Методическая разработка по теме "Воспитание в ДОУ в современных условиях"
методическая разработка

Зотова Ольга Александровна

Обобщение опыта воспитательной рботы ГАДОУ № 15 Колпинского района СПб за 2021-2022 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrab._realizatsiya_progr.vosp_.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация Программы воспитания в ДОО

Каждый взрослый человек, родитель или педагог, четко осознает важность формирования личности ребенка, его воспитания. Но что же значит воспитать ребенка? В какой мере нужно влиять на маленького человечка и к каким результатам стремиться?

Л.С. Выготский, известный русский психолог начала XX в., связавший психологию и педагогику, сформулировал основные принципы воспитаний детей следующим образом: «Воспитание ребенка состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящей вперед. При этом ребенка не надо воспитывать из вне, он должен самовоспитываться». То есть только личная деятельность может стать основой его воспитания. Таким образом, задачей педагога является наблюдение за деятельностью ребенка, корректное направление и регулирование самостоятельной деятельности ребенка».

ФГОС ДО вкладывает воспитательные функции в образовательную область социально-коммуникативного развития: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Принимая во внимание опыт и наработки отечественных педагогов, а также руководствуясь существующей нормативно-правовой базой, коллективом педагогов ГАДОУ № 15 была разработана Программа воспитания. Она является частью основной Образовательной программы Детского сада. Программа воспитания включает в себя три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Под воспитанием в ней понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

  1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
  2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;
  3. приобретение   первичного    опыта    деятельности    и    поведения     в     соответствии с     базовыми      национальными       ценностями,     нормами       и       правилами,       принятыми в обществе.

Для реализации программы воспитания обозначена следующая система ценностей: Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

  • Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.
  • Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
  • Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.
  • Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
  • Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.
  • Реализация программы воспитания базируется на следующих принципах:
  • Принцип гуманизма;
  • Принцип ценностного единства и совместности
  • Принцип общего культурного образования;
  • Принцип следования нравственному примеру;
  • Принцип безопасной жизнедеятельности;
  • Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого;
  • Принцип инклюзивности.

В соответствии с целями, принципами и ценностными ориентирами Программы воспитания, а также годовым календарным планом педагогами был разработан событийный план, в котором было обозначено, на формирование какой ценности будет направлена педагогическая деятельность в рамках текущей лексической темы. Так, например, в рамках лексической темы «День Победы» формируются ценность Родины, через лексическую тему «Фрукты и овощи» проходят ценности знания, здоровья, труда и т.п. В соответствии с формируемой ценностью были распланированы воспитательные события (тематический досуг, спортивный квест, создание стенгазеты, альбома, мини-музея и т.п.). Часть событий были приурочены к международным праздникам, памятным дням и традициям. Необходимо отметить, что воспитательные события включали в себя не только предметно-целевой вид деятельности, но и культурные практики, а также предусмотрена свободная инициативная деятельность детей.

В течение учебного года коллективом педагогов реализовывался событийный план. Необходимо отметить, что реализация событийного плана проводилась не только силами педагогов, но и родителей воспитанников. Задачей педагогов в формировании профессионально-родительской общности в воспитательном процессе было объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и ДОО.

Процесс и результаты воспитательной деятельности педагогов отражался в газете Детского сада «Конструктор воспитания», публикуемая на сайте ДОО. Рубрикатор газеты был разработан по формируемым ценностям. «Конструктор воспитания» позволил осветить воспитательную деятельность в Детском саду, а также способствовал анализу своей деятельности педагогическим коллективом.

Таким образом, можно отметить, что воспитательная составляющая в ГАДОУ № 15 Колпинского района в 2021-2022 учебном году была не только упорядочена, но и реализована в полном объеме. В процессе итогового мониторинга педагогами были отмечено формирование ценностей в соответствии с целевыми ориентирами Программы воспитания. Повысилась инициативность и свобода самовыражения в поведении детей. Также возросла включенность родителей в воспитательный процесс, заинтересованность их в участии в мероприятиях ДОО. Воспитательная работа была оценена педагогическим коллективом и родителями воспитанников, как успешная и результативная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Проблемы экологического воспитания дошкольников в современном образовании»

Данная публикация разъяснит педагогам какие проблемы экологического воспитания дошкольников существуют в современном образовании....

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы орг...

Методическая разработка "Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий"

Сегодня поговорим о работе в ДОУ с детьми и родителями (законными представителями) по направлению «Популяризация чтения»    Название технологии: «Буккроссинг»Кра...

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему: «Современные образовательные технологии в ДОУ»

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему:«Современные образовательные технологии в ДОУ»...

Методическая разработка "Развитие связной речи дошкольников через современные образовательные технологии"

Данная публикация познакомит педагогов с новыми  технологиями развития связной речи дошкольников....

Методическая разработка. Планирование сюжетно-ролевых игр с современным содержанием.

Разработка для педагогов детского сада по планированию сюжетно-ролевых игр с современным содержанием и созданием атрибутов....