программа летней оздоровительной работы "Растем здоровыми и бережливыми"
методическая разработка

Программа летней оздоровительной работы в ДОУ направлена на создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование бережливого сознания воспитанников  в летний период. Содержит в себе четыре модуля:"Организационно-методическая деятельность", "Физкультурно-оздоровительная работа", "Воспитательно-образовательная деятельность в возрастных группах", "Содержание психолого-педагогического сопровождения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Программа

 летней оздоровительной работы

«Растем здоровыми и бережливыми»

Разработала:

ст. воспитатель Фролова Е.С.

картинка.jpg

Г.о.г. Выкса

2022г

Содержание:  

1. Информационная карта

2. Пояснительная записка

3. Концептуальные основы

4. Нормативно – правовое обеспечение

5.  План реализации программы

6. Система лечебно – профилактической работы в учреждении

7. Организация питания (в том числе с лечебно – профилактическими  

 составляющими)  

8. Система информирования общественности о деятельности учреждения,

   взаимодействие со средствами массовой информации

9. Система внешних контактов учреждения

10. Кадровое обеспечение

11. Материально -  техническая база

12. Система контроля и оценки результативности реализации

программы

13. Список литературы


  1. Информационная карта

Полное  наименование программы

Программа летней оздоровительной работы «Растем здоровыми и бережливыми»

1

Направление деятельности в рамках реализации программы

-физкультурно-оздоровительное;

-бережливость

2

Авторы программы

Зам.заведующего

Ст. воспитатель 

3

    Территория

Нижегородская обл., г. Выкса,

МБДОУ детский сад

№ 27 «Сказка»

4

Юридический адрес организации

607060, Нижегородская область, г. Выкса, микрорайон Центральный, здание 16

тел.(83177) 3-13-07

e-mail skaska27@bk.ru

5

Цель и задачи программы

Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование бережливого сознания воспитанников ДОУ в летний период.

Задачи:

  1. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
  2. Провести акции, входящие в проект «Бережливость и порядок в ДОУ»
  3. Развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.

6

Срок реализации программы

Лето 2022 года

7

Общее количество участников

335 детей

8

Кадровое обеспечение

Воспитатели, помощники воспитателей, специалисты

9

Ожидаемый результат

1. Оздоровились воспитанники ДОУ, снизился уровень заболеваемости.

2. Дети проявляют бережное отношение к объектам природного и рукотворного мира.

3. У воспитанников развиты двигательные, познавательные,творческие способности.


  1. Пояснительная записка.

Программа летней оздоровительной работы разработана для сотрудников, воспитанников и родителей ДОУ на летний период 2022г.

Цель программы: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование бережливого сознания воспитанников ДОУ в летний период.

Задачи:

  1. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей.
  2. Провести акции, входящие в проект «Бережливость и порядок в ДОУ»
  3. Развивать двигательные, познавательные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности.

Педагогические продукты:         

  • план летней-оздоровительной работы с приложениями;
  • фотоматериалы;
  • выставки рисунков и поделок детей.

Презентация программы:

Отчет о реализации программы «Растем здоровыми и бережливыми» на заседании педсовета 30.08.2022.

Актуальность

Все чаще в детский сад поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. Растет  количество взрослых (родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Хотя физкультурно-оздоровительная и лечебно-профилактическая работа детского сада и ведутся в системе, это направление продолжает оставаться актуальным на протяжении нескольких последних лет. Лето – самое плодотворное время для укрепления  здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.

Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участником проекта «Бережливый регион». Бережливые технологии – это эффективное управление временем всех участников образовательного процесса. Всё больше детских садов присоединяются к этому проекту. В феврале 2022г наш детский сад начал реализацию проекта «Бережливость и порядок в ДОУ». На лето запланирован ряд акций, которые направлены на формирование бережного отношения к природному  и рукотворному миру.

В летний период педагоги эффективно решают задачи по развитию двигательных, познавательных, творческих способностей воспитанников. Постоянное пребывание детей на свежем воздухе дает ребенку значительный физический и эмоциональный запас сил для успешного полноценного развития и повышения иммунитета, приобретения новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

Таким образом, усилия  коллектива детского сада "Сказка" летом 2022 года будут направлены на  создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей,  на реализацию системы мероприятий, способствующих развитию бережного отношения воспитанников к природному и предметному миру, а также на развитие  двигательных, познавательных, творческих способностей воспитанников.

  1. Концептуальные основы программы.

Концептуальные подходы к содержанию и организации летней оздоровительной компании, базируются на основе создания   многофункциональной системы развивающего отдыха детей, имеющей направленность:

  • Здоровье. Решение задач по этому направлению достигается оптимальным двигательным режимом, закаливанием, сбалансированным питанием, рациональным режимом дня.
  • Бережливость. Поставленные задачи решаются через проведение акций, направленных на формирование бережливости у детей. Бережливость выступает как моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам.

  1. Нормативно – правовое обеспечение
  • Закон  Российской Федерации от 26.12.2012. №273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
  • Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад №27 «Сказка»;
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ;
  • Договора между МБДОУ №27 «Сказка» и родителями (законными представителями), посещающего МБДОУ;
  • Правила внутреннего распорядка воспитанников;
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской федерации «17» октября 2013г. № 1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
  • Методические рекомендации МР 2.4.0259-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях"

Принципы, которыми необходимо руководствоватьсяпри реализации программы:

  • поддержка разнообразия детства в летний период;
  • учет возрастных и психофизических возможностей и особенностей детей;
  • деятельностный подход к организации образовательного процесса;
  • интеграция разных видов детской деятельности;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • взаимодействие ДОО и семьи.


5. План реализации программы

Для реализации программы разработана модель, которая представлена в виде следующих модулей:

1 МОДУЛЬ  "Организационно-методическая деятельность"

Направление деятельности

Содержание

Сроки

Ответственный

Методическое сопровождение:

  • Консультации для педагогов по вопросам организации детской деятельности  в летний период

Памятка «Какие растения нельзя, а какие можно высаживать на территории детского сада»

июнь

Старший воспитатель

Памятка «Как создать РППС для индивидуальной работы в разновозрастной группе»

июнь

Старший воспитатель

«Виды прогулок»

июль

Старший воспитатель

«Оказание первой медицинской помощи»

июнь

Ст. медсестра

 «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»;

июль

Педагог-психолог

«Формирование ситуации успеха у дошкольников»

август

Старший воспитатель

«Воспитание бережливости у дошкольников»

июль

Старший воспитатель

  • Конкурсы

1.«Дизайн забавных шляпок»

2. Рисунков на асфальте

август

июнь

Старший воспитатель

  • Контроль

«Что должны подготовить воспитатели в группе для работы с детьми летом»;

«Реализация воспитателями плана летней оздоровительной работы»

«Организация работы по адаптации детей в группах раннего  и младшего возраста»

"Проведение закаливающих процедур"

июнь

июль

июль

1 раз в мес.

Зам. заведующего

Старший

воспитатель

Зам. заведующего

Старший воспитатель

  • Консультации специалистов

для родителей

«Как воспитать у ребенка бережливость?»

«Подвижные игры на прогулке или спортзал на улице»

«Как родителям самостоятельно развивать речь детей летом»

июнь

август

август

Зам. заведующего

Инструктор по физкультуре

Старший воспитатель

  • Инструктажи для педагогов

«Охрана жизни и здоровья детей»,

"По предупреждению детского травматизма, ДТП";

 «Правила пожарной безопасности»

 "По охране труда и выполнению требований техники безопасности на рабочем месте"

июнь

Зам. заведующего

Заведующий хозяйством

  • Выставка методической литературы по работе с детьми в летний период:

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»;

«Проектная деятельность в летний период»».

«Организация работы в адаптационный период».

июнь-август

Инструктор по физо

Старший воспитатель

Педагог-психолог

Административно-хозяйственная работа

- Провести ревизию имеющегося оборудования (детских и спортивных площадок), инвентаря, комплектов игр, используемых на летней прогулке.

- Организовать субботник по благоустройству и озеленению территории детскогосада с привлечением родителей.

- Организовать и провести ремонтные работы разного вида 

май

май

июнь-август

Заведующий хозяйством

Заведующий хозяйством

Заведующий хозяйством

2 МОДУЛЬ "Физкультурно-оздоровительная работа"

Направление деятельности

Содержание

Сроки

Ответственный

Оздоровительные и закаливающие мероприятия

  • Прием детей, утренняя гимнастика на свежем воздухе.

  • Длительное пребывание детей на воздухе. Соблюдение воздушного режима в помещении.
  • Полоскание горла, обширное умывание.  
  • Мытье ног после прогулки.
  • Дневной сон без маек при открытых фрамугах.
  • Игры с водой на прогулках, подвижные и спортивные игры.
  • Ходьба босиком на веранде и на групповых участках, по корригирующим и массажным коврикам в группе.
  • Пальчиковая гимнастика
  • Песочная терапия: игры с песком
  • Игры с оборудованием, повышающим двигательную активность (мячи, скакалки, городки, бадминтон, кегли и кольцебросы).

Специальные методы закаливания:

  • проведение световоздушных ванн (солнечные ванны в соответствии с рекомендациями врача по группам здоровья) с 5 минут 1 раз в день, после появления загара 10-15 минут 3 раза в день;
  • водные процедуры:

обливание ног с последующим снижением температуры воды с 28-30до 18 градусов для детей младшего и среднего возраста (1 группа здоровья) и до 20 градусов (2 группа здоровья).

  • дыхательная гимнастика после сна (в сочетании с активной гимнастикой).

ежедневно

Воспитатели групп

Инструктор по физкультуре

Мед. сестра

Спортивные праздники и развлечения

Квест «День защиты детей»

- сред, ст. и подг. группы

1 июня

Инструктор по физкультуре,

воспитатели

Неделя здоровья

 –все группы

1-3 июня

Воспитатели

Развлечение «День спорта»

-мл. группы

3 июня

Воспитатели

Квест «Мой любимый город»

- ст. и подг. группы

22 июля

Инструктор по физкультуре

 «День Нептуна»

-все группы

19 августа

Инструктор по физкультуре

Спортивная неделя

–все группы

15-19 августа

Воспитатели

Организация питания

Включение в меню свежих овощей, фруктов, соков.

Июнь-август

Шеф-повар


3 МОДУЛЬ "Воспитательно-образовательная деятельность в возрастных группах"

Направление деятельности

Содержание

Сроки

Ответственный

Организация детских видов деятельности

Беседы.

Чтение художественной литературы и обсуждение сюжетов произведений. Наблюдения на экологической тропе, в  парке, у водоема, в природе.

Элементарный бытовой труд.

Экскурсии,целевые прогулки.

Опытно-экспериментальная деятельность. Труд в огороде.

Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные, хороводные развивающие игры.

Конкурсы на лучшую постройку из песка, конкурс детских рисунков. Самостоятельное творчество.

в течение лета,

 в соответствии с календарным планированием

Воспитатели групп

День рождения А.С. Пушкина

- ст. и подг. группы

6 июня

воспитатели

«День России»

- ст. и подг. группы

10 июня

воспитатели,

муз. руководители

«День семьи»

- все группы

8 июля

воспитатели,

муз. руководители

Акции проекта «Бережливость и порядок в ДОУ»

«Починим, зашьем, помоем»

-все группы

27-30 июня

Ст. воспитатель

«Вредный целлофан» - группы младшие, средние, старшие и подготовительные.

25-29 июля

Зам. заведующего

«Подари книгу библиотеке»

-все группы

8-12 августа

Старший воспитатель

4 МОДУЛЬ "Содержание психолого-педагогического сопровождения"

Направление деятельности

Содержание

Сроки,

Ответственный

Работа с детьми

Игры адаптационного периода.

Социально-коммуникативное развлечение «Хорошо играть с друзьями», «Час общения», «Давайте познакомимся».

Работа с детьми по предупреждению бытового и дорожного травматизма.

Беседы, развлечения, экскурсии по правилам дорожного движения и пожарной безопасности.

Экскурсии и целевые прогулки с детьми старших групп за территорию детского сада:

- пешеходные прогулки в лесопосадку;

- экскурсии:

в парк,

в Пожарную часть,

 в детскую центральную  библиотеку,

- целевые прогулки по территории д/с

в течение лета

в течение лета

1 раз в неделю

1 раз в месяц

1 раз в неделю

Педагог-психолог, воспитатели групп раннего и младшего возраста

Воспитатели всех возрастных групп

Взаимодействие с педагогами

Круглый стол с воспитателями групп раннего возраста по теме: «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО».

«Школа молодого педагога»

Консультации:

 «Новые подходы к адаптации детей младшего возраста», «Психологическое воздействие игровых методов и приемов в обучении и воспитании младших дошкольников».

июнь

июль

Педагог-психолог

Старший воспитатель

Взаимодействие с семьей

Родительское собрание для родителей вновь поступивших воспитанников.

Анкетирование родителей «Ваш ребенок идет в ДОО».

Памятки-буклеты: «Адаптация с улыбкой», «Тревога при расставании».

Консультативный материал в «летние уголки» для родителей:

«Уроки безопасности летом»,

«Всё о летнем отдыхе с детьми»

«Игры на свежем воздухе»

Памятка для родителей «Как управлять вниманием ребенка во время игр»

июнь

июнь-июль

Заведующий д/с

Педагог-психолог

Воспитатели

Старший воспитатель

  1. Система лечебно – профилактической работы в учреждении

Профилактическая и оздоровительная работа строится на создании условий для двигательной активности детей за счёт организации различных видов детской деятельности на прогулке, максимальном пребывании детей на свежем воздухе (утренний приём и гимнастика, прогулки, развлечения), проведении закаливающих и профилактических мероприятий в течение дня (воздушные и солнечные ванны, босохождение, водные процедуры, гигиеническое мытье ног), включение в меню свежих овощей, фруктов, соков.

6.Организация питания

Летом происходит более активное течение обменных процессов в детском организме, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах. Необходимо увеличение калорийности и пищевой ценности рациона детей.

Однако в организации питания детей в летний период нередко встречаются определённые трудности. Чаще всего это связно с выраженным снижением аппетита у ребёнка в жаркие летние дни, когда нарушается выработка пищеварительных соков, увеличивается потребность в жидкости. С другой стороны, летом дети большую часть дня проводят на свежем воздухе, много двигаются, принимают водные процедуры. Всё это сопровождается более активным течением обменных процессов, увеличением энергозатрат организма, в связи с чем повышается потребность в пищевых веществах.

Установлено, что в летний период энергозатраты детского организма возрастают примерно на 10% по сравнению с другими сезонами года.

Отмечено также, что летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно. В связи с этим организм ребёнка испытывает повышенную потребность в белке – основном пластическом материале для построения клеток и тканей.

Кроме того, во время сильной жары организм ребёнка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов, особенно витаминов С и группы В. Это тоже требует увеличения пищевой ценности детских рационов.

Основными источниками углеводов в летний период должны стать овощи и фрукты. При этом особенно важно в рационе детей увеличивать количество  овощей – огурцов, помидор, ранней капусты, широко включать в рацион морковь, свеклу. Давать их рекомендуется не только в обед, но и на завтрак и ужин с обязательным добавлением различной свежей зелени. С продуктами растительного происхождения ребёнок получит большое количество витаминов, микроэлементов, клетчатки, пектиновых веществ.

Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Поэтому воспитателям и няням необходимо  всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питьё предлагается детям в виде свежей кипячёной воды, несладких соков, бутилированной воды.

Питьё дается детям на прогулке, после возвращения с прогулки и перед проведением закаливающих процедур. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипячёную воду) и стаканчики по числу детей.

7. Система информирования общественности о деятельности учреждения, взаимодействие со средствами массовой информации

Информация для педагогов, родителей, коллег и просто неравнодушных граждан о реализации программы летней оздоровительной работы в ДОУ  будет предоставляться на сайте ДОУ, систематически в разделе «Новости». Планируется публикация на сайте "Выкса РФ", о проведении праздника "День семьи, любви и верности", акций проекта «Бережливость и порядок в ДОУ», празднике «День Нептуна», В фойе детского сада планируется оформить фотоотчет воспитателей "Что нам лето подарило?"

  1. Система внешних контактов учреждения

Нашими социальными партнерами являются:

  • Централизованная библиотечная система г. Выкса
  • 56-ПЧ ФГЛУ «8 отряд ФПС по Нижегородской области
  • МАУ «Парк культуры и отдыха».

В это лето запланированы познавательные экскурсии, акции с воспитанниками ДОУ в учреждениях (на территориях)  социальных партнеров.

  1. Кадровое обеспечение.

В реализации программы летней оздоровительной работы примут участие 30 педагогов ДОУ. Из них 7-специалисты:ст. воспитатель, физорг, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель(3 чел) и 23 воспитателей. Выполнение санитарно-гигиенических норм будут обеспечивать  15 помощников воспитателей, 2 машиниста по стирке белья, 1 уборщица служебных помещений. Сбалансированное питание будут готовить  3 повара и 2 кухонных работника. Вопросы по пополнению материально-технической базы будет решать  1 зам. заведующего по хозяйственной части, делопроизводство вести  1 делопроизводитель. Контроль будет осуществлять заведующий и зам.заведующего детского сада.

  1. Материально -  техническая база

Для успешной реализации летней оздоровительной компании планируется приобрести недостающее игровое оборудование для детей младшего возраста на сумму 50 тыс. руб.

  1. Список литературы
  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
  2. Кузнецова М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ. Практическое пособие  / М. Н. Кузнецова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Пенькова Л. А. Под парусом лето плывёт по Земле. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов  и колледжей / Л. А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006.
  4. Белкина В.  Н. Дошкольник: обучение и развитие / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева Н. В. Ёлкина. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М. Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Материалы из Справочной системы «Методист детского сада»
    https://vip.1metodist.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительно лагеря с дневным пребыванием детей

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях лагеря с дневным пребыванием на базе МДОУ....

Программа летней оздоровительной кампании

Планирование представляет блочную систему, состоящую из плана мероприятий , отведенных на реализацию темы месяца и подтем недель....

Программа Летней Оздоровительной Компании детского сада

Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем этой лич...

Программа летне-оздоровительной работы с воспитанниками "Лето, лето к нам пришло!"

Программа летне-оздоровительной работы с воспитанниками дошкольного отделения «Сорочата» МБОУ «СШ №40» на 2014-2015 учебный год...

Программа летней оздоровительной работы "Здоровей-ка!"

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и доби...

Программа летнего оздоровительного лагеря для детей дошкольного возраста "Здравствуй, лето!"

 Программа «Здравствуй, лето!» - это претворение в жизнь идеи отдыха  в оздоровительном лагере в не менее интересный и полезный отдых детей в условиях поселка  в рамках работы де...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город толерантности – наполни сердце Добротой»

Цель:Организация активного отдыха, создание оптимальных условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национ...