Из опыта работы. Сплочение детского коллектива через игры в условиях ДОУ
методическая разработка (старшая группа)

Якушева Лира Александровна

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы

Сплочение детского коллектива через игры в условиях ДОУ

Первый слайд

Актуальность. В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования воспитанники детского сада должны научиться активно, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Как показала практика, многие дошкольники имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности.

Наиболее важное значение для развития личности имеет игра. Беря на себя роль взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в трудовой и общественной деятельности.

Те действия и взаимоотношения, которые дети развивают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками. В процессе реальных взаимоотношений, развивающихся по поводу игры - при обсуждении содержания игры, распределении ролей - дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить свой вклад в общее дело.

Значение игры в формировании сплоченности детей рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М. Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.)

Проблема формирования сплоченности детей, представляет одну из интересных и сложных проблем психологии и педагогики.

Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный, импульсивный; непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общий способ решения задачи. В некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения, при слушании партнера не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут. Появляются разочарования, обиды, агрессивность, эмоциональная подавленность, потеря интереса к жизни группы. Дети должны уметь работать коллективно и в определенном темпе, ориентироваться на других детей, уметь планировать и согласовывать свои действия и действия партнеров, подчиняться групповым правилам.

Второй слайд

Цель: сплочение детского коллектива.

Задачи:

- развитие способности следовать правилам;

- развитие навыков бесконфликтного взаимодействия с партнёром;

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

               

Форма проведения: 

В образовательный процесс включали:
- совместную деятельность, предполагающую  высокую степень самостоятельности детей, способность применять ранее полученные знания и умения для решения нестандартных ситуаций;
- нетрадиционные формы организации совместной деятельности (интеллектуальные игры);
- организация детей в парах, тройках, малых группах;
- для организации совместной деятельности следует использовать такие задания, которые имеют наглядный конечный результат совместных действий.

Третий слайд

Мы разработали перспективный план совместной деятельности воспитателей и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста на 202102022 учебный год, вам мы представляем план на ноябрь-декабрь.

Совместная деятельность с дошкольниками организуется в три этапа:

  1. Необходимо понять и выбрать, как организовать совместную деятельность, в какой форме. Следует предлагать несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех детей, а затем усложнять задания.
    2. Деление больших детских групп на более маленькие, так, чтобы каждый ребенок мог взаимодействовать и почувствовать свою значимость. Объединение детей в небольшие группы позволяет сформировать у них способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе.
    3. Обсуждение с детьми общих целей деятельности и способы согласования совместных действий, как можно договариваться между собой, распределять задания. Но это возможно, когда у детей уже сформированы начальные навыки взаимодействия.
    При формировании у детей готовности к сотрудничеству мы, как педагоги, учитывали возрастные особенности старшего дошкольного возраста:
    Используя игры, беседы, художественное слово, совместную деятельность мы способствовали развитию:
  • «Эмоционального интеллекта»
  • Созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности и внимания друг к другу
  • Дружеской атмосферы взаимопомощи и открытого общения детей друг с другом и педагогом.
  • Обучали детей способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций.

В своей работе мы использовали такие методические приемы обучения сотрудничеству, как:
• демонстрация «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и последующее их обсуждение;
• переключение внимания ребенка со взрослого на сверстника;
• создание ситуации выбора: задания, способа выполнения, материала, партнера;
• выработка правил взаимодействия друг с другом.

Демонстрация опыта (фото деятельности)

Формирование у детей навыков сотрудничества происходит в различных видах совместной деятельности. Утром, принимая детей мы учим проявлять эмпатию, умение вступить в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Ребенку представляется возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или огорчениями. Приветствия, пожелания, комплименты и подарки, игры, обмен новостями - основа для того, чтоб наладить общение на весь день. Утром проводятся игры для сплочения коллектива; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие интереса к партнеру по общению: «Эхо», «Кто говорит?», «Кто я?» «Пожелания», «Комплименты», «Здороваемся без слов», «Рисунок на спине» и другие. Все это позволяет создать положительный эмоциональный настрой на весь день, обеспечить условия для межличностного общения детей и взрослых.
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, необходимо проводить этические беседы, использовать литературные произведения, аудиозаписи.

Игра - это незаменимое средство сплочения детского коллектива. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе. Воспитатель должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе: «Радио», «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие.

В течение дня неоднократно проводить дидактические игры со сверстниками, цель которых: установление доверительного контакта друг с другом; умение чувствовать состояние, настроение окружающих, умения внимательно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь, понимать интонацию других; развитие мимики и пантомимики; развитие наблюдательности.

При организации дидактических игр существует определенная последовательность. В младшей группе проводятся игры на развитие интереса к партнеру по общению, в средней группе - игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог, в старшей группе - игры на развитие навыков взаимодействия в группе, в подготовительной группе - игры на сплочение детского коллектива.

Важной составляющей каждого упражнения является рефлексия, через которую идет осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. Особенности проведения рефлексии:
• вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга;
• вопросы, адресованные детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.
Грамотно организованная работа по развитию рефлексии, значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение.

Для формирования навыков сотрудничества важно использовать наглядные формы работы:
• «Доска желания» (книга желаний, цветок желаний, дерево мечты). Это макет планирования деятельности детей на неделю. В начале недели педагог с детьми выбирают, чем бы они хотели заниматься, в какие игры играть. Утром в понедельник, совместно с педагогом дети распределяют, в какой день и в какое время они будут реализовывать данные желания с учетом сетки занятий, режимных процессов.
Цель работы: создание эмоционального настроя детей на всю неделю; развитие умения договариваться между собой при распределении ролей и обязанностей; дети учатся делать выбор и планировать свою деятельность, отстаивать свою точку зрения; развитие эмпатии (умения принимать чувства другого человека).
• «Копилка добрых дел». Каждая семья изготавливает коробочку для своего ребенка, украшает ее. В эту коробочку складываются «добрые дела». Например, на осеннем листочке написано «Саша помог собрать игрушки Маше». Это и есть доброе дело. Листочек убирать в коробочку ребенка. Дети очень стараются, кто-то поднимет игрушку, другой подаст стул и т.д. Зимой можно складывать в коробочки – снежинки, летом – цветочки. В конце недели подводятся итоги. Фотография ребенка, у которого больше листочков, тот попадает на «Дерево добра».

Вывод:

Данные формы работы повышают уровень самооценки у неуверенных в себе детей, воспитывают нравственные качества: взаимовыручку, доброту, отзывчивость. Пособия интерактивны и предполагают высокую степень активности самих детей, позволяют осуществить решение задач, напрямую влияющих на развитие коммуникативного компонента личности.

План работы на

 сплочение детского коллектива

Дата

Мероприятие

Ответственный

08.11.2021

  1. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».
  2. Игра «Ветер дует на….». Цель – участники игры больше узнают друг о друге, так же узнают, что у них есть много общего.
  3. «Чего не знал воробышек» - этическая беседа о вежливости – цель: напоминание детям правил вежливого обращения.

Воспитатель

Педагог-психолог

11.11.2021

  1. Выучить речёвку:  «Все мы дружные ребята» Цель – сплочение детского коллектива.
  2. Игра «Пирамида любви» Цель – воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные возможности.
  3. «Вежливая просьба» - этическая беседа о вежливости – цель: оказание помощи детям в осознании значения вежливых слов.

15.11.2021

  1. Игра «Дракон» - цель: умение чувствовать и понимать товарища.
  2. «Вместе тесно, а врозь скучно» - этические беседы о дружбе – цель: оказание помощи детям в узнавании способов примирения и избегания ненужных ссор.
  3. «Если с другом вышел в путь» - слушание и исполнение песен.

18.11.2021

  1. Игры «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» - цель: улучшение взаимоотношений со сверстниками.
  2. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» - этическая беседа - цель: оказание помощи детям в осознании, что ссоры могут привести к беде.
  3. Игра-инсценировка «Правила вежливости» - цель: закрепление вежливых форм обращения.

22.11.2021

  1. Игра «Волшебный цветок» - цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
  2. С/ролевая игра «Детский сад» - цель:  формировать представление о себе как члене группы детского сада.
  3. «Внимательный, равнодушный» – цель: обсуждение данных качеств характера и их значение в общении.

25.11.2021

  1. Ситуативный разговор о правилах поведения в группе, на улице, в общественных местах.
  2. Игра «Мяч в руки» - цель: повысить самооценку у детей, их уверенность в себе.
  3.  Д/игра «Что такое хорошо, что такое плохо» - цель: совершать нравственно-направленные действия и поступки.
  4. «Шире круг» - слушание и исполнение песен.

29.11.2021

  1. «Обиженные друзья» - этическая беседа – цель: формирование осознанности у детей, что общение с друзьями приносит радость.
  2. Игра «Да – нет» - цель: закрепление правил культурного поведения.
  3.  «Вулкан» - игровое упражнение - цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

02.12.2021

  1. «Расскажи о своем друге» - цель: развивать связную речь, умение рассказывать о друге, отмечая особенности его характера.
  2. «Настоящий друг» -  слушание и исполнение песен.
  3. «С чего начинается дружба» - беседа – цель: формирование понимания детей о пользе внимания, приветливости и взаимопомощи по отношению к друзьям.
  4. Отрывок из произведения Э. Успенский «Гена и его друзья», обсуждение с детьми, как можно проводить время в «Доме дружбы».
  5. «Паутинка» - п/игра – цель: развивать уметь чувствовать и понимать другого.

06.12.2021

  1. «Стойкий солдатик» - игровое упражнение – цель: снижение возбуждения и конфликтности.
  2. «Хорошие товарищи» беседа – цель: воспитание у детей доброжелательного отношения. Обсуждение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи»
  3. «Обнимашки» - этюд – цель: снятие мышечных зажимов.
  4. Игра с мячом «Я знаю пять имён своих друзей» - цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

09.12.2021

  1. «Я тебя понимаю» - игровое упражнение – цель: содействовать развитию понимания других людей и самих себя.
  2. «Волны» - этюд – цель: пережить чувство общности друг с другом.
  3. Игра-инсценировка «Правила вежливости» - цель: закрепление вежливых форм обращения.

13.12.2021

  1. Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово»
  2. Игра «Вежливые внучата» - цель: использование вежливых слов в процессе игры.
  3. «Добрые эльфы» - этюд – цель: формирование общности с другими детьми и возможность видеть в сверстниках друзей и партнёров.
  4. Д/игра «Что такое хорошо, что такое плохо» - цель: совершать нравственно-направленные действия и поступки.

16.12.2021

  1. «Помоги другу, или самая дружная пара» - игровое упражнение – цель: формировать отношения доверия.
  2. Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки» -цель: дети узнают, как можно избежать ссоры, как помириться.
  3. «Я хочу с тобой подружиться» - игровое упражнение – цель: формировать взаимопонимание; содействовать формированию доброжелательных отношений в группе.
  4. Игра «Да – нет» - цель: закрепление правил культурного поведения.

20.12.2021

  1. Чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы» - цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.
  2. «Я самый главный» - цель: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
  3. «Правила вежливости» - игра-инсценировка – цель: закрепление вежливых форм обращения.
  4. Игра «Пирамида любви» Цель – воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные возможности.

23.12.2021

1. Чтение рассказа  «Синие листья" В.А. Осеева» - цель:  развитие умения детей понимать, оценивать чувства и поступки других, развитие нравственных качеств детей.

2. Игра  «Аплодисменты по кругу» - цель: развитие межличностных отношений в группе, достижение оптимального уровня психологической совместимости детского коллектива.

3.  Игра «Виноградная гроздь»  цель: укрепление чувства единства в детском коллективе, развитие умения чувствовать и понимать другого.

4.  Игра «Все вместе!» цель: развитие умения сотрудничать и работать вместе, развитие готовности конструктивно решать проблемы.

27.12.2021

1. Чтение художественной литературы  Милн А. «Винни Пух и все-все-все» цель: развитие чувства эмпатии, желания помогать друг другу.

2.  Совместная деятельность «В гостях у сказки» цель: закрепить умение работать в парах в рамках совместной деятельности; учить выбирать партнера по его личностным качествам; воспитывать уважительное  отношение к друг другу.

3.  Игра «Друг к дружке» цель: обеспечение возможности контакта  взаимодействия детей друг с другом.

4.  Игра «Что изменилось?» цель: развивать умение идти навстречу друг другу, умение считаться с интересами других.

 

29.12.2021

1. Игра «Обьятие» цель: предоставить  детям возможность  физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.

2. Игра «Почесать спинку» цель: повышение уровня групповой сплоченности, предоставление возможности расслабиться и вновь сосредоточить свое внимание.

3. Чтение художественной литературы «Гуси-лебеди» , знакомство детей с пословицами и поговорками о взаимопомощи

4.Игра «Кого не хватает?» цель: подчеркнуть важность каждого сверстника, почувствовать свою общность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы: "Дети познают мир через игры"

Сообщение из опыта работы: "Дети познают мир через игры"...

Формирование традиций в группе детского сада как элемент работы по сплочению детского коллектива

В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада по созданию дружного детского коллектива...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ  ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА»Дошкольный возраст — первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. Применительно к дет...

Сплоченность детского коллектива через интерактивные игры.

Интерактивные игры – это деятельность дошкольников в сотрудничестве с воспитателем, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению....

Консультация для педагогов «Создание условий для сплочения детского коллектива»

Дошкольный возраст — первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. Применительно к детям трех — семи лет правильно говорить о воспитании у них коллективных взаимоотношений, хар...

«Формирование и сплочение детского коллектива в условиях детского сада»

laquo;Целью всякого воспитания должно быть созданиедеятельной личности в лучших идеалах общественной жизни,в идеалах истины, добра и красоты» В.М.Бехтерев...

Опыт работы "Сплочение детского коллектива через игры Клауса Фопеля"

Опыт работы за 2 года использования игр Фопеля на детях средней и старшей группы...