 5-7 лет дома"

Консультация для родителей "Опыты и эксперименты для детей 5-7 лет дома"...

Консультация для родителей Опыты и эксперименты дома для детей от 4 до 7 лет

Консультация для родителей  Опыты  и эксперименты дома для детей  от 4 до 7 лет...

Консультации для родителей "Опыты и эксперименты дома. Чем занять маленьких исследователей"

Консультации для родителей "Опыты и эксперименты дома. Чем занять маленьких исследователей"...