Акция как форма работы педагога-психолога ДОУ
материал

Лобачева Ольга Викторовна

В помощь педагогу-психологу детского сада. В статье рассказывается о возможных психологических акциях, проводимых для всех субъектов образовательных отношений в ДОУ (дети, родители, педагоги).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktsiya_kak_forma_raboty.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 134»

 Педагог-психолог

Лобачева Ольга Викторовна

г. Дзержинск

Работая психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят. Ежедневные занятия в детском саду, а еще  кружки, студии, секции. Бывают и домашние задания. Помимо детского сада, заботливые родители водят ребят к дефектологу, в бассейн, в музыкальную или художественную школы. Поэтому в дополнение к индвидуальной и групповой коррекционно-развивающей, консультативной деятельности я стала искать новые эффективные формы работы, которые приносили бы в бсконечную череду занятий лучик света, тепла, заботы. С этой задачей прекрасно справляются акции.

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели.

Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному преодолению и профилактике нарушений в речевом и психическом развитии воспитанников, через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, коллегами, родителями.

Особенности акции:

Акция охватывает всех родителей группы/детского сада, ведь далеко не все из них способны выделить 1,5-2 часа на посещение тренинга, тем более состоящего из нескольких встреч, из-за объективных и необъективных причин.

При том, что акция – групповой метод работы, он имеет сугубо индивидуальную направленность. Мероприятия затрагивают непосредственно каждого человека: ребенка, родителя и педагога.

Акция экономична по времени проведения (длительность до 2 недель), действует по методу погружения, ненавязчиво сопровождает детей, родителей и педагогов в процессе воспитания и обучения.

Оригинальные приемы, позитивные настрои поднимают настроение детей, родителей и педагогв, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.

*Акция «Письмо маме» (модификация разработки Ю.С. Кузнецовой, Н.А. Погуляевой).

Цели акции:

- укрепить детско – родительские отношения;

- формировать ценностное отношение к близким людям;

- получить позитивную обратную связь от родителей.

Формы и методы проведения:

- беседа в подготовительной к школе группе на тему «Моя мама»;

- письмо маме с использованием техники незаконченных предложений.

Подготовительная работа:

- изготовление эскиза для стенда;

- разработка и оформление бланка письма;

- изготовление конверта;

- организация выставки.

Процесс формирования детско-родительских отношений сложный и многогранный. Преобладающая часть родителей – не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Дошкольный возраст – это такой период, в котором ребенок особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека – его мамы. Поэтому акция «Письмо маме» становится замечательной возможностью для маленького ребенка сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе. Это только укрепляет отношения между ребенком и его мамой.

Для этого была проведена беседа на тему «Моя мама», в ходе которой детям было предложено ответить на вопрос: что значит для нах мама?

Выдержки из занятия «Моя мама»:

Ребята, у нас с вами есть замечательная возможность признаться своим мамам в любви. Мама, мамочка – так зовем мы самого родного и близкого человека. И этот человек для каждого из нас самый лучший на свете. В понимании взрослых и детей мать – самое святое, самое душевное, теплое, родное, светлое в этом мире. Мама – самый главный на свете человек. Мама дает жизнь каждому из нас, заботится, беспокоится за нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит. Если ты вдруг обидел дорогого человека, то нужно обязательно попросить прощения. Подойди к маме, обними её, нежно скажи: «Прости». Сделай маме что-нибудь приятное, она будет этому очень рада. Любовь мамы безгранична, именно она поддерживает нас всю жизнь. Но нередко мы забываем самому близкому человеку – маме – сказать спасибо, сказать, что любим, потому что думаем, что мама об этом знает. А ведь очень часто маме так не хватает именно этих слов.

После беседы детям предлагается написать «Письмо маме» (упражнение проводится по принципу незаконченных предложений). Каждый ребенок подготовительной к школе группе (12 человек) совместно с педагогом-психологом написал письмо для своей мамы.

Письмо моей маме

(бланк письма)

Здравствуй, ________________________________________

В этот особенный день я хочу признаться тебе в том, что

 __________________________________________________

Я не всегда бываю __________________________________,

Но я всегда ________________________________________

Я люблю тебя, потому что ___________________________

Всегда любящий (ая) тебя ____________________________

Дети проявили свое творчество и фантазию в процессе написания письма, показали свою индивидуальность: они признавались мамам в любви, писали и говорили добрые слвоа о своих мамах, называли их ласковыми словами. В конце дня ребята смогли вручить любимым мамам свои письма.

Комментарии:

Будет интереснее, если привлечь детей к созданию конвертов.

Можно приурочить акцию ко Дню Матери или к празднику 8 марта.

*Акция «Конверты любви» (модификация разработки М. Бакиной).

Цели акции:

- укрепить детско-родительские отношения, взаимоотношения со сверстникам и воспитателями;

- формировать ценностное отношение к близким людям и сверстникам;

- способстовать сплочению детского коллектива;

- получить позитивную оценку от родителей, воспитателя и ребят.

Формы и методы проведения:

- беседа с детьми старшей и подготовительной групп на тему «Мои друзья»;

- создание конвертов любви с детскими портретами.

Детям порой трудно выражать свои чувства и эмоции. Всвязи с неразвитой коммуникативной стороной речи им сложно строить общение со сверстниками в детском саду и близкими взрослыми.

После беседы детям предлагается сделать конвертики, на лицевой стороне которых ребята рисуют свой автопортрет и подписываются. Готовые разноцветные конверты крепятся на шкафчики.

В конверты ребята кладут друг другу записки, забавные открыточки, конфетки, игрушки, рисунки. Это делается, когда хочется друг другу что-то сказать, поддержать, обрадовать. Игра увлеает всех: дети заглядывают в свои конверты несколько раз в день.

К игре обязательно привлекаются родители и воспитатели. Детям необходимо чувствовать внимание, тепло и любовь близких людей: мамы, папы, дедушки и бабушки. А для воспитателя - это возможность поддержать и оценить достижения ребенка на занятиях и в группе.

Комментарии:

По мере снижения интереса к конвертикам любви их необходимо снимать со шкафчиков. Через 2-3 месяца игру-акцию можно повторить, она будет воспринята с радостью.

*Акция «Елочка желаний» (авторская разработка)

Цели акции:

- укрепить детско – родительские отношения;

- формировать ценностное отношение к близким людям.

Формы и методы проведения:

- индивидуальная беседа с детьми на тему «Новый год;

- стенд в виде елочки;

- письма к Деду Морозу с пожеланиями детей в виде ногодних шаров.

Подготовительная работа:

- изготовление эскиза для стенда;

- разработка и оформление бумажных елочных шаров, на лицевой стороне которых написано имя ребенка, на оборотной - пожелания;

- объявление для родителей, привлекающее внимание к елочке желаний;

- организация выставки.

Примерно за неделю до новогодних утренников с каждым ребенком индивидуально проводится беседа.

- Ты знаешь, какой скоро праздник? Правильно, Новый год! Праздник исполнения желаний и подарков. Самый главный волшебник – Дед Мороз. Что бы ты попросил у Деда Мороза? А для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? (ответы ребенка записываются) Спасибо. При встрече с Дедом Морозом я обязательно передам ему твои пожелания.

Ответы ребят записываются на оборотные строны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается  на видное место в группе или в фойе.

Конечно, многие дети хотят, чтобы им подарили на Новый год игрушки (машинки, куклу, конструктор). Но есть и такие ответы: «Хочу, чтобы мама с папой не ругались. И папа снова жил с нами», «Хочу, чтобы мама нашла работу и больше не переживала», «Пусть папа больше со мной играет». Они вызывают у родителей ответную реакцию: кто-то плачет, кто-то задумывается…

Комментарии:

Вместо елочки с шарами можно вместе с ребятами смастерить бумажную гирлянду пожеланий и повесить её в раздевалке, или оформить в виде мешка с подарками от деда Мороза.

В маленьких детских садах можно сделать одну елочку на всё  учреждение, в массовых детских садах елочки делаются на группу.

*Акция «Аптечка для души» (авторская разработка)

Цели акции:

- создание положительного эмоционального фона в детском саду.

Формы и методы проведения:

- стенд в виде домика с окошками – кармашками и вывеской «Аптечка для души».

Подготовительная работа:

- изготовление эскиза для стенда;

- подготовка листовочек с позитивными высказываниями, установками, пословицами, поговорками, крылатыми фразами, которые вкладываются в кармашки «Аптечки». Например:

Улыбнись и весь мир улыбнется тебе.

Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью.

Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след, они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит.

Тот, кто ищет цветы - найдет цветы; тот, кто ищет сорняки - найдет сорняки.

Птица счастья садится только на раскрытую ладонь.

Святая наука – расслушивать друг друга.

Комментарии:

«Аптечку для души» можно использовать как самостоятельно, так и как вступительную часть перед семинаром, тренингом, групповой консультацией, круглым столом. Можно также повесить плакат в фойе детского сада, чтобы родители и педагоги, приходящие утром в детский сад получили заряд бодрости и хорошего настроения.

Необходимо заготовить побольше листовочек с позитивными установками и постоянно заполнять опустевшие кармашки.

Попробуйте провести акцию в вашем детском саду, вы увидите её позитивное действие, и сами получите удовольствие.

Такая «Аптечка» (уже в форме сундучка) стоит и в моём кабинете. Каждый посетивший консультацию (родитель или педагог) перед уходом с удовольствием достаёт из «Аптечки»-сундучка маленький свиток-записку с позитивным посланием. Это стало уже традицией. Приятно видеть клиента улыбающимся в ответ на прочитанное.

*Акция «Солнышко настроения»

Цели акции:

- укрепить детско-родительские отношения;

- формировать ценностное отношение к близким людям через совместную оценку своего эмоционального состояния.

Формы и методы проведения:

- беседа с детьми и родителями на тему «Наше настроение»;

- стенд в виде солнышка с косичками-лучами, на концах которых прикреплены фотографии ребят и их родителей; атласные ленточки четырех основных цветов.

Родителям и детям, пришедшим утром в детский сад, предлагается определить, какое у них сейчас настроение, и завязать из соответствующей ленточки бантик на косичке солнышка. Красному цвету соответствует веселое, бодрое настроение, зеленому – спокойное, уравновешенное, синему – грустное, желтому – сердитое, раздраженное.

Данный прием помогает родителям понять свое настроение и эмоциональное состояние ребенка.

Литература

Бакина М. Конверты любви // Игра и дети. – 2004. - №5.

Кузнецова Ю.С., Погуляева Н.А. Открытое письмо моей маме (акция) // Управление ДОУ. – 2009. - №9. – с.80-82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы педагога-психолога с родителями

Отчёт о совместной работе педагога-психолога и воспитателей с родителями, чьи дети посещают подготовительную к школе группу....

Психологическая акция - нетрадиционная форма работы педагога-психолога в ДОУ.

Основная цель проводимых в детском саду акций - создание благоприятного психологического климата. Данный материал посвящен организации акций в ДОУ....

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

«Психологические акции, как одна из форм работы педагога-психолога ДОУ»

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего эффективному пре...

Акция «Письмо маме», как форма работы педагога–психолога в дошкольной образовательной организации

Работая педагогом- психологом в детском саду, все чаще задумываюсь о том, как загружен распорядок дня ребят. Ежедневные занятия в детском саду, а еще – кружки, студии, секции. Поэтому,  в дополне...

Проект «Важней всего погода в ДОУ» (нетрадиционные формы работы педагога –психолога ДОУ с педагогическим коллективом) из опыта работы

Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагого...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ

Акция (лат. – actio) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Основная цель проводимых акций: создание благоприятного психологического климата, способствующего...