Игра на развитие эмоционального интеллекта: «Дерево радости, дерево печали»
методическая разработка (подготовительная группа)

Раковская Анна Владимировна

Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • развитие способности фиксировать внимание на своих действиях и поступках, анализировать их и облекать в знаковую форму;
  • развитие способности фиксировать внимание на действиях и поступках других детей, анализировать их и облекать в знаковую форму;
  • развитие умения производить смысловой анализ слов, обогащать активный словарь за счет слов антонимов;
  • приобретение и закрепление приемлемых для ребенка способов разрешения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_radosti_derevo_pechali.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире эмоциональный интеллект выступает важным условием успешности межличностного взаимодействия и творческой самореализации личности в социуме. Поэтому развитие эмоционального интеллекта ребенка выступает одной из ключевых задач образования, начиная с дошкольного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта в российском образовании отражена в содержании ФГОС ДО. Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить. Необходимо учиться понимать эмоции, принимать и полноценно выражать их. Перед педагогами стоит задача помочь ребенку понять, осознать свои и чужие эмоции, научить правильно выражать свои чувства и способствовать полноценному проживанию эмоций ребенком.
Организованные формы взаимодействия педагога с детьми, направленные на развитие эмоционального интеллекта, включают в себя игры и игровые упражнения, направленные на развитие способности принимать и понимать настроение других людей, а также передавать свое эмоциональное состояние.
 

Игра: «Дерево радости, дерево печали»

Цель: развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • развитие способности фиксировать внимание на своих действиях и поступках, анализировать их и облекать в знаковую форму;
  • развитие способности фиксировать внимание на действиях и поступках других детей, анализировать их и облекать в знаковую форму;
  • развитие умения производить смысловой анализ слов, обогащать активный словарь за счет слов антонимов;
  • приобретение и закрепление приемлемых для ребенка способов разрешения конфликтов.

Материал:

  • макет или плоскостное изображение дерева, с одной стороны украшенное цветами, листьями, а с другой стороны, пустое, мертвое;
  • карточки со словами:
  • обозначающие эмоциональные состояния,
  • обозначающие действия и поступки,
  • обозначающие свойства личности, особенности характера

Предварительный этап.

 Цель:

  • развитие способности определять характер эмоциональных ощущений;
  • развитие способности точно выражать свои ощущения, чувства в слове.

Воспитатель знакомит детей с «деревом радости и печали». Обсуждает с детьми, как они понимают, что такое радость, а что такое печаль. Можно организовать обсуждение в круге и каждый ребенок по очереди, передавая друг другу мяч или клубок рассказывает в каких ситуациях он бывает радостный, а когда он бывает печальным. «Я бываю радостным, когда…., я бываю печальным, когда….». Дальше педагог показывает на макет дерева и рассказывает, что дерево тоже, как и дети может быть радостное, а может быть печальное. Просит детей угадать, где радостная сторона дерева, а где печальная и объяснить почему они так решили.

Первый этап.

Воспитатель, в течение первой половины дня «развешивает» на ветках дерева карточки со словами. Прикрепляем не все карточки, несколько с одной стороны и несколько с другой. Затем, в какой- то определенный режимный момент, например, после прогулки перед обедом, проводится игра-обсуждение.

  • На какой стороне дерева больше карточек со словами?
  • Больше слов на стороне радости или на стороне печали?

Словесная игра «Как ты понимаешь слово……?». Проговариваются значение всех слов, отображенных на карточках.

Словесная игра «Скажи наоборот». Назови слово противоположное слову. Скажи такое слово, чтобы его можно было прикрепить на другую сторону дерева.

В другой режимный момент раздаем детям по одной карточке, объясняем не читающим детям, что там написано, предлагаем читающим детям прочитать слова на карточках и подумать к какой стороне дерева можно их прикрепить и почему.
Знакомство с карточками-словами проходит в течении нескольких дней. После того, как дети познакомились с карточками переходим ко второму этапу.

Второй этап.
Беседа-обсуждение.

В течении первой половины дня в группе сверстников произошла ситуация, которую, как считает педагог, надо обсудить со всеми детьми. После прогулки перед обедом, воспитатель обращает внимание детей, что на макете «Дерева радости, дерева печали» появилось слово.

 Давайте подумаем, почему это слово появилось на ветке? Если идет обсуждение негативного поступка, то нужно постараться вспомнить, определить самое начало - как все начиналось. Как можно было бы поступить по-другому? Что нужно было сделать, что сказать? Как вы думаете, зачем…. это сказал, сделал? Что он чувствовал при этом? Что ты чувствовал? Без порицания, осуждения подвести детей к адоптивному решению конфликта. Если идет обсуждение положительного эмоционального проявления, положительной черты характера, то необходимо обратить внимание детей, с помощью наводящих вопросов, как мы это поняли, с помощью чего заметили. Как вы думаете, почему я решила что .... проявил настойчивость, упорство в достижении цели? Зачем .... проявила взаимовыручку? Что ты чувствовала при этом? Почему тебе было приятно? Как еще можно проявить взаимовыручку?

Третий этап.

Воспитатель предлагает одному или двум детям подумать, замечали ли они в течение первой или второй половины дня поступки или эмоциональные проявления своих сверстников, которые могут появится на «Дереве радости, дереве печали». Ребенку помогают выбрать среди карточек подходящие слова и дальше происходит обсуждение как на втором этапе игры.

Макет дерева можно использовать при обсуждении поступков персонажей художественной литературы, определении чувств героев после прочтения произведения. Если книга читается главами на протяжении нескольких дней, можно после прочтения отрывка просить детей подобрать слова для дерева, сравнивать эмоции или поступки персонажей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития эмоционального интеллекта.

Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста....

Буклет "Подвижные игры для развития эмоционального интеллекта"

Подвижная игра- один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая его инд...

Театрализованные и сюжетно-ролевые игры в развитии эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Статья о важности, особенностьях и сопсобах формирования эмоциональгого интеллекта у детей дошкольного возраста...

Игры на развитие эмоционального интеллекта ребенка

Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Для того, чтобы ребенок научился распознавать в себе разные эмоции, на занятиях мы знакомимс...

Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»

Игра на развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста «Цветик – семицветик»...

Игры для развития эмоционального интеллекта у дошкольников

Игры для развития эмоционального интеллекта у  дошкольников   -...

Игры для развития эмоционального интеллекта

Представлены примеры игр для детей и взрослых для развития эмоционального интеллекта...