Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками
консультация

Ушхвани Светлана Михайловна

В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому актуальным становится использование проблемного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения в работе с дошкольниками

Старший         воспитатель

МДОУ «Детский сад № 68»

Ушхвани Светлана Михайловна

Слайд

Мы живём в период изменения требований к системе образования. На основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ещё более актуальными стали требования направленные на целостное развитие дошкольников. Согласно им у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы различные интегративные качества, в том числе «способность решать интеллектуальные и личностные задачи,  планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач».

Слайд

       В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому актуальным становится использование проблемного обучения.

       В этой связи усилие педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождение путей и способов решения, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Такие возможности предоставляет комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», в рамках которой реализуется технология проблемного обучения.

Слайд

      Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Слайд

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес.

Слайд

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

(Слайд)

Существует алгоритм решения проблемной ситуации. Состоит он из пяти этапов:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний:
  • выдвижение гипотез, предположений;
  • проверка решения;
  • введение в систему знаний

Проблемную ситуацию использую в Нод: (Слайд физической карты – С целью актуализации знаний детей опиралась на физическую карту. Мы повторили с детьми условные обозначения, реки, горы, растительность. Дети вспомнили что любая карта имеет определенные условные обозначения и здесь им создала проблемную ситуацию, (противоречия).лоскутное одеяло) Как вы думаете, почему художник изобразил карту России в виде лоскутного одеяла. В данном примере воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.  Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного  познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.

В: какие цвета использовал художник для росписи этого одеяла? (красный, желтый, синий….) А какие времена года напоминают вам эти цвета? (предположения детей)

Мы с вами можем предположить, что художник показал с помощью красок красоту русской природы, смену времен года. Давайте проверим.  Проходите, пожалуйста,  к столу.  Перед вами картинки с изображением времен года подберите цвет к каждому времени года. Какой цвет вы подобрали к лету?....Можно ли сказать, что художник использовал различные цвета красок  для изображения красоты русской природы, каждого времени года.

Ребёнок смог найти ответ на поставленную проблему, опираясь на свои знания и умения, максимальную активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. (Слайд) Рассматривая ремесла (народные орнаменты), которыми занимались и сейчас занимаются люди нашей страны. Он приходит к выводу, что народ нашей страны трудолюбивый. Проблемная ситуация находится в «зоне ближайшего развития», где осуществляется сотрудничество ребёнка и взрослого. (Слайд) «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве…. Завтра он становится способен выполнить самостоятельно» Л.С.Выготский. Предполагая сотрудничество ребёнка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации, обеспечивает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Чтобы дошкольник осознал предполагаемую ситуацию как проблемную и заинтересовался ей, были предложены творческой группой ряд специфических приёмов создания проблемных ситуаций.

- акцентирование внимание детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда сгребая снег зимой к стволу дерева, мы считаем, что спасем его от мороза?)

-побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком? Какое дерево мы наряжали на Новый год?)

-рассматривание какой-либо проблемы с различных позицый часто ролевых. (Что может рассказать снег (художник, медик, эколог) о цветке, тучке…..)

-создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него. Надо создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но не имеем знаний о способах распространения)

-организация противоречий в практической деятельности детей (составим правила поведения в автобусе для не читающих пассажиров). – можно составить вместе

Данная технология позволяет дошкольнику освоить позиции исследователя, экспериментатора и научится применять добытые знания в жизни. В ней отражены требования к современному образованию.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»

Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебно...

План работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"

В данном материале представлен план работы творческой группы ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование технологии проблемного обучения"...

«Использование технологий проблемного обучения в работе учителя-логопеда ДОУ».

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным пр...

Квест- игра для дошкольников старшей группы с использованием технологии проблемного обучения.

Квест- игра  для дошкольников старшей группы  с использованием технологии проблемного обучения....

«Использование технологии проблемного обучения в работе с младшими дошкольниками»

Технология проблемного обучения в детском саду – это такая организация взаимодействия с детьми, которая предполагает создание, под руководством педагога, проблемных вопросов, задач, ситуаций и а...

Презентация мастер-класса «Использование технологии проблемного обучения при ознакомлении старших дошкольников с многозначными словами»

В презентации представлен опыт работы по использованию проблемного обучения с детьми старшегодршкольного возраста...