Образовательный проект «Нивхи – коренные малочисленные народы Севера»
проект (старшая, подготовительная группа)

Адищева Марина Олеговна

Образовательный проект по направлению "Народное искусство и культурное наследие"

на тему: «Нивхи – коренные малочисленные народы Севера»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Реализация проекта28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №2 «Солнышко» г. Охи

Образовательный проект

по направлению: «Народное искусство и культурное наследие»

на тему: «Нивхи – коренные малочисленные народы Севера»

                                                                                        Подготовила:

                                                                                        Кононова Марина Олеговна,

                                                                                        педагог дополнительного

                                                                                        образования

                                                                                        МБДОУ детский сад №2

                                                                                        «Солнышко» г. Охи

Оха

2022

Содержание

Пояснительная записка        3

Реализация проекта        5

Вывод        8

Список литературы        9

Приложение 1        10


Пояснительная записка

Актуальность проекта:

Культура и история – это невидимые нити, соединяющие прошлое с будущим. Передача культурного опыта будущему поколению крайне важна в современном стремительно меняющемся мире, где многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений всё ценное и достойное из народной культуры, его духовного наследия.

Коренным малочисленным народом Севера являются нивхи. И чтобы с ними познакомиться, мы используем один из эффективных методов этнокультурного воспитания - музейную технологию. Она подразумевает создание, систематическое изучение и пополнение мини-музеев. Музеи объединяют поколения людей, их духовность. Организация мини-музеев в детском саду играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, его приобщения к историческому, культурному наследию.

Важной особенностью мини-музея является участие в их создании педагогов, детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении тематики, семьей изготавливают экспонаты для мини-музея. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.

Цель проекта: познакомить дошкольников старшей группы с традициями и праздниками нивхов, их традиционным укладом жизни в зависимости от времени года, а также пополнить новыми экспонатами мини-музей, посвященный истории коренных малочисленных народов Севера – нивхов «Тыхыф».

Задачи проекта:

  1. сформировать уважение и интерес к коренным малочисленным народам Севера – нивхам;
  2. познакомить воспитанников с климатом, растительным и животным миром северного уголка нашего края;
  3. привлечь и заинтересовать родителей в организации мини-музея;
  4. сформулировать пути решения, направленные на сохранение традиций нивхов;
  5. создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
  6. познакомить воспитанников с традиционным наследием культуры нивхов;
  7. активизировать и систематизировать знания о Сахалинской области;
  8. развить творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру;
  9. обогатить предметно-развивающую среду МБДОУ детский сад №2 «Солнышко» г. Охи, способствующую расширению знаний воспитанников о культурном наследии страны.

Методы реализации проекта:

  1. мониторинг;
  2. словесный;
  3. практический;
  4. наглядный;
  5. репродуктивный;
  6. эвристический (частично-поисковый);
  7. игровой.

Гипотеза: вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволит систематизировать работу по изучению истории таких коренных малочисленных народов севера, как нивхов; изучить их традиции и обычаи; а также предоставит ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширит его жизненный опыт.

Ожидаемые результаты:

  1. изготовление и пополнение новыми экспонатами мини-музея, посвященного истории коренных малочисленных народов Севера «Тыхыф»;
  2. систематизирование знаний о культуре и традициях нивхов;
  3. способствование формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина.

Объект изучения: традиции и обычаи коренных малочисленных народов севера – нивхов.

Предмет изучения: процесс формирования у детей дошкольного возраста знаний о культуре и традициях своего народа, интереса и уважительного отношения к ним. 

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

По продолжительности: среднесрочный.

Срок реализации: 3 месяца (март-май 2022 г.)

Участники проекта: педагоги, родители, воспитанники старшей группы.


Реализация проекта

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Подготовительный

Определение цели и задач проекта;

Подбор и изучение литературы, связанной с темой проекта;

Частичный сбор предметов прикладного искусства народов севера;

Составление перспективного плана по реализации проекта;

Шитье костюмов;

Проведение беседы с родителями коренных малочисленных народов севера;

Подготовительная работа с воспитанниками старшей группы (мониторинг осведомлённости воспитанников о коренных малочисленных народов Севера – нивхов) (приложение 1);

Оснащение предметно-развивающей среды группы;

Взаимодействие с другими учреждениями и их педагогами с целью знакомства дошкольников с музейной культурой нивхов (экскурсия в Охинский краеведческий музей «Традиционное искусство нивхского народа)

1-2 марта 2022 г.

3-4 марта 2022 г.

5-9 марта 2022 г.

10-14 марта 2022 г.

В течение реализации проекта

16 марта 2022 г.

7-18 марта 2022 г.

В течение реализации проекта

21 марта 2022 г.

Основной

Работа с детьми

Совместная образовательная деятельность

Организация и проведение циклов занятий по темам:

«Северные земли и её обитатели»;

«Жизнь и быт народов Севера»;

«Моя малая Родина – Сахалин»;

«Сахалин раньше и сейчас».

Проведение бесед по темам:

«Коренные жители Сахалина – нивхи»;

«Быт и традиции народов Севера»;

«Ремесло и традиции нивхов».

Взаимодействие с музыкальным руководителем и ознакомление с праздником, посвященным  традициям нивхов:

«Пробуждение медведя».

Взаимодействие с инструктором по физической культуре и проведение подвижных игр нивхов:

«Тыкрдь» -  прыжки через крутящуюся веревку;

«Кома кыс-кыс» - мать защищает своих детей;

«Тлоть» - прыжки на одной ноге;

Самостоятельная деятельность детей

Проведение дидактических игр:

 «Кто, где живет?»;

«Удачливые нивхи – рыбаки»;

 «Растения Сахалина»;

«Мир животных на Сахалине».

Формы взаимодействия с семьей

Беседа с родителями коренных малочисленных народов севера;

Совместная работа с родителями по организации мини-музея «Тыхыф»;

Пошив национальных костюмов нивхов;

Изготовление нивхских узоров.

Цели

Познакомить воспитанников старшей группы с бытом и жизнью народов Севера.

Познакомить с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года.

Расширить и закрепить знания воспитанников о традиционном празднике нивхов «Пробуждение медведя».

Сформировать интерес к подвижным играм коренных малочисленных народов Севера – нивхов.

Закрепить знания детей о растительном и животном мире северного уголка нашего края;

Развить творческий и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

Приобщить родителей к организации предметно-пространственной среды в группе.

23 марта 2022 г.

6 апреля 2022 г.

20 апреля 2022 г.

4 мая 2022 г.

30 марта 2022 г.

13 апреля 2022 г.

27 апреля 2022 г.

8 апреля 2022 г.

15 апреля 2022 г.

29 апреля 2022 г.

6 мая 2022 г.

23 марта 2022 г.

6 апреля 2022 г.

4 мая 2022 г.

23 марта 2022 г.

16 марта 2022 г.

В течение реализации проекта

В течение реализации проекта

4-6 мая 2022 г.

Заключительный

Совместное  с родителями и воспитанниками пополнение и оформление мини-музея «Тыхыф»;

Торжественное представление обновленного мини-музея;

Итоговое мероприятие «Пробуждение медведя»;

Итоговый мониторинг осведомлённости воспитанников о коренных малочисленных народов Севера – нивхов.

16-19 мая 2022 г.

20 мая 2022 г.

23 мая 2022 г.

24 мая 2022 г.


Вывод

Проделанная работа показала положительные результаты:

  • у воспитанников сформировался интерес и уважение к коренным малочисленным народам Севера – нивхам;
  • обучающиеся познакомились с климатом, растительным и животным миром северного уголка нашего края;
  • ребята старшей группы познакомились с традиционным наследием культуры нивхов, активизировали и систематизировали знания о Сахалинской области, развили творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру;
  • обогатили предметно-развивающую среду нашего учреждения, способствующую расширению знаний воспитанников о культурном наследии страны.

Гипотеза данного проекта  «вовлечение педагогов, детей и их родителей в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволит систематизировать работу по изучению истории таких коренных малочисленных народов севера, как нивхов; изучить их традиции и обычаи; а также предоставит ребенку доступ к культуре своего народа путем его действенного познания, расширит его жизненный опыт» подтверждена.

Цель «познакомить дошкольников старшей группы с традициями и праздниками нивхов, их традиционным укладом жизни в зависимости от времени года, а также пополнить новыми экспонатами мини-музей, посвященный истории коренных малочисленных народов Севера – нивхов «Тыхыф»» достигнута.

Результаты итоговой диагностики показали положительные результаты и представлены в прикрепленной презентации.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология действительно является эффективной, позволяет вовлечь в активную творческую работу не только детей, но и их родителей, тем самым предоставляя семье доступ к культуре своего народа путем совместной организации мини-музея.


Список литературы

  1. Роон Т.П.. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Сахалинская область. Нивхи.. – М.: «Энерджи Пресс», 2011.
  2. Сахалин. Обитаемый остров, М.: Энерджи Пресс, 2010.
  3. Таксами Ч.М. Нивхи / под ред. И.С. Вдовин, Ленинград: Наука, 1967.
  4. Суляндзига Р.В., Кудряшов Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. - М, 2003.
  5. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М, 2010.
  6. Интернет ресурс: https://moluch.ru/archive/121/33591/
  7. Интернет ресурс: https://travelask.ru/articles/nivhi-potomki-pervyh-lyudey
  8. Сайт Охинской местной общественной организации «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»)»: http://www.kykhkykh.org/ 

Приложение 1

Мониторинг осведомлённости воспитанников старшей группы о коренных малочисленных народов севера – нивхов

Цель мониторинга: проверить знания воспитанников старшей группы о коренных малочисленных народов севера – нивхах.

Мониторинг состоял из 6 вопросов:

вопросы

1.

Какие коренные народы Сахалина вам известны?

2.

Где проживают нивхи сейчас на территории Сахалина?

3.

Каков род деятельности сахалинских нивхов?

4.

Как называется традиционная одежда нивхов?

5.

Какие нивхские традиционные праздники вам известны?

6.

Что обозначают узоры на одежде нивхов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знакомство с малочисленным народом Севера (хантами)."

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.   ...

Концепция «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ИЗ ЧИСЛА МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

В процессе интеграции в многонациональном государстве малочисленные народы Севе-ра столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. Коренное насел...

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Приложение к проекту "Игры малочисленных народов севера"

Картотека "Подвижные игры народов севера"...

Отчёт о запланированных занятиях родных языков и фольклора коренных малочисленных народов Югры

Отчёто запланированных занятиях родных языков и фольклора коренных малочисленных народов Югры...

Фотоотчёт непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Плоскостная лепка "Нивхи - коренной малочисленный народ севера Сахалина"

В настоящее время очень актуален вопрос нравственного, этнокультурного воспитания. Важно приобщать дошкольников к культуре и традициям малочисленного народа, проживающего на нашем родном острове Сахал...